Филармонический концерт

Автор: Решетников Федор Михайлович


    Ф. М. Решетников. Филармонический концерт.

Рассказ
——————————————————————
Воспроизведено с издания:
Ф.М. Решетников. Повести и рассказы. М., «Советская Россия», 1986 г.
Оригинал находится здесь: Русский писатель Ф. М. Решетников.
——————————————————————

Недавно я обедал в одной из петербургских кухмистерских. По окончании
обеда я стал читать газету, но так как в комнате было много народу и каждый
человек был уже навеселе, то чтение казалось не совсем удобно: крупные
происшествия врезывались в голову; газету приходилось класть назад потому
что рассказы людей были интереснее печатного. Наконец меня заинтересовал
один господин, недавно пришедший. Он был среднего роста, одетый в пальто
неказистой формы, так что сразу можно было в нем отличить человека
мастерового, на голове мерлушчатая шапка. Лицо его было избито и
обезображено так, что сразу можно было подумать, что этого мастерового
избили на каком-нибудь вечере при получке денег.
В нашей кухмистерской обедают люди почтенные, и потому многие из
обедающих подозрительно взглянули и обезображенную физиономию вошедшего,
когда он велел подать себе обед и потом сел к одному пустому столу, охая
при каждом повороте головы, при движениях руками.
— Да у те есть ли деньги-то? — спросила его разбитная женщина.
— Есть… дайте… если можно, — проговорил он больным голосом и вынул
деньги.
Сидевший за противоположным окном мастер-немец, лицом к нему, спросил
его:
— Угостили хорошо?
— Нафилармонили,- произнес избитый.
— Где же?
— На филармоническом вечере.
— На каком? — спросили двое господ в меховых пальто собиравшихся уже
выходить.
Избитый повторил сказанное.
— Да мы сами там были. Это было седьмого января, в дворянском
собрании.
— Да. Восьмого января такого-то года была моя свадьба, но на ней не
было такой филармонии.
— Странно… мы были сами, но у нас рожи не избиты.
— То-то што вы были в дворянском собрании, слушали музыку настоящую, а
я вместо дворянского собрания попал сперва в участок, а потом в часть, и
надо мной была исполнена такая отличная музыка, о которой всю жизнь не
забудешь.
— Должно быть, ты был где-нибудь около части, а не дворянского
собрания?
— То-то и есть, что я дворянское собрание, то есть дом-то, только
едва-едва разглядел… Да! славный был вечер. Сегодня ходил в баню, попарил
синяки, да что-то плохо помогло. Придется, верно, похворать
недельку-другую… Буду я об этом вечере, буду я о нем вспоминать всю
жизнь… Но вам, господа, не советую, когда вы будете немножко выпивши, как
был и я седьмого числа, искать развлечений: как раз угодите на такой вечер.
— Но как же тебя черти угораздили попасть на такую комедию?
— Очень просто. Слыхал я, что седьмого января будет в дворянском
собрании филармонический вечер или концерт, — право, забыл. Знал я только,
что там будет хорошая музыка и пение, но не знал, когда начало. Раньше я не
ходил брать билета, потому что у меня не было времени, а живу я от
дворянского собрания за четыре версты; такие же газеты, в которых можно
узнать о концерте, не всегда достанешь, если имеешь много работы и тебе
некогда часто расхаживать по кухмистерским. Ну вот седьмого января, в это
незабвенное для меня число, я отправился к дворянскому собранию. Надо вам
заметить, что у меня время дорого, я машинист, и если я поехал, то, значит,
у меня было свободное время, и я этим временем располагал как умел. Но черт
меня сунул зайти в портерную и выпить две кружки пива, отчего я и засиделся
в портерной до шести часов. Ну, думаю, если я теперь не поеду, то мне,
пожалуй, и не удастся в другой раз послушать филармонического концерта.
Надо будет во что бы то ни стало добыть билет. Поехал. Приезжаю. Около
собрания стоят кареты. Ну, думаю, еще приехал рано, и на хорах мне придется
преть. Тут я спохватился, что я забыл очки, но чтобы не опоздать покупкой
билета, я подхожу к одному подъезду и спрашиваю городового:
— Куда на хоры?
— Билет!
— Покажите, где можно получить билет.
Но городовой пошел отгонять извозчика, и я пошел в другой подъезд.
Отворивши двери, я увидел много уже одевающихся людей и, думая что я попал
не туда, пошел в третий подъезд, но там меня схватил за рукав
полицеймейстер.
— Куда?
— На концерт.
— Кто такой?
— Мастеровой.
— Ты, братец, пьян,- не знаешь, куда лезешь. Городовой, взять его в
участок!
И меня городовой повел в участок.
И начал я скорбеть!.. Горько мне стало; лучше бы дома поиграть на
гармонии, чем разыскивать, дураку, концерты
— Это куда же вы меня ведете? — спросил я городового.
— Узнаешь — куда! Увидишь филантропию… Мы тебя поучим, как по
дворянским собраниям шляться.
— Послушайте… Да ведь я хотел за свои деньги слушать.
— Ну-ну… иди, знай, вперед! — И он толкнул меня потом взял
извозчика.
Што же это такое? Пиво, што ли, бродит в моей голове Нет! городовой
сидит рядом, смотрит как-то неприятно на меня, считая меня за мазурика.
— За что же меня взяли-то? — спросил я городового.
— Не ругай полковника.
— Разве я ругал? И как вам не стыдно говорить-то это?
— Ты, братец, не ругайся… Нынче… Но он не кончил — мы подъехали к
подъезду участка. Городовой мне велел подниматься по лестнице. Поднялся.
Узкая прихожая с полукруглым окном в канцелярию, что-то вроде стола и
люльки — вероятно, диван с провалившей подушкой. Из канцелярии вышел
высокий человек в эполетах.
— Откуда? — спросил он городового. Тот сказал.
— Кто ты такой? — крикнул на меня офицер так, что как будто я убил
человека.
— Мастеровой… Я шел слушать филармонический концерт.
— А! — И я был оглушен здоровою оплеухою, от которой меня отшатнуло в
сторону.
— Што вы деретесь-то? — сказал я.
Но я был оглушен уже двумя офицерскими оплеухами.
— Он полковника обругал пьяницей,- пояснил городовой.
— А! ты так! Вот… вот… Бей его мерзавца! Бей его до полусмерти!
И меня били жестоко. Я лежал на полу и только молился: господи, укроти
филармонию… Никогда больше не стану разыскивать хороших концертов.
Слава богу, оставили целого, но сильно измятого.
Наконец городовой повел меня в часть; но мы шли немного, городовой
взял извозчика. От городового я узнал, что филармонический концерт уже
давно окончился, и тут-то я спохватился, что я сунулся в воду, не спросясь
броду. Городовой был вежлив и сообщил мне, что меня, быть — может, и
выпустят завтра.
О, роковое это слово «быть может»!
— А бить будут? — спросил я городового.
— Накладут…
— Но за что? за что, господи! — возопил я.
Долго мы ехали от участка в часть; много миновали мы народу. Весь
хмель у меня прошел от побоев стыдно мне было людей, тех людей, которые шли
пешком. Попадались даже и пьяные, и я бы дорого дал городовому, если бы он
мен пустил, но городовой помалчивал, и извозчик говорил про меня: «Знать,
впервые привелось на саночках кататься. Ишь, любите даром ездить, мазурики
эдакие!.. Пусти тебя пешком — небось убежишь ведь!..»
Было уже темно, как мы приехали в часть; но здесь уже угощение было
получше.
Сперва меня ударил городовой за то, что я не стал платить извозчику
деньги. И, отняв у меня портмоне, сам рассчитался с извозчиком, потом
портмоне возвратил мне.
— При бумаге из участку… Обругал полковника,- сказал городовой
дежурному.
— Ты?.. ты обругал! — закричал дежурный офицер, сопровождая слова
ударами.
Я молчал. Тут было людно, мрачно. Голова моя и бока мои начали болеть.
— Што ж ты молчишь? — крикнул другой, по-видимому из подчасков, ударив
меня в шею так, что я толкнулся на что-то твердое, но оттуда тотчас же
отскочил от удара в угол.
— Как вы смеете драться? — крикнул я с остервенением, но меня
вытолкали в дверь на двор и через три минуты втолкнули с побоями в темную,
большую грязную, вонючую избу не избу, комнату не комнату, подвал не
подвал, освещенный лампой с керосином. В ней слышалось множество голосов, в
нее доходили откуда-то песни, свистки, ругань.
— Вот тебе и филармония! — проговорил я.
— Зададим мы тебе гармонию. Раздеть его! — крикнул дежурный городовой.
Я не стал давать своей одежды, но я не знал полицейских порядков: я
был здесь как игрушка, как котенок, которого ребятишки пичкают и таскают за
хвост как угодно. Так над моей особой излавчивались отличным образом,
колотя в щеки, по голове, в грудь — и особенно в шею. И я молчал, думая:
скоро ли они мне отведут квартиру? Но долго еще сопровождалось отрезвление.
С меня было снято все, кроме рубашки и подштанников, но зато теперь больнее
были удары, голые мои ноги зябли от холодного сырого пола.
Думал ли я когда-нибудь попасть так неожиданно в этот вертеп?
Наконец меня втолкнули в удушливый темный коридор, по обеим сторонам
которого сквозь деревянные решетки едва мелькал огонь и откуда выглядывали,
как призраки в тумане, люди в рубахах или рваных поддевках. По обеим
сторонам народ говорил, ругался, по коридору кто-то ходил и сопровождал
меня ударами до двери в одну камору, называемую мышеловкой. Эта камора —
сажени полторы длины, около сажени ширины и сажени полторы вышины, с
полукруглым окном почти около потолка над нарами, устроенными на пол-аршина
от полу, с когда-то крашенными охрой стенами, с отстающей уже штукатуркой,
с грязным полом, на который постоянно плюют,- была пропитана махоркой и
другим запахом. Камора освещалась изломанной лампой; в каморе топилась
печь; у двери висело ведро с водой. Камора была набита людьми: народ сидел
и лежал на нарах, лежал под нарами, сидел на полу, стоял около стен.
— Пьяницу привели! спрыски надо делать,- кричали арестанты.
Я стоял среди полу; меня не пускали ни на нары, ни под нары, ни на
пол.
— Дайте барину подушку! И меня ударили в шею.
— Братцы, меня уже много били! — сказал я, плача.
— Дайте ему платочек слезы утереть.
Я не буду описывать вам всего подробно, как меня били. Но в каморе
били меня немного. Я сказал арестантам, что у меня есть деньги, которые
отобрал от меня дежурный, и обещался дать им рубль перед выпуском. За это
мне дозволили лечь на нары и даже давали покурить табаку. Но с непривычки,
братцы мои, да еще избитому не очень-то приятно лежать на голых досках,
подложивши под голову кулак. Но еще неприятнее вместо филармонического
концерта попасть в мышеловку.
Камора наша не запиралась на замок, и так как она находилась рядом с
отхожим местом, то дверь отпирали часто; к нам приходили посетители,
которые приходили посмотреть на пьяницу, но я лежал, прикинувшись очень
больным.
— Саданите его хорошенько, чтобы он чувствовал, каково в часть
попадать.
— Чувствую, други! Ох, как чувствую… Едва жив.
— Не беспокойся — не убьют. Здесь бьют ловко, умеючи. Хорошу ли ты
науку-то прошел?
— Хорошу.
— То-то. От нас еще достанется — свезут в больницу, а потом и па
кладбище.
— Да разве они смеют бить?
— Толкуй. Место такое, што бить можно: начальство не побьет, мы
побьем.
После ужина пришел дежурный посмотреть меня.
— Жив ли ты? — спросил он у меня.
— Не бей меня, ради Христа,- взмолился я.
Но он повернулся, а потом проговорил арестантам:
— Берегите его! смотрите… что будет, донести мне,- и он ушел.
— Ловко же они его побили.
Немного погодя по коридору разнесся чей-то вой.
— Пьяницу обивают! — кричали с радостью арестанты.
— Неужели здесь, в участке и в части, начальство всегда бьет пьяниц?
— Вытрезвляют отлично! В другой раз не захочешь.
— Еще бы!
Пришел другой пьяница, но его лицо было не избито. Он плакал и
говорил, что у него нет ни копейки денег, и его не пускали даже на пол.
— Ты не на концерт ли ходил? — спросил я товарища, когда меня вновь
прибывший арестант из тутошних стащил с нар.
— Нет! городового обругал.
Я рассказал свои похождения, и арестанты прозвали меня филармонией.
Ночь я пролежал под нарами, где даже и повернуться было нельзя и куда
сверху в щели плевали старосты и хозяева этой каморы. Такое удовольствие
мне досталось еще потому, что я обещал арестантам деньги, но другого
пьяницу арестанты довели до того, что он ушел жаловаться дежурному, который
и велел ему ночевать где-то в коридоре.
А очень приятно лежать под нарами, особенно когда арестанты поют
песни… Хоть эти песни не совсем хороши, но их слушаешь даром; а в
дворянском собрании мне на хоры пришлось бы заплатить рубль да, кроме того,
платить за одежду…
Утром я получил свою одежду и облекся в нее. Не украли ее; даже платок
был в целости, только я никак не ожидал, что спину моего пальто разрисуют
мелом так, что без щетки этот круг с крестом в середине никак не сотрешь. И
вот с этим крестом на другой день мне пришлось, прежде получения свободы,
исходить пол-Петербурга, от части к двум участкам, и прийти с ним домой.

ПРИМЕЧАНИЯ

В основу рассказа «Филармонический концерт» положен случай из жизни
самого писателя. По стилю — это вполне законченное произведение типа сценки
или зарисовки с натуры. Но это не умаляет его идейно-художественной
значимости. В повествовании Решетникова отчетливо обозначен нравственный
суд над российской действительностью.
Какой? В чем он проявляется? И разве не творил суд писатель-демократ в
других своих произведениях? Конечно, он и раньше осуждал всяческий произвол
и любые проявления социальной несправедливости, но обычно не затрагивал
политических проблем.
Здесь же Решетников в случайном по видимости происшествии коснулся
главного вопроса той поры. Самодержавие отменило в 1861 году крепостное
право. «Царь-освободитель» Александр II дал народу «волю». Но что
изменилось в России? Изменилось ли самодержавие? Стала ли власть «гуманной»
и соблюдает ли она права парода — ну, хотя бы право на свободу от битья, от
физических наказаний?
Ничего не изменилось! Так утверждает Решетников. Частный как будто бы
случай обобщается и свидетельствует о том, что произвол над народом — это и
есть основная функция самодержавного государства. Полиция по малейшему
поводу хватает «провинившихся», не утруждая себя поисками и
доказательствами вины. Полицейские возводят напраслину и нагло лгут. А их
начальники задают пример рукоприкладства. Уголовники в камере, куда
отправляют «протрезвиться» задержанного, также издеваются над ним: они
оказываются, в сущности, необходимым элементом в этой «школе» запугивания
людей независимых и с чувством собственного достоинства. Закономерно, что
«Филармонический концерт» возбуждал у читателей той поры не только
сочувствие к угнетенным, но и ненависть к угнетателям.

* * *

«Филармонический концерт» — печатается по изданию: Решетников Ф. М.
Избр. произведения в 2-х т., т. I. М., 1956, с. 590-597. Впервые был
опубликован в газете «Новое обозрение» (Тифлис, 1884, Љ 48, 18 февр.). В
основу очерка, как полагал Г. И. Успенский, был положен случай из жизни
самого Решетникова.

С.Е. Шаталов
Предисловие к сборнику:
Ф.М. Решетников. Повести и рассказы. М., «Советская Россия», 1986 г.