Публика и народ

Автор: Аксаков Константин Сергеевич


     Константин АКСАКОВ 
     
     ПУБЛИКА И НАРОД 
     ----------------------------------------
     Статья из альбома Софьи Александровны Аксаковой
     Источник: Роман-газета XXI век, 1999, No 7, стр. 70.
     Эл. версия: Либ.Ру Классика, июль 2005 г.
     ----------------------------------------

     Было  время,  когда  у  нас не было публики "Возможно ли это?" - скажут
мне.  Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ.
Это  было  еще  до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и
была  заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень
просто:  часть  народа  отказалась  от  русской  жизни  и одежды и составила
публику,  которая  и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет
нашу  постоянную связь с Западом; выписывает оттуда всякие, и материальные и
духовные,  наряды,  преклоняется  перед  ним, как перед учителем, занимает у
него  мысли  и  чувства,  платя  за  то  огромной  ценой: временем, связью с
народом  и  самою истиною мысли. Публика является над народом, как будто его
привилегированное  выражение,  в  самом  же деле публика есть искажение идеи
народа. 
     Разница  между  публикой  и  народом у нас очевидна (мы говорим вообще,
исключения  сюда  нейдут).  Публика  подражает и не имеет самостоятельности:
все,  что  она  принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз
сама  чужою.  Народ  не  подражает  и  совершенно  самостоятелен; а если что
примет  чужое,  то  сделает его своим, усвоит. У публики свое превращается в
чужое.  У  народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал,
народ  идет  ко  всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие
публики  в  Москве  -  Кузнецкий  мост.  Средоточие народа - Кремль. Публика
выписывает  из-за  моря  мысли  и  чувства,  мазурки и польки; народ черпает
жизнь  из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски.
Публика  ходит  в  немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские
моды.  У  народа - свои русские обычаи Публика спит, народ давно уже встал и
работает.  Публика  работает (большей частью ногами по паркету) - народ спит
или  уже  встает  опять  работать.  Публика  презирает народ - народ прощает
публике.  Публике  всего  полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика
преходяща  -  народ  вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть
золото  и  грязь;  но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У
публики  -  свет  (monde,  балы и проч.), у народа - мир (сходка). Публика и
народ  имеют  эпитеты:  публика  у  нас  почтеннейшая,  народ  православный.
"Публика,  вперед!  Народ  -  назад!" - так многозначительно воскликнул один
хожалый. 




     Чем  бы  ни  занимались  члены  многочисленной семьи Аксаковых, их думы
всегда  о  России,  о  русском  народе,  о  судьбе русской культуры. Об этом
свидетельствуют   и   материалы  семейного  альбома,  хранящегося  в  фондах
Государственного  историко-художественного и литературного музея заповедника
"Абрамцево".  Альбом  готовился  всеми  членами  семьи как свадебный подарок
Софье  Александровне - невесте, а затем жене Григория Сергеевича Аксакова. В
течение   нескольких   месяцев   дочери  С.  Т.  Аксакова  заполняли  альбом
рисунками.   Сергей   Тимофеевич   Аксаков   записал  в  него  отрывок,  где
рассказывается  о  детских  годах  Григория  Аксакова.  Писатель предполагал
включить  его  в  задуманное  им  продолжение  "Семейной  хроники". На левой
странице  альбома  - дарственная надпись, сделанная в первый день работы над
ним: 
     
     "Всякий  клочок  бумаги долговечнее самой долгой человеческой жизни. Ты
сохрани  эти  листы,  милая  Софья,  и  они сохранят тебе живое воспоминание
прошедшего. 
                          С. Аксаков, 1847 года, декабря 27, Москва". 
     
     В  подготовке  семейного  альбома  принимали  участие  и  сыновья С. Т.
Аксакова: Иван Сергеевич и Константин Сергеевич. 
     И.   С.  Аксаков  написал  в  альбом  стихотворение  "Душою  светлой  и
прекрасной".  К. С. Аксаков  поместил  в  альбоме  несколько  стихотворений,
выражающих   его   славянофильское   мировоззрение,  а  также  статью  "Опыт
синонимом.  Публика  -  народ".  Стихотворение  К.  С. Аксакова "Софье" было
последним  из  написанных в альбоме. Именно в этот день, 3 апреля 1848 года,
альбом  посылался  Софье  Александровне.  Перечитывая  эти  два сравнительно
небольших   произведения   К.С.  Аксакова,  не  перестаешь  восхищаться  той
прозорливостью,   с  которой  наш  соотечественник  полтора  столетия  назад
отстаивал  культурную самобытность как условие исторического самоопределения
народа,    его    самосохранения,   настоянного   развития   и   творческого
самосозидания.  Концепция  и  практика  унификация  мира на западной основе,
отказ  от  признания равенства и достоинства всех культур ведут к неминуемой
гуманной и экологической катастрофе. 
     Может  быть,  в  третьем тысячелетии человечество все-таки внемлет этим
предупреждениям?  И  мысли  К.  С.  Аксакова и его друзей-славянофилов будут
способствовать этому осознанию. 
     
                                                   Вера Кошелева 
     
     Работы  К. С. Аксакова  из  материалов рукописного фонда, хранящегося в
собрании    Государственного    историко-художественного   и   литературного
музея-заповедника   "Абрамцево   ",   публикуются  по  изданию:  "Абрамцево:
материалы и исследования; Вып. I - Абрамцево, 1988, с. 110 - 112.