Степан Семенович Дубков и мои с ним разговоры

Автор: Тургенев Иван Сергеевич

  

И. С. Тургенев

  

Степан Семенович Дубков и мои с ним разговоры

  

   И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах

   Сочинения в двенадцати томах

   М., «Наука», 1980

   Сочинения. Том четвертый. Повести и рассказы. Статьи и рецензии. 1844—1854

  

   Степан Дубков, род.— 1788.

   Юнк<ер> в пехотн<ом> полку — в 1806.

   В отставке — в 1815, с чином штабс-капитана.

   Живет в деревне — до 1825.

   » в Москве — до 1827.

   Опять в деревне — до 1833.

   Сделан исправником — до 1839.

   Поселяется в уездном городе в 1840, где живет до сих пор.

  

   — Степан Семенович!

   — Чего-с?

   — Знаете ли, что я думаю, глядя на вас?

   — Нет-с, не знаю — что такое-с?

   — Мне кажется, что вы притворяетесь.

   — То есть это как, например-с? Я притворяюсь?

   — А вот как. Вот уже с лишком месяц, как я с вами познакомился и каждый день разговариваю с вами,— знаете ли, что я от вас ни разу не слыхал ни одного теплого, доброго слова, такого слова, из которого я бы мог заключить, что у вас есть сердце, что вы верите во что-нибудь, любите что-нибудь…

   — Гм,— промычал С<тепан> С<еменович>, потупил голову и перенял чубук из одной руки в другую.

   — Послушать вас, так для вас всё равно, что бы ни делалось на свете! Неужели же жизненный опыт довел вас до такого <...>? Я этому верить не хочу — и я скорее готов думать, что вы только прикидываетесь разочарованным человеком. Откуда бы у вас бралась жёлчь, если б вы бы точно ни в чем не принимали участия.

   — Гм,— повторил С<тепан> С<еменович>,— и видя, что я не продолжаю, отвернулся и плюнул в окно.— Фанаберика,— промолвил он, утирая себе губы рукой.

   — Что такое?

   — Ф<анаберик>а-с,— повторил он, возвысив голос.— Всё, что вы изволили говорить-с, фанаберика-с. Это всё филозофия-с,— это хорошо для ученых-с, а не для нашего брата. Что же касается до жёлчи, то я вам скажу-с — у меня ее всегда было достаточно-с. Теперь я больше эдак бурой комплекции-с, а сызмала был я желт-с, как лимонная корка-с. Таким уж меня господь бог создал да матушка уродила. Это уж их было дело-с.

   — Но все-таки…

   — Теперь насчет любви-с,— перервал он меня.— Да что я буду любить, позвольте спросить-с? Какая из этого будет кому польза? Никому никакой-с. И притом я не знаю, почему это мне непременно надобно любить-с? Мне закон говорит: не крадь — и я не краду, а он мне не говорит — люби, мол. Нигде мне этого он не говорит-с.

   — Так если б, по-вашему, закон не запрещал вам красть — вы бы крали?

   — И крал бы-с, непременно бы крал.

   — Поздравляю вас; но позвольте вам заметить, что есть заповедь, которая повелевает нам…

   — Знаю-с, знаю-с… Возлюбите ближнего своего… Да я и люблю ближнего-с — вообще и как самого себя. Я себе зла не делаю — и ему тоже не делаю-с и даже не желаю никогда. Но вы не в том смысле говорить изволили. Вот вы, напр<имер>, тоже говорите: верить надо. И я не прочь от этого-с… Я, напр<имер>, верю, что теперь вот день, а после будет ночь, и еще многому кой-чему я верю — а вы всё недовольны-с.

   — Вы не понимаете меня — или, лучше сказать, вы не хотите меня понять.

   Д<убков> помолчал.

   — Нет-с, вы мне лучше скажите-ка, чему еще надобно верить. <Не закончено.>

ПРИМЕЧАНИЯ

  

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ1

1 Учитываются сокращения, вводимые в настоящем томе впервые.

  

   Григорьев — Григорьев Ап. Сочинения. СПб.: Издание Н. Страхова, 1876. Т. I.

   Добролюбов — Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. / Под общей редакцией П. И. Лебедева-Полянского. Т. I—VI. М.; Л.: Гослитиздат, 1934—1941 (1945).

   Дружинин — Дружинин А. В. Собр. соч. СПб., 1865. Т. VII.

   Иванов — Проф. Иванов Ив. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Личность. Творчество. Нежин, 1914.

   Истомин — Истомин К. К. «Старая манера» Тургенева (1834—1855 гг.) СПб., 1913.

   Клеман, Летопись — Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева Под. ред. Н. К. Пиксанова. М.; Л.: Academie, 1934.

   Назарова — Назарова Л. Н. К вопросу об оценке литературно-критической деятельности И. С. Тургенева его современниками (1851—1853).— Вопросы изучения русской литературы XI—XX веков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958, с. 162—167.

   Писарев — Писарев Д. И. Сочинения: В 4-х т. М.: Гослитиздат, 1955—1956.

   Рус арх — «Русский архив» (журнал).

   Рус беседа — «Русская беседа» (журнал).

   Рус Обозр — «Русское обозрение» (журнал).

   Сб ГБЛ — «И. С. Тургенев», сборник / Под ред. Н. Л. Бродского. М., 1940 (Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина).

   Сб ПД 1923 — «Сборник Пушкинского Дома на 1923 год». Пгр., 1922.

   Т. Соч. 18601801 — Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. М.: Изд. Н. А. Основского. 1861. Т. II, III.

   Т. Соч, 1865 — Сочинения И. С. Тургенева (1844—1864). Карлсруэ: Изд. бр. Салаевых. 1865. Ч. II, III.

   Т. Соч. 1868—1871 — Сочинения И. С. Тургенева (1844—1868). М.: Изд. бр. Салаевых. 1868. Ч. 2, 3.

   Т. Соч, 1874 — Сочинения И. С. Тургенева (1844—1868). М.: Изд. бр. Салаевых. 1874. Ч. 2. 3.

   Фет — Фет А. А. Мои воспоминания (1848—1889). М., 1890. Ч. I и II.

   1858. Scènes, I — Scènes de la vie russe, par M. J. Tourguéneff. Nouvelles russes, traduites avec l’autorisation de l’auteur par M. X. Marmier. Paris. 1858.

   1858. Scènrs, II — Scènes de la vie russe, par M. J. Tourguéneff. Deuxième série, traduite avec la collaboration de l’auteur par Louis Viardot. Paris, 1858.

  

НЕЗАВЕРШЕННОЕ

  

СТЕПАН СЕМЕНОВИЧ ДУБКОВ И МОИ С НИМ РАЗГОВОРЫ

  

   Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста.

   Черновой автограф — отрывок, без даты, 3 лл. (на лицевой стороне первого листа, под заглавием, Тургеневым нарисован карикатурный портрет Дубкова и набросана биографическая канва его жизни; на втором листе — незаконченный текст отрывка). Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 3; описание см.: Mazon, с. 55; фотокопия — ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 141.

   Впервые опубликовано: Лит Наcл, т. 73, кн. 1, с. 22—24.

   В собрание сочинений включено впервые в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. XIII, с. 315—318.

   Набросок был сделан Тургеневым, по всей вероятности, в первой половине 1840-х годов. Такое предположение позволяют высказать как последняя хронологическая запись в «биографической канве» Дубкова («Поселяется в уездном городе в 1840, где живет до сих пор»), так и юмористическая гоголевская манера, в которой написан отрывок. К 1841—1842 годам относится пора личного знакомства Тургенева с Гоголем (см. очерк «Гоголь» в «Литературных и житейских воспоминаниях» — наст. изд., т. 11) и период наиболее сильной зависимости молодого Тургенева от прозы Гоголя. В июне 1842 г. Тургеневым был написан шуточный фантастический шарж «Похождения подпоручика Бубнова», напоминающий повести Гоголя «Нос» и «Записки сумасшедшего» (см.: наст. изд., т. 1, с. 558).

   Отрывок «Степан Семенович Дубков и мои с ним разговоры» построен в форме диалога между рассказчиком и героем, отставным исправником, провинциальным «скептиком». Колоритная речь Степана Семеновича, его примитивные грубо-материальные суждения, полуиронические интонации в обращенных к нему репликах собеседника — все эти художественные приемы способствовали созданию персонажа, напоминающего гоголевские типы, в частности Коробочку и Собакевича.

   Замысел не был реализован Тургеневым до конца. Однако позднее в творчестве Тургенева 50-х годов встречается образ, в котором писатель психологически развивает ряд черт того же типа. Африкан Семенович Пигасов, один из персонажей «Рудина» (1856), «взъерошенный и седой» господин, «с смуглым лицом и беглыми черными глазками», превосходящий Дубкова образованием и потерпевший неудачу на научном и житейском поприще, также озлоблен «противу всего и всех»; «всё его существо,— отмечает автор,— казалось пропитанным желчью» (наст. изд., т. 5). Он, подобно Дубкову, отрицает значение философии и каких-либо общественных идеалов, противопоставляя им узкий практицизм и голые факты (там же). Дубков оттеняет свое презрение к серьезным рассуждениям подчеркнуто архаической окраской произносимых им слов; «Ф<анаберик>а-с,— повторил он, возвысив голос.— Всё, что вы изволили говорить-с, фанаберика-с. Это всё филозофия-с…» К подобной же форме выражения своего отношения к философии прибегает и Пигасов, который по поводу ожидаемого приезда барона с научной статьей иронизирует: «Он, говорят, великий философ: так Гегелем и брызжет» (там же). Наконец, диалог между Пигасовым и появившимся в гостиной Ласунской Рудиным напоминает беседу Дубкова с рассказчиком: та же вражда к «убеждениям», то же отрицание необходимости верить во что-либо, кроме вульгарно-материалистических истин, и такая же бравада собственным эгоизмом.

   Конечно, в портрете Степана Семеновича Дубкова преобладают сатирические краски, образ же «скептика» в первом романе Тургенева богаче индивидуализирован и предстает перед читателем в различных жизненных аспектах.