Краткое известие o нынешнем просвещении Евреев

Автор: Измайлов Владимир Васильевич

  

Краткое извѣстіе o нынѣшнемъ просвѣщеніи Евреевъ.

   Народъ безъ отечества, народъ безъ правленія есть феноменъ политическій, представляемый намъ Евреями съ того времени, какъ Титъ разрушилъ Іерусалимъ. Мѣшаясь съ людьми всѣхъ вѣковъ и всѣхъ исповѣданій, отдѣляясь отъ собраній своихъ политическимъ бытіемъ и отдаленныхъ разстояніемъ мѣстъ, но соединяясь съ ними ненарушимымъ наблюденіемъ Моисеевыхъ законовъ, они протекли вѣки; безъ всякой примѣси чуждой крови, и съ цѣлостію наслѣдства, принятаго ими отъ первобытнаго народа, у народовъ Европейскихъ не видно слѣдовъ, ихъ происхожденія отъ Визиготовъ или Сарматовъ; у Евреевъ остался отпечатокъ ихъ происхожденія общаго; древнія поколѣнія дошли до насъ, такъ сказать, безъ всякаго измѣненія, съ тѣмиже обычаями и тоюже вѣрою.

   Любопытно видѣть, какъ сей народъ, разсѣянный по лицу земли; принялъ уваженіе въ общемъ просвѣщеніи Европы, и оказалъ успѣхи въ искусствахъ, наукахъ и полезныхъ художествахъ. Сіи успѣхи не многимъ извѣстны, и мы представимъ краткій списокъ тѣхъ Евреевъ, которые со времени нѣсколькихъ лѣтъ отличились произведеніями разума и художества.

   Въ отдаленныхъ вѣкахъ они имѣли Маймонидовъ {Маймонидъ, Раввинъ 12 столѣтія, уроженецъ Кордуанскій, ученѣйшій Еврей, сочинитель многихъ книгъ на Арабскомъ языкѣ, изъ которыхъ главныя: 1e La mischne, 2e. Iad chazakha, 3e. More туищсршь, 4e. Sepher hammitsoth, и проч. Онъ извѣстенъ подъ именемъ Moses Egyptius, ибо жилъ и умеръ въ Египтѣ?}, Абень-Езровъ {Абень-Езра, славный раввинъ, изъ Толеды, ученый истолкователь Библіи, грамматики, поезіи, философіи, астрономіи и даже врачебной науки, сочинитель многихъ комментарій, напечатанныхъ въ Еврейской Библіи Бомберга и Буксторфа. Рѣдкое его твореніе имѣетъ титулъ Jesudmora, и есть твореніе богословское. Жилъ въ 12 вѣкѣ.}, Абарбанеловъ {Абарбанелъ, уроженецъ Лиссабона, сочинитель Трактата о сотвореніи міра, гдѣ онъ опровергаетъ Аристотеля полагающаго міръ вѣчнымъ; Истолкованій на Священное писаніе, весьма уважаемыхъ въ Италіи, въ Германіи и въ Голландіи, и другихъ не столь важныхъ твореній. Раввинъ, котораго жиды именуютъ мудрецомъ, политикомъ и княземъ, почитая его происшедшимъ отъ Давида. Онъ родился въ 1437, а умеръ въ 1508 году.}; въ наши дни могутъ гордиться великимъ множествомъ ученыхъ мужей отличныхъ и гражданъ знаменитыхъ по ихъ добродѣтелямъ и просвѣщенію. Наименуемъ безсмертнаго Мендельзона, котораго сочиненія, наполненныя глубочайшей метафизикой, заслужили ему имя Нѣмецкаго Платона; Доктора Блока, знаменитаго по его Натуральной исторіи рыбъ, Каппадоса, Голландскаго врача, Дакоста бывшаго Президентомъ Законодательнаго Батавскаго сословія; Фуртадо, литтератора въ Бордо; Беръ-Исаака-бера, Члена Муниципальнаго совѣта въ Нанси, содержателя мануфактуры и сочинителя многихъ уважаемыхъ книгъ; Терквема Профессора математики въ Майнцѣ; Михаила Бера, адвоката, Члена многихъ ученыхъ обществъ, извѣстнаго по его сочиненіямъ, переводамъ съ Нѣмецкаго и Еврейскаго, а особливо по Воззванію къ правосудію Царей и народовъ отъ имени его собраній одновѣрцевъ; Родрига, который занималъ прекрасное опроверженіе на статью о жидахъ противъ Бональда, Французскаго Писателя; Залкиндъ-Гурвика, писавшаго по задачѣ академіи Мецкой о политическомъ и нравственномъ возрожденіи Евреевъ и получившаго за сей отвѣтъ награжденіе; Липманъ Мозеса, Стразбургскаго уроженца; Илію-Леви и Майера, всѣхъ трехъ извѣстныхъ по Нѣмецкимъ и Еврейскимъ ихъ стихотвореніямъ; Аншеля, Профессора Физики и Химіи въ Майнцкомъ Лицеѣ; Симона, искуснаго гравера, и Давида Зинст-Геймера, ученаго Раввина въ Алзасѣ.

   Симъ краткимъ спискомъ заключаемъ наше извѣстіе, которое докажетъ читателямъ успѣхъ просвѣщенія въ семъ народѣ, а между тѣмъ другіе любители успѣховъ разума человѣческаго, имѣя болѣе времени, и собравъ подробнѣйшія свѣдѣнія, могутъ положить на сихъ немногихъ матеріалахъ основаніе къ историческому обозрѣнію нынѣшняго просвѣщенія Евреевъ.

Изъ иностр. Жур. В. И.

«Вѣстникъ Европы», No 18, 1813