Открытие в любви духовного человека

Автор: Остолопов Николай Федорович

Н. Ф. Остолопов

  

Открытие в любви духовного человека

  

   Библиотека поэта. Второе издание

   Поэты 1790-1810-х годов

   Вступительная статья и составление Ю. М. Лотмана

   Подготовка текста М. Г. Альтшуллера.

   Вступительные заметки, биографические справки и примечания М. Г. Альтшуллера и Ю. М. Лотмана

   Л., "Советский писатель", 1971

   Оригинал здесь — http://www.rvb.ru

  

СОДЕРЖАНИЕ

  

   Биографическая справка

   238. Открытие в любви духовного человека

  

Биографическая справка

  

   Николай Федорович Остолопов родился в Сольвычегодске в 1782 году, воспитывался в Петербурге, в Горном кадетском корпусе. В течение всей жизни Остолопов оставался чиновником, довольно часто меняя места службы и жительства. Начал он с коллегии иностранных дел, затем служил по министерству юстиции, затем, с 1808 года, служил в Вологде сперва губернским прокурором, позднее главным правителем Комиссии о питейных сборах и вице-губернатором. В 1820 году Остолопов вернулся в Петербург и стал редактором "Журнала департамента народного просвещения", в 1824 году он служил в ведомстве путей сообщения, а в 1825—1827 годах был директором петербургских театров. В 1829 году Остолопов, уже как чиновник министерства финансов, был назначен управляющим астраханской конторой коммерческого банка. Умер он в Астрахани в 1833 году.

   Литературная деятельность Остолопова была разнообразной и богатой, хотя он и не отличался ни ярким поэтическим дарованием, ни оригинальностью суждений. Начав печататься в московском журнале "Иппокрена", Остолопов после вступления в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (3 мая 1802 года) становится активным сотрудником периодических изданий Общества и близких к Обществу журналов ("Свиток муз", "Периодическое издание" 1804 года, "Северный вестник", "Журнал российской словесности", "Журнал для пользы и удовольствия", "Цветник", "Санкт-Петербургский вестник"), печатается и в других журналах, в том числе и самых влиятельных: "Вестнике Европы", "Сыне отечества" и пр.

   С 1806 года Остолопов стал издавать журнал "Любитель словесности", сочувственно встреченный критикой.

   По своим литературным взглядам и вкусам Остолопов всегда оставался убежденным сторонником позднего классицизма, что особенно явственно проявилось в изданном им в 1821 году "Словаре древней и новой поэзии", над которым Остолопов работал с 1806 года.

   Остолопов входил в державинское окружение последних лет жизни поэта. В 1822 году он выпустил "Ключ к сочинениям Державина, с кратким описанием жизни сего знаменитого поэта".

   Архаическая литературная позиция Остолопова уводила его на периферию литературной жизни. Он был забыт современниками, а его редкие литературные выступления в конце 1820-х годов вызвали насмешки критики.

   Как литератор Остолопов отличался плодовитостью: много печатался в журналах, издавал свои сочинения и переводы отдельными книгами.

  

Основные сочинения Н. Ф. Остолопова:

  

   Прежние досуги, или Опыты в некоторых родах стихотворства, М., 1816.

   Словарь древней и новой поэзии, тт. 1—3, СПб., 1821.

  

  

   238. ОТКРЫТИЕ В ЛЮБВИ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА

  

   Егда аз убо тя узрех,

   О ангел во плоти чистейший!

   Впадох внезапу в лютый грех,

   Грех велий, абие презлейший.

  

   Держах псалтирь тогда свою

   И чтох кафисму уж шестую,

   Как увидох красу твою —

   Аз книгу изроних святую.

  

   Власы твои — как стадо коз 1

   Близ Галаадския долины,

   Как кедр Ливанский твой есть нос

   И взоры — яко голубины.

  

   Как стадо зубы суть овец,

   Уста твои как багряница,

   Твой глас пленитель есть сердец,

   Пренепорочная девица!

  

   Царя-пророка будто столп

   Твоя златорубинна шея,

   И твой обширный белый лоб

   Сияет, как у Моисея.

  

   И перси тучные твои —

   Как серны на горах младые…

   Внемли, внемли мольбы мои,

   Вместилище души святыя.

  

   Егда б узрех красы твои,

   Узрех, лепа еси колико,

   Воспех бы гимни ти свои

   И сам священнейший владыко!

  

   Аз убо ныне тя молю:

   О, еже ми любовь творити,

   Да впредь я боле не скорблю,

   А сице не останусь жити.

  

   Но аще ты откажешь в том —

   Во все нечестия впущуся,

   И аще не отмщу ти злом —

   В онь час сам с смертью съединюся.

  

   1802(?)

  

  

   238. Поэты-радищевцы, с. 413. Печ. по автографу ГПБ (в бумагах Г. Р. Державина). Стихотворение является пародийным перифразом библейской "Песни песней".