Иезуиты в Литве. Предисловие

Автор: Навроцкий Александр Александрович

Александр Навроцкий. Иезуиты в Литве. Историческая драма в 5-ти действиях с прологом, в стихах

ПРЕДИСЛОВИЕ

  

   Положение римско-католической церкви в Литве во второй половине XVI столетия было весьма критическим. Вера в авторитет папы сильно поколебалась и многие ксендзы оставляли латинство. Даже примас королевства Иаков Уханский в сообществе с несколькими епископами замышлял совершенно отложиться от папы и образовать в Польше особое независимое патриаршество. Реформация, поддерживаемая знатнейшими вельможами в стране, Радзивиллами, Сапегами, Ходкевичами, Кишками, Пацами и другими, распространялось по всей Литве. Король Сигизмунд-Август был сторонником принципа полной свободы совести. — Да не подумают, говорил он на сейме, — чтобы я решился принуждать к вере кого либо жестокостью или мерами строгости и отягчать чью-либо совесть; не мое дело созидать веры, это совершается действиями Св. Духа». Первый сановник в государстве, имевший неограниченное влияние на короля, знаменитый князь Николай Радзивилл Черный принял евангелическо-реформатское (кальвинское) исповедание и начал усердно распространять его по всей Литве. Он построил в Вильне и в 163-х местах реформатския церкви, выписал известнейших в то время проповедников, которые разъезжали по Литве и поучали народ, основал собственныя типографии в Бресте и Несвиже, где печатались духовныя книги, и действовал так успешно, что к 1577-му году, в Вильне, в кальвинском синоде присутствовало уже около ста духовных лиц или, как их называли, министров. Обращение шло весьма успешно. Костелы обратились в кирки, а ксендзы — в министров и охотно вступали в браки.

   С другой стороны, в Вильне, во многих других городах Литвы и в особенности на Жмуди, сильно распространилось лютеранство, которому покровительствовал Альберт прусский, приказавший перевести и напечатать на литовском языке лютеранския духовныя книги, которыя и распространились в числе многих тысяч экземпляров, особенно на Жмуди. Было время, когда жмудский епископ князь Гедройц в целой епархии нашел только семь ксендзов, оставшихся верными латинству. Арианское и социнианское учения также находили многих последователей в Литве. Разсказывают, что даже сам Сигизмунд-Август был близок к принятию кальвинизма. Однажды король, по приглашению Радзивилла, поехал на богослужение в кальвинский собор в Вильне, но на пути, вблизи кафедральнаго костела, латинский епископ, с капитулом, в полном облачении и с распятием в руке, схватил лошадь короля за узду и сказал ему:

   — Не этим путем предки твои ходили в храм Божий, а вот твой путь! причем указал на костел. Король промолчал, но возвратился во дворец.

   Главною причиною подобнаго усердия Радзивилла к кальвинизму было не столько религиозное убеждение, сколько политическая цель сбросить с Литвы узы латинства и в союзе с православными образовать независимое литовско-русское государство под его, Радзивилла, управлением.

   По смерти Радзивилла Чернаго, главным ревнителем кальвинизма был двоюродный брат его, виленский воевода и великий канцлер литовский князь Николай Радзивилл Рыжий.
Подобное состояние католичества в Литве естественно возбуждало особое внимание римскаго папы, который и призвал для защиты католичества в Польше и Литве иезуитский орден. По смерти Сигизмунда-Августа на престол Польши был избран знаменитый Стефан Баторий, который понял всю важность значения иезуитов для его королевской власти и потому разрешил им прибыть в Литву и оказывал им постоянно свое покровительство.

   Это первое появление трех иезуитов в стенах Вильны и затем дальнейшия действия этого ордена и послужили темою для драмы «Иезуиты в Литве», все главныя действующия лица которой, а также и многия сцены, взяты действительности, о которой сохранились весьма подробные материалы.

   Как ловко и успешно действовали иезуиты в Литве видно из того, что все четыре сына Радзивилла Чернаго были самыми ярыми католиками и самыми усердными слугами иезуитов, не смотря на то, что старший из них, Христофор воспитывался в высшей виленской кальвинской школе, а потом в лейпцигской академии, что при смерти отца ему уже было 16 лет и что отец, умирая, завещал ему оставаться верным кальвинизму и служить ему опорою. Второй сын Радзивилла Юрий был на 24-м году от роду сделан епископом виленским и ревностно истреблял все, что сделал на пользу кальвинизма его отец. Точно также и сын вице-канцлера литовскаго Воловича, одного из столпов православия, Евстафий был в юности совращен иезуитами в католичество, а впоследствии тоже был сделан епископом виленским. Реформация, вследствие ловких и насильственных мер принятых иезуитами, быстро стала исчезать в Литве. Высшее дворянство, переходившее в кальвинизм большею частью не по убеждению, а из желания угодить Радзивиллу, теперь, из угождения королю и всесильным иезуитам, охотно возвращались в католичество; за ним, конечно, переходило и забитое, безправное крестьянство; а потом, при вступлении на престол Сигизмунда III, началось жестокое преследование и православия, приведшее к известной унии и к переходу в католичество почти всех православных шляхетских родов. От кальвинизма вскоре почти не осталось и следа; но род князя Радзивилла Рыжаго остался до конца верен кальвинизму, постоянно поддерживая и защищая и права православных подданных Речи Посполиой. Последний представитель этой линии князь Януш Радзивилл умер в 1669 году.

  

   А. А. Навроцкий (Н. А. Вроцкий). Драматическия произведения. Том третий: Крещение Литвы. Иезуиты в Литве. Санкт-Петербург, 1900. С. 3—6.

  

   Подготовка текста: Лариса Лавринец, 2006.

   Публикация: Русские творческие ресурсы Балтии, 2006.