На Зоила

Автор: Кантемир Антиох Дмитриевич

1 Ей, змииного яда не столь вредит сила, 
   Сколько сердце и устне злобного Зоила! 
   По нем, может ли что быть в целом свете право? 
   Все не туды, один он мыслит только здраво. 
   5 Игрока осуждает и его повадку, 
   Что имение свое загнул на девятку; 
   Роскошного ругает: "Сам-де ты впал в бедства, 
   Для чего так промотал сильных три наследства? 
   Забыл ты яишницы кушать голубины, 
   10 Ортоланов нет: с нуждой промыслишь мякины; 
   7И жена твоя ходит покрыта убрусом, 
   Как Лазарь обязан встал, воскресши Исусом". 
   Если с печальна сердца страждет, лицо в поте - 
   "Почто с детыми та ходит в французском бармоте?" 
   15 Обняла уж их нужда и бедность без меры - 
   "Не пора ли им отстать католицкой веры?" 
   Ах, хотя жалость сама оных защищает, 
   Но Зоилина стрела и тому ударяет. 
   Не так цельно чрез воздух шар летит с металла, 
   20 Сколь быстро мрачится честь от твоего жала. 
   Скажи, что тебе нравно, что по твоей моде? 
   Иной в девятый пишет не последний в роде, 
   Что уж слова на спинах легче писать мелом, 
   Неж вредительному быть без причины делом; 
   25 Хитрым твоим советом и твоей рукою 
   Чуть иного не пустил таскаться с сумою; 
   Да еще мало и той показалось злости - 
   Начал поносить, что он мот в карты и кости. 
   Пусть, государь, по-твоему, всяк бывает страстный, - 
   30 Ты разве тех избежал и ни в чем причастный? 
   Вспомни, вспомни и к себе собственны досады: 
   Сладостно ли ты вкусил печальны обряды, 
   Где друзья, врази ль твои с тобой поступали, 
   Здравого в веселиях мертвым тя сказали, 
   35 Да в противность законам и в противность чести 
   Зловредным тем действием исполнили вести. 
   Ну, если бы я имел сердце свое злобно, 
   Конче б стихами во вред твой писать удобно, 
   Но оставлю грубым те краски и кисти. 
   40 Хоть ты меня обидел, а мне нет корысти 
   Равномерно воздавать хулы за обиды. 
   Разве уж позволено честь бить так, как гниды? 
   Возьми все имение, збавь жизнь, а не чести. 
   Правду я тебе сказал, написал без лести: 
   45 Ты рожден благороден, разумом доволен, 
   Изобилуешь во всем, разных искусств полон; 
   Дети тебе утеха зрятся благонравны, 
   Промыслом твоим будут почтенны и славны, 
   Коль страхом закона тех в добродетель справишь, - 
   50 Почто, почто обыкность твою не оставишь? 
   Кому друг - там услуги, там честь, там и верность. 
   Сие хвально, да на что ж безмерность? 
   Кто недруг или хотя пришел не по нраву - 
   Злишься, терзаешь всяко и отъемлешь славу. 
   55 Престань, бедная муза! что так рассуждаешь, 
   Столь грубыми стихами почто исправляешь? 
   Про нас с тобой уж и так всякое зло трубят; 
   Иль тебе не печально, что люди не любят? 
   И не в твою пору, князь, красота Парнаса, 
   60 Кинул сатиры, смолчал, престал того ж часа 
   Злые нравы исправлять с забавою складно, 
   Когда уже усмотрел, что многим досадно. 
   А мы с тобой на свете малейша атома, 
   Счастие наше слабе паукова дома, 
   65 Да столь дерзновенны! ей, чтоб не пострадали, 
   Молчи убо впредь, а то быть так, как сказали. 
   
1738
   
ПРИМЕЧАНИЯ
   Когда автор сей сатиры обижен стал быть безвинно Зоилом, тогда написал сию 
не в таком намерении, чтоб тем ему вреда нанести, но паче чувствительно 
показать, как всякая обида в чести несносна бывает. Притом же, может, и такую 
имел надежду, что когда дойдет ушей того, кто здесь под именем Зоила списан, и 
познав, сколь неприлично благородному человеку в злословии упражняться, если 
б свой худой обычай оставит. В прочем всякую хвалу приписуем, и остроту разума 
его почитаю; поистине сожалеть должно, что сия знатная персона в себе сию 
только погрешность имеет, которая ему сделалась обычаем худого сообщенства в 
младых его летах. Я могу оказать смело, если б его острый разум был учрежден и 
определен к важнейшему делу, конечно б сделал честь российской нации, что 
всякий со мной то ж сказать может, если кто об нем бесстрастно рассуждать будет. 
   Ст. 15. Обняла уж их нужда. Двократы пишучи к Демонику, другу своему, о 
поведении благонравну к людям, между прочим и сие ему советует, то есть 

никому бедностью не попрекати: счастие обще всем смертным непостоянно, а 
будуще время нам еще неизвестно.