Предисловие и Письмо к неизвестному фельетонисту

Автор: Прутков Козьма Петрович


    Козьма Прутков. ДОСУГИ и ПУХ И ПЕРЬЯ.
    Предисловие и Письмо к неизвестному фельетонисту

—————————————————————————
OCR Pirat, доп. правка — В. Есаулов, март 2005 г.
—————————————————————————

ДОСУГИ
и
ПУХ и ПЕРЬЯ

DAUNEN UND FEDERN

Поощрение столь же необходимо гениальному
писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

Плоды раздумья Козьмы Пруткова

Предисловие

Читатель, вот мои «Досуги»… Суди беспристрастно! Это только частица
написанного. Я пишу с детства. У меня много неконченного. Издаю пока
отрывок. Ты спросишь: зачем? Отвечаю: я хочу славы, слава тешит человека.
Слава, говорят, «дым»; это неправда. Я этому не верю!
Я поэт, поэт жаровитый! Я в этом убедился, читая других: если они
поэты, так и я тож. Суди, говорю, сам. Да суди беспристрастно. Я ищу
справедливости, снисхождения не надо, я не прошу снисхождения!..
Читатель, досвидания! Коли эти сочинения понравятся, прочтешь и другие.
Запас у меня велик, материалов много; нужен только зодчий, нужен архитектор;
я хороший архитектор!
Читатель прощай! Смотри же читай со вниманием, да не поминай лихом!

Твой доброжелатель — Козьма Прутков.
11 апреля 1953 г.
(annus, i)

ПИСЬМО
Известного Козьмы Пруткова
неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей»
(1854 г.) по поводу статьи сего последнего

[Письмо это было напечатано в журнале «Современник» 1854 г.]

Фельетонист, я пробежал твою статейку в N 80 «С.-Петербургских
ведомостей». Ты в ней упоминаешь обо мне; это ничего. Но ты в ней
неосновательно хулишь меня! За это не похвалю, хотя ты, очевидно,
домогаешься моей похвалы.
Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий!
Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто
анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; этот анализ
привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами
порознь, оказались совмещенными все во мне едином!.. Прийдя к такому
сознанию, я решился писать. Решившись писать, я пожелал славы. Пожелав
славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем поэтам, которые
уже приобрели ее в некоторой степени. Слышишь ли? — «подражание», а не
пародию!.. Откуда же ты взял, будто я пишу пародии?!
В этом направлении написан мною и «Спор древних греческих философов об
изящном». Как же ты, фельетонист, уверяешь, будто для него «нет образца в
современной литературе»? Я, твердый в своем направлении, как кремень, не мог
бы и написать этот «Спор», если бы не видел для него «образца в современной
литературе»!.. Тебе показалась устарелою форма этого «Спора»; и тут не так!
Форма самая обыкновенная, разговорная, драматическая, вполне соответствующая
этому, истинно драматическому, моему созданию!.. Да и где ты видел, чтобы
драматические произведения были написаны не в разговорной форме?!
Затем ты, подобно другим, приписываешь, кажется, моему перу и «Гномов»
и прочие «Сцены из обыденной жизни»? [Под этими заглавиями были помещены в
«Современнике» чужие, т. е. не мои, хотя также очень хорошие произведения,
на страницах «Ералаши». Смешивать эти произведения с моими могут только
люди, не имеющие никакого вкуса и ничего не понимающие! Примечание К.
Пруткова] О, это жестокая ошибка! Ты вчитайся в оглавление, вникни в мои
произведения и тогда поймешь, как дважды два четыре: что в «Ералаши» мое и
что не мое!..
Послушай, фельетонист! — я вижу по твоему слогу, что ты еще новичок в
литературе; однако ты уже успел набить себе руку; это хорошо! Теперь тебе
надо добиваться славы; слава тешит человека!.. Слава, говорят, «дым»; но это
неправда! Ты не верь этому, фельетонист! — Итак, во имя литературной твоей
славы, прошу тебя: не называй вперед моих произведений пародиями! Иначе я
тоже стану уверять, что все твои фельетоны не что иное, как пародии; ибо они
как две капли воды похожи на все прочие газетные фельетоны!
Между моими произведениями, напротив, не только нет пародий, но даже не
всё подражание; а есть настоящие, неподдельные и крупные самородки!.. Вот ты
так пародируешь меня, и очень неудачно! Напр., ты говоришь: «Пародия должна
быть направлена против чего-нибудь, имеющего более или менее (!) серьезный
смысл; иначе она будет пустою забавою». Да это прямо из моего афоризма:
«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое
бросание будет пустою забавою!..»
В написанном небрежно всегда будет много недосказанного, неконченого
(d’inacheve).

Твой доброжелатель

Козьма Прутков

ПРИМЕЧАНИЯ

ДОСУГИ И ПУХ И ПЕРЬЯ

Почти все произведения этого раздела печатались в юмористическом
приложении к журналу «Современник» — «Литературный ералаш» 1854 года; семь
стихотворений и басен — в «Свистке» 1860 года. Публикациям 1860 года в
«Свистке» предпослана заметка «От редакции», написанная Н. А. Добролюбовым:
«Мы все думаем, что общественные вопросы не перестают волновать нас, что
волны возвышенных идей растут и ширятся и совершенно затопляют луга поэзии и
вообще искусства. Но друг наш Кузьма Прутков, знакомый многим из читателей
«Современника», убежден совершенно в противном. Он полагает, что его
остроумные басни и звучные стихотворения могут и теперь увлечь массу
публики. Печатаем в виде опыта одну серию его стихотворений под названием
«Пух и перья». От степени фурора, какой они возбудят, будет зависеть
продолжение» («Современник», 1860, N» 3).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Впервые опубликовано в «Современнике», 1854, N 2.

ПИСЬМО ИЗВЕСТНОГО КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

Впервые — в «Современнике», 1854, N 6.
«Письмо…» является ответом автору статьи «Русская журналистика»
(«Санкт-Петербургские ведомости», 1854, 9 апреля, Л» 80), который писал:
«Недурно написан «Спор греческих философов об изящном», но мы решительно не
видим, где же в нашей литературе поводы или оригиналы для этой карикатуры;
скажите, читали ли вы в последние тридцать лет какие-нибудь «Разговоры
мудрецов», или «Разговоры об изящном, прекрасном», или что-нибудь в этом
роде? Во всех этих пародиях (лучших в «Ералаши») нет цели, нет
современности, нет жизни».
«Письмо…» являлось также ответом на нападки консервативной печати
того времени, враждебно относившейся к сатирическому творчеству Пруткова.
Так, в статье «Журналистика» рецензент журнала «Пантеон» (1854, N 4) писал:
«О «Литературном ералаше» четвертой книги («Современника», 1854. — А. Б.) мы
не можем сказать ничего нового: то же отсутствие вкуса и уважения к
литературе, та же пустая проза, являющаяся только в форме анекдотов, как в
третьей книге являлась в виде афоризмов».
Стр. 20. …приписываешь, кажется, моему перу и «Гномов», и прочие
«Сцены из обыденной жизни»? — Имеются в виду следующие произведения:
«Литературные гномы и знаменитая артистка (Фантастическая сцена из подземной
литературы)», публиковалось в «Современнике», 1854, N 3; «Драмы из
обыденной, преимущественно столичной жизни», напечатанные там же без
подписи, их автор — А. В. Дружинин.

===========================================================================

П85 Сочинения Козьмы Пруткова/Сост. и послесл. Д. А. Жукова; Примеч. А.
К. Бабореко; Оформ. В. В. Вагина. — М.: Сов. Россия, 1981. — 304 с, ил., 1
портр.

Козьма Прутков — коллективный псевдоним русских писателей середины XIX
века А. К. Толстого и трех братьев Жемчужниковых, создавших вымышленный
сатирический образ самодовольного поэта-чиновника. Под этим именем
печатались стихи, басни, афоризмы, комедии и литературные пародии,
высмеивающие мнимое величие, консерватизм мысли, реакционную
благонамеренность, различного рода эпигонство в литературе.
В основу настоящего издания легло собрание сочинений, подготовленное
Жемчужниковыми,

70301 — 156
С————88-80 4702010100
М-105(03)81

СОЧИНЕНИЯ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

Редактор Э. С. Смирнова
Художественный редактор Г. В. Шотина
Технический редактор Т. С. Маринина
Корректоры Г. М. Ульянова, М. Е. Барабанова

ИБ Н 2091

Сд. в наб. 26.09.80. Подп. в печать 01.06.81. Формат 84Х108/32. Бумага
типогр. N 3. Гарнитура обыкновенная новая. Печать высокая. Усл. печ. л.
15,96. Уч.-изд. л. 13,03. Тираж 300 000 экз. (2-й зав, 100.001 — 300.000
экз.]}. Заказ 235. Цена 1 р. 20 к. Инд. инд. ЛХ-172.
Издательство «Советская Россия» Государственного комитета РСФСР по
делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, пр. Сапунова,
13/15.
Книжная фабрика N5 1 Росглавполиграфпрома Государственного комитета
РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Электросталь
Московской области, ул. им. Тевосяна, 25.

OCR Pirat