В театральном корридоре

Автор: Лейкин Николай Александрович

Н. А. ЛЕЙКИНЪ.

ШУТЫ ГОРОХОВЫЕ
КАРТИНКИ СЪ НАТУРЫ.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія д-ра М. А. Хана, Поварской пер., д. No 2,
1879.

  

ВЪ ТЕАТРАЛЬНОМ КОРРИДОРѢ.

   Антрактъ. Театральный корридоръ. Буфетчица прибираетъ буфетъ. На скамейкѣ около вороха шубъ дремлютъ два ливрейные лакея. Въ углу на табуреткѣ пріютился старичекъ-капельдинеръ и нюхаетъ табакъ. По корридору прохаживается очень еще молодой человѣкъ въ бобровой шапкѣ, посматриваетъ капельдинеру въ лицо и видимо хочетъ заговоритъ съ нимъ.

   — Устали?— произноситъ онъ наконецъ и останавливается.

   — Да, утомился,— отвѣчаетъ капельдинеръ.— Вѣдь наша должность такая… Каждый день на ногахъ. Одному мѣсто покажи, другому, третьему. У всѣхъ тоже билетъ спросить надо, уголокъ оторвать. Коммиссія!

   — Все-таки лучше, чѣмъ цѣлый день въ лавкѣ стоять. У васъ по крайности все на благородствѣ основано, а главное, что при вашемъ званіи всякую пьесу смотрѣть за-всегда можно. Всталъ въ проходъ и смотри! И господинъ Нильскій, и господинъ Алексѣевъ, ну и Иванъ Федорычъ Горбуновъ…

   — Охъ, надоѣло ужъ это намъ! Вѣрите, глаза-бы не глядѣли.

   Молодой человѣкъ въ недоумѣніи смотритъ на капельдинера.

   — Удивляюсь, какъ такая благородная вещь надоѣсть можетъ,— говоритъ онъ.— А я такъ каждый день ходилъ-бы въ театръ, ежели-бы отъ сродственниковъ пріостановки не было. Мы купцы по нашему положенію…

   — Вижу-съ.

   — Желѣзомъ торгуемъ, а я удивительно какъ театръ люблю и досмерти желалъ-бы съ театральными познакомиться, только не знаю гдѣ и какъ.

   — Трудно-съ, очень трудно… Нынче настоящихъ купеческихъ актеровъ нѣтъ. Развѣ изъ мелкихъ кто. Вотъ прежде, дѣйствительно, господа актеры купцовъ любили и были съ ними ласковы: и выпьетъ съ нимъ, и на билліардѣ осчастливитъ рублика на три, а нынче это все разрознено.

   — Жаль, очень жаль. Скажите пожалуйста, господинъ Леонидовъ поди очень строги изъ себя, судя по ролямъ, потому роли у нихъ все такія страшныя, ну, и голосъ?..

   — Нѣтъ-съ, они очень смирные, очень обходительные.

   — А Иванъ Федорычъ? Вотъ забавникъ-то! Выдетъ, слова еще не скажетъ, а ужъ народъ со смѣху помираетъ. Я слышалъ они ужъ очень хорошо ругаться умѣютъ.

   — Мастера-съ. Супротивъ этого съ нимъ ни кто не выстоитъ и для нихъ это все равно: фабричный, мастеровой. Разъ они съ извозчикомъ сцѣпились. Занятно! Вотъ господинъ Нильскій и господинъ Сазоновъ — тѣ себя совсѣмъ иначе держутъ. Все на тонкой деликатности. Въ трактиръ ни — Боже мой!

   — Я вотъ съ Бродниковымъ разъ въ трактирѣ у буфета встрѣтился да побоялся заговорить.

   — А напрасно-съ, они очень обходительны и къ купцу ласковы…

   — Нѣтъ, видъ у нихъ такой, такъ я думалъ…

   — Видъ въ театральномъ дѣлѣ вовсе ничего не составляетъ-съ. Иные съ виду свирѣпы, а на дѣлѣ доступны, иные съ виду недоступны и страшны, а въ душѣ благорасположеніе…

   — Все-таки, я такъ полагаю, комики посмирнѣе будутъ?

   — Комики наши теперь совсѣмъ безъ расположенія, потому стары стали. Возьмемъ Марковецкаго… Они даже плохо слышатъ и сами въ самомъ себѣ все составляютъ. Имъ только до себя. Имъ, напримѣръ, суфлеръ подсказываетъ: «графиня въ той комнатѣ умерла»; а они говорятъ: «графинъ въ той комнатѣ заперла»: а то и изъ другихъ ролей. Конечно, это для комиковъ еще лучше, потому тутъ смѣхъ и путаница выходитъ, а они на томъ стоятъ, чтобы смѣху побольше.

   Пауза. Купчикъ переминается.

   — Я вотъ для того и въ корридорѣ остался, чтобъ съ вами объ этомъ дѣлѣ поговорить. Потому очень ужъ мнѣ съ театральными познакомиться хочется. Сплю и вижу. И какъ только тятенька въ могилу свою снизойдутъ, я сейчасъ въ актеры, потому у меня дома и театральныя книжки и парики, и всю эту процессію я тайно отъ нихъ на голубятнѣ держу, потому туда они, по своей тучности, ни-какъ ужъ залѣзть не могутъ. И какъ это только они спать лягутъ, я сейчасъ надѣну парикъ, и давай себѣ лицо красками мазать.

   — Въ молодости это занятіе хорошее, все лучше, чѣмъ, малодушество къ вину имѣть,— отвѣчаетъ капельдинеръ.— Э, эхъ! Вотъ съ господиномъ Арди познакомьтесь; хорошій человѣкъ!

   — Мнѣ одно только, чтобы кто нибудь меня на путь наставилъ, а то я теперь такъ, какъ-бы въ потемкахъ хожу и даже не знаю, какая краска на носъ требуется, какая ежели подбитый глазъ изобразить.

   — Актеры этому до тонкости научить могутъ.

   — Вотъ этого-то мнѣ и хочется. Скажите, гдѣ-бы мнѣ съ господами актерами познакомиться? Я имъ и угощеніе и все могу…

   Капельдинеръ задумывается.

   — Трудно это по нынѣшнимъ временамъ-съ,— произноситъ онъ наконецъ.— Толкнитесь въ «Европу», что у Чернышева моста, въ «Нордъ» на Офицерской. Тамъ мелкій актеръ собирается.

   — Такъ и подходить къ нимъ безъ боязни?

   — Такъ и подходите.

   — Покорнѣйше васъ благодарю. Очень вамъ благодаренъ. Вы выпить со мной чего не хотите-ли? Мадерки? Хереску?’

   — Безъ благовременія оно не слѣдовало-бы, а впрочемъ, пожалуй, простячку выпью.

   Купчикъ и капельдинеръ подходятъ къ буфету.