Пути сообщения в горной полосе Кавказа

Автор: Хетагуров Коста Леванович

  

К. Л. Хетагуров

Пути сообщения в горной полосе Кавказа

   Коста. Публицистика. Избранные статьи

   Редакция, вступительная статья и комментарии А. С. Малинкина

   Государственное издательство Северо-Осетинской АССР Орджоникидзе. 1941

  

   Из года в год продолжительные ливни, снеговые завалы, осыпи и т. д. приводят в горной полосе Кавказа и так очень опасные дороги, вернее, тропинки в совершенную негодность для проезда, а местами и для прохода. К расширению их и постоянному уходу за ними применяются только самые примитивные меры. Зачастую население гор по неделям и месяцам не имеет доступа на плоскость. Между тем, при скудности урожаев, сказочного малоземелья и современной дороговизне продуктов первой необходимости, периодически замкнутому в глубоких ущельях населению приходится испытывать такие трагические моменты, о которых плоскостный житель не имеет никакого понятия. Многочисленные туристы, скитающиеся в последнее время по Кавказу в самую лучшую пору года, на каждом шагу переполняют воздух восклицаниями, вызываемыми то прелестью чудной панорамы гор, то ужасом зияющей под ногами бездны. Интересно бы видеть этих туристов в позднюю осень и глубокую зиму в дебрях гор, тогда, несомненно, их летние восторги заменились бы ужасом предсмертной агонии. Они увидели бы тогда, как в Касарском ущелье (Военно-Осетинская дорога) с узкой, пробитой в отвесной скале тропы, покрытой сплошь льдом, срывается в бездну наполненная кукурузой арба с последней лошадью одетого в лохмотья осетина. Они увидели бы тогда, как снежными завалами снесено с высоких крутых скатов сенокоса в бездну ущелья все собранное в копны сено, как население копошится в этих колоссальных лавинах, разыскивая свое сено, с бранью оттягивая друг у друга раскопанную кучку сена, стараясь убедить всех, что это сено мое, а не его. Такие драмы разыгрываются теперь в Нарской котловине. Осматривали испорченную дорогу некие инженеры, которые предлагали охотникам за исправление дороги только 50 руб. за работу, которая на худой конец обойдется 250—300 руб. Такое ужасное бездорожье по всей горной полосе Кавказа необходимо как можно скорее устранить. Средствами для удовлетворения этой вопиющей нужды миллионного населения могут послужить неизвестно в каких сундуках и где хранящиеся горские штрафные суммы, а при их недостаче можно было бы войти с ходатайством в подлежащее учреждение о казенной субсидии.

   Во всяком случае, дорожный вопрос в горной полосе Кавказа является самым насущным, ставящим на карту многие человеческие жизни с трагической кончиной.

  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Статья опубликована в газ. «Казбек» No 1209 от 1 декабря 1901 года за подписью Нарон.