В вагоне III класса
Автор: Слепцов Василий Алексеевич
Слепцов В. А.
В вагоне III класса
(Дорожные разговоры)
Действующие лица:
В одной стороне вагона, между народом, на скамейке, сидят рядом Кузьма и Парамон — оба несколько выпивши; в другой стороне с идит барышня; рядом с ней баба, против нее Иван Васильевич, рядом с ним Федор Федорович, одетый небогато. Слышен второй звонок.
Парамон и Кузьма целуются и едят.
Входит Влас Ильич, в калмыцком тулупе, подпоясан шелковым кушаком. Войдя, вытирает лоб платком и надевает шапку из серых мерлушек.
Молчание минуты с полторы, третий звонок.
Барышня вынимает маленькую книжку и начинает читать про себя.
Слышен свист, и через минуту вагон трогается. Все набожно крестятся.
Входит кондуктор.
Закуривают папироски и разговаривают шепотом.
Федор Федорович улыбается; Иван Васильевич и барышня тоже смеются.
Федор Федорович закуривает сигару.
Барышня и Иван Васильевич смеются.
Барышня закрывает книгу и громко смеется.
Все смеются.
Сидящий подле Кузьмы лакей зевает на весь вагон.
Иван Васильевич едва удерживается от смеха.
Барышня закрывается книгою и громко хохочет.
Кузьма с лакеем, который во все время дремал, сталкиваются голова с головой.
Все трое выходят.
Примечания
«Литературное наследство», No 71. 1963 г.
Это малоизвестное приложение к журналу выходило всего три года (с 1866 по 1868 г.) и представляло собою небольшие иллюстрированные книжечки с произведениями постоянных сотрудников «Искры»: В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, Л. И. Пальмина, М. С. Знаменского и других. Начиная с первого года издания, «Искра» печатала в декабрьском или январском номерах журнала «Краткий календарь», остроумно составлявшийся В. Курочкиным: предвещания на Новый год, сатиро-юмористический обзор газет и журналов и т. п. Отводя значительное место «вседневной практической сатире», искровцы использовали и этот, казалось бы, безобидный раздел своего журнала для критики темных сторон русской жизни, для разоблачения пресловутого «прогресса», для полемики со своими идейными врагами. Даже излагая, например, церковное летоисчисление в статье «Поморный месяцеслов», В. Курочкин обрушивался на «Северную пчелу» и «Наше время», зло высмеивал Леонтьева и Каткова («Искра», 1863, No 1, стр. 5).
В этом выпуске опубликована впервые перепечатываемая здесь сценка «В вагоне III класса. (Дорожные разговоры)». Подписана сценка: В. С — в.
Тут и мелкие чиновники, и разорившиеся помещики, и купцы, и «дамы средней руки» (I, 61), и крестьяне с фабрики — «терпеливые и всевыносливые путники». В центре картины находится фигура купца Власа Ильича Ниточкина, самодовольство и невежество которого вызывают искренний смех представителей «чистой» половины вагона.
Вскрывая бескультурье и ограниченность Власа Ильича, Слепцов пытается заглянуть и в его внутренний мир, разоблачить моральные «устои» этого преуспевающего торговца «красным товаром». «Зависть-с есть грех и порок злосчастный-с»,- самодовольно поучает он своих собеседников, считая, должно быть, что они тоже могут чем-то от него «позаняться». В его образе уже Проглядывают черты будущего Колупаева или Разуваева. Сына своего он обучает грамоте и везет ему из Москвы в подарок книгу Басистова — прогрессивного педагога, автора популярной детской хрестоматии «Для чтения и рассказа».
По сравнению с кичливым купцом привлекательными кажутся остальные образы произведения, особенно люди из народа. Добродушно, с мягким юмором описаны фабричные мужики Парамон и Кузьма, баба, ругающая «культурного» купца, молодец-пирожник. В этом, как и во многих других произведениях Слепцова, комизм служит для создания социально дифференцированных характеристик. Рассаживаясь в вагоне, публика сразу же делится на «полированных» и «неполированных». Мужиков не считает за людей даже лакей, хвастливо заявляюгций Кузьме: «Я тебе, брат, не пара».