Стихотворения

Автор: Ткачев Петр Никитич



                            Петр Никитич Ткачев

                               Стихотворения

----------------------------------------------------------------------------
     Встань,  человек!  / Сост., подготовка текстов, примеч. А. И. Володина,
Б. М. Шахматова. - М.: "Советская Россия", 1986. - (Худож. и публицист. б-ка
атеиста).

----------------------------------------------------------------------------

                                 Содержание

     Христово воскресенье
     Народное гулянье
     [Из Беранже]

                          ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ {1}

                         Нам говорят: "Христос воскрес",
                         И сонмы ангелов с небес,
                         Святого полны умиленья,
                         Поют о дне освобожденья {2},
                         Поют осьмнадцать уж веков,
                         Что с богом истина, любовь
                         Победоносно вышла с гроба.
                         Пристыжена людская злоба!
                         Что не посмеет фарисей
                         Рукою дерзкою своей
                         Теперь тернового венца
                         Надеть на голову Христа! {3}
                            И больше тысячи уж лет
                            Как эту песню вторит свет,
                            Как он приходит в умиленье,
                            Что фарисеев ухищренья {4},
                            Тупая ненависть врагов
                            В союзе с пошлостью рабов,
                            Хитро расставленные колы {5} -
                            Могучее, живое слово
                            Все победило, все разбило,
                            И над Вселенной воцарил
                            Любви и истины закон!..
                         Но отчего ж со всех сторон
                         Я слышу вопли и рыданьи?
                         Но отчего ж везде страданья,
                         Везде рабство и угнетенье,
                         К законам разума презренье
                         Я вижу в милом мне краю?
                         И за какую же вину
                         Он {6} осужден... и навсегда
                         Под тяжким бременем креста
                         Позорно дни свои влачить,
                         Без права даже говорить
                         О том, как много он страдает,
                         Как много жизни пропадает
                         Под игом грубого насилья,
                         Томяся собственным бессильем,
                         Как на родных его полях,
                         Как в темных, смрадных рудниках,
                         Как за лопатой, за сохой
                         В дугу с согнутою спиной,
                         Под тяжким бременем оков
                         Страдают тысячи рабов!
                         Так где ж любовь и где свобода?
                         Ужель среди того народа,
                         Которым правят палачи,
                         Который в собственной земле
                         Находит только лишь могилы,
                         Где схронены живые силы
                         Не одного уж поколенья!
                         Так нам ли славить воскресенье?..
                            Нет, не смиренье, не любовь
                            Освободят нас от оков,
                            Теперь нам надобен топор,
                            Нам нужен нож - чтоб свой позор
                            Смыть кровью притеснителей!..
                            Мы будем рушить, рушить все,
                            Не пощадим мы ничего!
                            Что было создано веками,
                            Мы сломим мощными руками
                            И грязью в идол ваш священный
                            Рукою бросим дерзновенной!
                            Мы сроем церковь и дворец,
                            Пусть с рабством будет и конец
                            Всему отжившему, гнилому,
                            Пусть место новому, живому
                            Очистит наше разрушенье.
                            Зачем же петь о воскресенье.

                         8 апреля 1862


                            НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ {7}

                        Я видел: тешился народ.
                        Но странно тешутся рабы!
                        Вокруг жандармов целый взвод,
                        Кишит полиция внутри!..
                        И чуть кто крикнет невпопад,
                        Не так шагнет, не так пойдет,
                        Как приказал ходить солдат...
                        Жандарм тут... и бьет, и бьет
                        Его карающей рукой!
                        И так все чинно, так спокойно...
                        Ненарушим формальный строй!
                        Все веселятся здесь пристойно!
                        Зато безжизненно и вяло.
                        И песен вольных и свободных
                        Здесь не встретит запевала!
                        Нет, веет скорбею народной,
                        Каким-то горем и бедой
                        От этих чинных ликований.
                        И с этой площади большой
                        Доносит ветра завываньем
                        Со смехом вместе и проклятья,
                        С веселым криком - крик ужасный...
                        То вополь угнетенных братии!
                        И с песнью - шум однообразный
                        Рабством наложенных цепей!
                        И предо мной, как привиденье,
                        Встают... встают толпы людей,
                        На лицах бледность и томленье,
                        Как будто лица мертвецов.
                        Как будто выходцы из гроба!
                        По плечам их струится кровь.
                        И вижу: светится злоба
                        В их потухающих глазах!
                        Бичом истерзана спина,
                        И руки, ноги в кандалах,
                        Клеймом позорного рабства
                        Их лбы позорно клеймены!..
                        Они проходят предо мной,
                        Склонивши голову к груди,
                        Груди измученной, больной,
                        Гремя тяжелыми цепями!
                        И тяжким воплем, тяжким стоном,
                        Казалось, воздух наполнялся,
                        Но этот стон церковным звоном
                        Да праздным криком заглушался.
                        То веселились палачи!

                        1862. Апрель.


                              [ИЗ БЕРАНЖЕ] {8}

                           Однажды пробудился
                           Создатель всеблагой,
                           Об людях спохватился
                           И молвил сам с собой:
                           "Взгляну, что с ними сталось,
                           Планета их давно,
                           Быть может, затерялась", -
                           И сунул нос в окно.
                           Но видит: тихо, плавно
                           Бежит земля исправно.
                           "Да вот она,- вскричал, -
                           Ну, дети, утверждаю:
                           Я ваших дел не знаю
                           И, если я соврал,
                           Чтоб черт меня побрал,
                           Я [искренно желаю,]
                           Ч[тоб черт меня побрал".]
                           "Вы крошечные рожи
                           С различным цветом кожи, -
                           Промолвил важно Бог, -
                           Кто вас уверить мог,
                           Что будто всеми вами,
                           Где б не жили вы там,
                           В жаре или под снегом,
                           Я управляю сам?
                           Я тоже, слава Богу,
                           Министров понемногу
                           Достойных подбираю.
                           Уж если б этой дрянью
                           По доброму желанью
                           Я заниматься стал,
                           [Чтоб черт меня побрал,]
                           Подвергаться [всезнанью {9},]
                           [Чтоб черт меня побрал.]
                           Чтоб мирно жить и честно,
                           Веселье знать одно,
                           Я дал вам, как известно,
                           И женщин и вино.
                           Как богом армий гнусных
                           В речах своих искусных
                           Зовут меня подчас,
                           Гоняющие вас,
                           Как режут, убивают
                           И смело утверждают,
                           Что я их посылаю.
                           Когда же я, когда же
                           Пустой обиде даже
                           Вас, дети, поучал,
                           Чтоб черт меня побрал,
                           Не выдумаешь тоже,
                           Чтоб [черт меня побрал.]
                           Но что там за букашки
                           На трончиках сидят
                           И [корчутся {9}] бедняжки,
                           Как пышен их наряд.
                           Пред ними всякий связан,
                           Как будто им обязан,
                           И жизнию и всем,
                           И маслом лоб помазан {10}
                           У них, бог весть, зачем.
                           Они твердят вам, дети,
                           Что будто троны эти
                           Я сам благословлял,
                           Но если вами править
                           Я мог царя поставить,
                           Чтоб он вас угнетал,
                           Что [б черт меня побрал,]
                           За что ж меня бесславить,
                           Чт[об черт меня побрал.]
                           Другие в черном платье {11}
                           Мне курят, и до слез
                           Тяжелый ладан братьи {12}
                           Преследует мой нос.
                           Они весь век тощают
                           И именем моим
                           Проклятья посылают
                           И мертвым и живым.
                           Подчас умно их слово,
                           Но для меня то ново.
                           Я в жизнь не проклинал,
                           И если мне хоть мало
                           Знакомы их начала
                           И я их наставлял,
                           Чтоб черт меня [побрал,]
                           Вот также не хватало {13}.
                           Так, дети, не пеняйте
                           Вы больше на меня.
                           Для добрых сердцем, знайте,
                           Открыта дверь моя.
                           И пейте, и любите
                           С рассудком, без вреда,
                           Ханжей, царей клеймите
                           Презрением всегда.
                           Но нам пора проститься.
                           Чтоб мне не поплатиться
                           За все, что я сказал,
                           Но, если б я желал,
                           Чтоб этот сброд сановных,
                           Властительных, духовных
                           В мой мирный дом попал,
                           Чтоб черт меня побрал.
                           Я бог единокровн[ых],
                           Ч[тоб черт меня побрал]."

                                 ПРИМЕЧАНИЯ

     1  Еще  в гимназии Ткачев начал писать стихи революционного содержания,
многие   из   них  носили  антирелигиозную,  антицерковную  направленность и
некоторые  ходили в списках. В ноябре 1862 г. при очередном аресте у Ткачева
была  отобрана  тетрадка  со  стихотворениями 1860-1862 гг. Фрагменты из них
были приведены Н. Ф. Бельчиковым в статье "Стихотворные опыты П. Н. Ткачева"
(Русская  литература.- 1958.- No 4.- С. 178-187). Полностью стихотворения из
этой  тетрадки  опубликованы  в  кн.:  Ткачев  П. Н. Соч. в 2 т.- Т. 1.- М.,
1975.-  С. 558-569. Стихотворения "Христово воскресенье", "Народное гулянье"
печатаются но этому изданию, с. 566-568.
     Праздником  воскресения  Христова  по  христианской  традиции  ежегодно
открывается  пасхальная  неделя.  В  этот  день,  когда  Иисус Христос якобы
воскрес,  восстал  из  гроба,  принято  у  христиан  христосоваться,  т.  е.
приветствовать  друг  друга  (словами  "Христос воскрес" и в ответ "Воистину
воскрес"), трижды целоваться и т. д., символизируя любовь, братство, свободу
и единение между всеми христианами, независимо от социального положения и т.
д.  В 1862 году праздник воскресения Христова выпал на воскресенье 8 апреля.
Эта дата и стоит под стихотворением Ткачева.
     2  Говоря  о  "дне освобожденья", Ткачев, по-видимому, вкладывает в это
понятие  не  только  религиозный,  но  и  реальный  смысл, намекая на мнимое
"освобождение   крестьян"  от  крепостной  зависимости,  царский  манифест о
котором был объявлен в церквах России за год до этого.
     3  О  каком  фарисее,  надевшем  терновый  венец на голову Христа, идет
здесь  речь,  неизвестно.  В Евангелии от Марка (гл. 15, ст. 17) это сделали
воины, которым Пилат выдал Христа на распятие.
     4  Говоря  о  "фарисеев  ухищреньях",  Ткачев  имел  в  виду ту реформу
иудейского  законодательства (пришедшего в противоречие с новыми социальными
отношениями),  которую  фарисеи  проводили путем изощренных толкований буквы
закона  с  фактическим  сохранением  его сущности и которую, по евангельским
текстам,  Христос (много обличавший фарисеев) назвал "приставлением заплаты"
"к ветхой одежде" или "вливанием вина молодого в мехи ветхие" (Евангелия: от
Матфея,  гл.  9,  ст. 16-17; от Марка, гл. 2, ст. 21-22; от Луки, гл. 5, ст.
36-37  и  др.).  Нетрудно  также заметить в стихотворении Ткачева аналогии с
крестьянской реформой в России, давшей крестьянам лишь мнимое освобождение.
     5  Так  в  рукописи  Ткачева. Возможно, это описка, и здесь должно быть
слово "ковы", т. е. оковы.
     6 Имеется в виду народ.
     7  Данное  стихотворение  примыкает  к  предыдущему и содержит описание
пасхальных праздников 1862 г.
     8  Настоящее  стихотворение является переводом стихотворения П. Беранже
"Добрый  бог" (Le bon Dieu.- 1820). Оно обнаружено нами среди бумаг Ткачева,
отобранных  при  его  аресте в ночь с 12 на 13 апреля 1866 г. (ЦГАОР, ф. 95,
оп.  2,  ед.  хр. 72). Публикуется впервые. Рукопись написана рукою Ткачева,
карандашом,  лишь небольшой отрывок на отдельном листке переписан чернилами,
другим  почерком.  На полях рукописи сделана надпись "Ткачева". Это черновой
набросок  перевода,  в  котором  ряд  слов и даже строк недописаны, а рефрен
"Чтоб  черт меня побрал" либо обозначен начальными буквами с длинной чертой,
либо  просто  чертой.  При  публикации  недостающие  слова,  буквы,  строчки
восстановлены  в  квадратных  скобках.  Расставлены  также знаки препинания,
отсутствующие  в  рукописи.  Стихотворение  не  имеет заглавия и дано нами в
квадратных  скобках.  Из  дореволюционных  переводов  "Доброго бога" Беранже
известен  лишь один (неполный) - А. Дельвига, который с 1861 г. неоднократно
перепечатывался  за  границей.  Существовали  анонимные переводы, ходившие в
списках. Вероятно, публикуемый перевод один из них.
     9 Данное слово прочтено нами условно.
     10  Цари  считались  "помазанниками божьими" (то есть наместниками бога
на земле) после обряда "помазания" елеем при коронации.
     11  Эта  и следующие 15 строк написаны чернилами на отдельном листе. "В
черном  платье"  -  имеются  в  виду  представители  так называемого черного
духовенства, или монахи, составлявшие братства или монастыри.
     12  Курить  ладан  - сжигать особую ароматическую смолу, якобы приятную
богу  при  религиозных  обрядах. В народе о монахах (братии) говорилось, что
они пропахли ладаном.
     13  Здесь  обрывается  текст  на отдельном листе. Возможно, что еще раз
должен быть рефрен: "Чтоб черт меня побрал".