О П. Б. Козловском

Автор: Тургенев Александр Иванович

  

А. И. Тургенев

[О П. Б. Козловском]

  

   Тургенев А. И. Политическая проза

   М., «Советская Россия», 1989.— (Б-ка рус. худож. публицистики).

  

   «И вне Отечества нас может утешать

   Воспоминание минувших дней Архивских».

  

   Так пародировали мы когда-то на чужбине с незабвенным Козловским стихи старейшего друга его и товарища по Московскому Архиву, Андрея Т[ургенева]:

  

   «И в самых горестях нас может утешать

   Воспоминание минувших дней блаженных!!»1

  

   Теперь друзья опять вместе, и мы, оставшиеся, скажем о них словами друга, их пережившего:

  

   «Не говори с тоской: их нет!

   Но с благодарностию: были…»2

  

   Я любил Козловского с моего детства, встречался с ним и мыслил вслух везде: в Лондоне, в Эмсе3, на берегах хладной и гранитной Невы — в виду мрачной крепости4: везде встречались, и мысли наши и сердца бились одним чувством к человечеству, к России.

   Не смею, потому что не вправе — оценить в Козловском его гения в математике, в языкознании, в каком-то врожденном ему европеизме; но радуюсь тем, что сердце мое всегда поминало его и угадывало, что мы часто вторили друг другу в чувствах наших — вслух, в нашем соучастии к людям, в нашем сострадании к их слабостям, в нашем негодовании к их гнусным утеснителям… («Tremblez! Vous êtes immortels» {«Дрожите! Вы бессмертны» (фр.).}.)

   Мир праху твоему, добрый Козловский! Да прикроются твои слабости, во грехах рожденному человечеству свойственные, твоими добрыми делами, в последние дни твоего земного поприща совершенными, постоянным порывом твоего сердца ко благу твоих ближних. Есть место на земле, где не забудут твоего сердца спасенные твоими заступлениями5: мы напомним тебя первыми и едва ли не единственными стихами твоей ранней молодости, в первые дни века и Александра:

  

   «Как часто в горести, в напасти

   Несчастный,— слабый человек,

   В минуты мрачной, буйной страсти

   Проступком омрачает век!..

   Судьи холодно рассуждают,

   Рассудком сердце обвиняют:

   Но Ты на троне: «Он прощен!»6

  

   Сей голос поэзии сердца отозвался и в последнем твоем вздохе.— Прости.

  

   30 марта/11 апреля 1842, в Париже

  

Примечания

  

   Впервые: АбТ, 2, с. 492—493. Печатается по тексту первой публикации.

   14(26) октября 1840 г. в Баден-Бадене скончался старинный друг Т. князь П. Б. Козловский — литератор, дипломат и общественный деятель, занимающий совершенно особое место в истории отечественной культуры (см. о нем справку В. И. Саитова — ОА, 3, с. 551—554, а также: Струве Г. П. Русский европеец. Сан-Франциско, 1950; Френкель В. Я. Петр Борисович Козловский. Л., 1978; Mильчина В. А., Осповат А. Л. Из наследия П. Б. Козловского // Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Таллин, 1989). 26 июня 1841 г. Вяземский, начавший сбор материалов о Козловском, обратился к Г. с просьбой запросить К.-Ф. Штубера (секретаря Шатобриана) относительно каких-либо данных о покойном (см.: ОА, 4, с. 139—140; ср.: Вяземский, с. 154—162; Вяземский П. А. Полн. собр. соч. Спб., 1882. Т. VII. С. 231-257). В письме от 29 февраля (11 марта) 1842 г. Штубер уведомил Т. о том, что не располагает сведениями о Козловском (Ф. 501, оп. 1, No 226, л. 1; на фр. яз.). Спустя месяц после получения этого письма Т. написал короткую мемуарную заметку о Козловском, оставшуюся в его архиве.

  

   1 Строки из «Элегии» Ан. И. Тургенева (1802), которые Т. повторял всю жизнь.

   2 Цитата из стихотворения Жуковского «Воспоминание» (1827).

   3 Летом 1827 г., находясь в Эмсе, Т. и Козловский много беседовали о заочном осуждении Н. И. Тургенева по делу декабристов. 22 июля Т. писал брату в Лондон: «Он богат идеями и воспоминаниями и размышляет просто. Дело твое понимает прекрасно и здраво судит о нем <...> Только заключения его меня сердят; ибо он, вместо того, чтобы за суд нападать на судей, нападает на Россию вообще и на народ» (Изд. 1872, с. 52).

   4 Имеется в виду Петропавловская крепость.

   5 В последние годы жизни Козловский служил при наместнике Царства Польского фельдмаршале И. Ф. Паскевиче. По воспоминаниям Ф. Ф. Скибицкого (в письме Вяземскому от 27 июня / 6 июля 1869 г. из Варшавы, «маршал Паскевич называл князя Козловского «адвокатом проигранных дел» — в самом деле, если этот замечательный друг всего доброго и прекрасного брался что-то защищать, то не для того, чтобы удовлетворить честолюбие, но лишь для того, чтобы помочь чьему-то горю» (ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 3, No 54, л. 31).

   6 Цитата из стихотворения Козловского «Чувствования россиянина при чтении милостивых манифестов, изданных Александром I 2-го апреля 1801 года» (Отд. изд. М., 1801).