Поправки Хомякова
Живое, целое в Русском народе имеет лишь хорошие стороны, а дурные суть напрасны.
|
Тезисы Хомякова
[В русском народе есть хорошие и дурные стороны. Те и другие произошли от исторического развития, а потому те и другие составляют живое целое.]
Под русским народом надобно разуметь простой народ, но не так называемое просвещенное общество, ибо оно образовалось по западному направлению и, как все извне образованное, мертво, не имеет жизни и соединение его равно соединению зерен песка.
Всякая деятельность, всякое улучшение, которое не развилось прямо из [обеих сторон] живого целого народа [т. е. хорошей и худой], вредно, ибо нарушает живой организм народа, и от того народ не принимает [{Простой народ в высшей ст<епени>}] извне сих улучшений. [{Те из простого на<рода>}]
Посему: приюты,
[школы,]
рукодельные,
разумная, сознательная
милостыня,
[гражданская грамота,]
книги для народа
|
[ибо приюты отучают дитя от семейства ибо дитя привыкнув в приюте к чистоте, порядку получит дурное понятие о своей семье, находя отца пьяным, а мать нечесаную и во вшах]
|
Не должно вводить улучшения нарушающего историческую жизнь народа, хотя бы это улучшение и предохраняло от некоторых бедствий. Н<а>п<ример>, лучше, чтобы ребята ломали себе ноги, угорали и производили пожары, или (в деревнях) валялись на траве возле матери-жницы, или (в городах) оставались под присмотром слепой и пьяной старухи, — нежели посылать их в приют, пришедший к нам с Запада.
|
Дети понимают и часовник и псалтырь
|
Лучше, чтобы дети выучивали наизусть часовник и псалтырь, не понимая в них ни слова, чем читали бы гражданские книжки хотя бы о механике, физике, земледелии, технологии, ибо хотя из сих книжек они и почерпнут некоторые сведения, но потеряют ту жизнь, которую они почерпнут из часовника.
[Лучше оставить ребенка при безнравственных и пьяных родителях, нежели удалить его от дурных примеров, оторвав его от семейства и поместив в школу, образованную по Ланкастерской или другой западной методе.
|
Милостыню стараться подавать с разбором
|
Лучше раздавать по воскресеньям милостыню зря, кому попадется, пьяному и безнравственному, нежели подавать милостыню с разбором, потому что простой народ не разбирает кому он подает милостыню]
|
<потому> что эта работа есть привилегированное соперничество против настоящих работников
|
Лучше давать милостыню даром, чем доставлять работу в Рукодельнях, по Западному примеру, ибо на Западе пролетарием и пауперизм произошли от Рукоделен, приютов, школ и проч. т. п.
Русский простой народ соединяет в себе в высшей степени: любовь, религиозность и художественность.
Это доказывается следующим:
|
Нет, ибо они тотчас усыновляются.
Московской, Рязанской
|
1. Сироты в деревнях [приручаются целой деревней.]
2. В Тульской губернии во время голода сотни людей просили милостыни, но не нападали на возы с хлебом.
3. Ходебщикам поручаются десятки тысяч на слово без записи.
|
Долгое житье в сих городах развращает.
|
Простой народ принял западные улучшения в некоторых городах, как н<а>пр<имер>, в Петербурге, в Одессе, в Астрахани, но там уже народ потерял свою живую организацию, развратился ( Балуй-города).
|
мы не можем и не умеем, потому что мы сами народ испорченный.
|
Для народа писать [не должно, ибо народ все знает лучше нас, хотя никому еще не высказал, что он такое знает.]
Русскому простому народу недостает некоторых отрицательных добродетелей, которыми {напрасно} [так славится] обилует Запад, а именно
1. Уважение к чужой собственности: н<а>пр<имер>, немец не срубит дерева в чужом лесу и не приимеет чужой пашни.
2. Заботливость о будущем — она не сродна нашему народу-поэту.
3. Добросовестность в работе, а не на авось и не на ж и в е т .
|
Любознательность в высшей степени является в нашем народе.
|
4. {Желание} Любознательность. Апатии в простом народе нет.
Деятельность человека, желающего добра своей земле, должна ограничиваться следующим:
перевоспитать себя сообразно направлению простого народа, принять все его убеждения {даже предрассудки,} — словом, перейти в его жизнь, но отнюдь не стараться вводить в нее каких-либо улучшений, порожденных западным просвещением, за исключением положительных знаний, которые вводить позволяется.
|