Видение Иезекииля

Автор: Волошин Максимилиан Александрович

М. А. Волошин

Видение Иезекииля

   Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых.

   Газеты — это наркотик. Это питье разжигающее, но не утоляющее жажды.

   Пророки — это тот ключ, про который сказано:

  

   «Он лучше всех жар сердца утолит».

  

   Только в Библии можно найти слова, равносильные пафосу, нами переживаемому.

   Малое зерно, из которого проросла вся наша культура, — Иудея, кинутая между жерновами двух мировых царств — Египта и Ассирии, нашла те образы и те идеи, в которые укладываются мировые катастрофы всех стран, всех времен. Ничего равносильного этой политической поэзии в последующей истории создано не было. И в эпохи, подобные нами переживаемой, люди невольно возвращаются к первоисточникам.

_________________________________

   Как различны голоса Библии.

   Исступленный Наум, дышащий пламенем и яростью…

   Яркая и широкая историческая живопись Аввакума…

   Политические памфлеты и вопли Иеремии, занимающего в Иерусалиме положение почти большевика, призывающего к союзу с Германией — Ассирией против старого культурного союзника — Египта, — создателя теории «Бичей Божьих»…

   Необычайная мессианская гроза Второ-Исайи, райское видение будущего мира всего мира, раскрывающееся посреди мировых катастроф и бедствий; ликующая песня, прорвавшаяся из ада земных страданий…

   Глубокая символика Апокалипсиса Эздры. Тонкая эмблематика Захарии…

   И наконец Иезекииль, стоящий перед полем, усеянным мертвыми костями, на глазах у которого эти кости начинают оживать и обрастать плотью.

___________________________________

   Иезекииль, как и Моисей, — выносил Бога лицом к лицу и оставил нам описание своего видения, столь точное и детальное, какого мы не находим ни у одного из духовидцев древних и новых времен.

   Его Господь разговаривает со своею избранной страной голосом и словами ревнивого мужа с неверной женой; с теми реалистическими деталями, которые смели только библейские пророки влагать в уста Божьи.

   Не та же ли ревнивая любовь Господа проявляется и в судьбах России — поруганной, обиженной и кинутой на позор перед всеми народами?

   Ее образ стоял предо мной, когда я писал «Видение Иезекииля», стараясь быть как можно более точным и близким к библейскому тексту, только одним расположением слов и модуляциями ритма стараясь довести силу выражения до последней ударности.

  

   Бог наш есть огнь поядающий. Твари

   Явлен был свет на реке на Ховаре.

   В буре клубящейся двигался он —

   Облак, несомый верховными силами —

   Четверорукими, шестерокрылыми,

   С бычьими, птичьими и человечьими,

   Львиными ликами с разных сторон.

   Видом они точно угли горящие,

   Ноги прямые и медью блестящие,

   Лики, как свет раскаленных лампад,

   И вопиющие, и говорящие,

   И воззывающе к Господу: «Свят!

   Свят! Вседержитель!» А около разные,

   Цветом похожи на камень топаз,

   Вихри и диски, колеса алмазные,

   Дымные ободы, полные глаз.

   А над животными — легкими сводами —

   Крылья, простертые в высоту,

   Схожие шумом с гудящими водами,

   Переполняющими пустоту.

   Выше же вышних, над сводом всемирным,

   Тонким и синим повитым огнем,

   В радужной славе, на троне сапфирном,

   Огненный облик, гремящий, как гром.

   Был я покрыт налетевшей грозою,

   Бурею крыльев и вихрем колес.

   Ветр меня поднял с земли и вознес…

   Был ко мне голос:

   «Иди предо Мною —

   В землю Мою, возвестить ей позор!

   Перед лицом Моим — ветер пустыни,

   А по стопам Моим — язва и мор!

   Буду судиться с тобою Я ныне.

  

   Мать родила тебя ночью в полях,

   Пуп не обрезала и не омыла,

   И не осолила и не повила,

   Бросила дочь на попрание в прах…

   Я ж тебе молвил: живи во кровях!

   Выросла смуглой и стройной, как колос,

   Грудь поднялась, закурчавился волос,

   И округлился, как чаша, живот…

   Время любви твоей было… И вот

   В полдень лежала ты в поле нагая,

   И проходил и увидел тебя Я,

   Край моих риз над тобою простер,

   Обнял, омыл твою кровь, и с тех пор

   Я сочетался с рабою Моею.

   Дал тебе плат, кисею на лицо,

   Перстни для рук, ожерелье на шею,

   На уши серьги, в ноздри кольцо,

   Пояс, запястья, венец драгоценный

   И покрывала из тканей сквозных…

   Стала краса твоя совершенной

   В великолепных уборах Моих.

   Хлебом пшеничным, елеем и медом

   Я ль не вскормил тебя щедрой рукой?

   Дальним известна ты стала народам

   Необычайною красотой.

   Но, упоенная славой и властью,

   Стала мечтать о красивых мужах

   И распалялась нечистою страстью

   К изображениям на стенах.

   Между соседей рождая усобья,

   Стала распутной — ловка и хитра,

   Ты сотворяла мужские подобья —

   Знаки из золота и серебра.

   Строила вышки, скликала прохожих

   И блудодеяла с ними на ложах,

   На перекрестках путей и дорог,

   Ноги раскидывала перед ними,

   Каждый, придя, оголить тебя мог

   И насладиться сосцами твоими.

   Буду судиться с тобой до конца:

   Гнев изолью, истощу свою ярость,

   Семя сотру, прокляну твою старость,

   От Моего не укрыться лица!

   Всех созову, что блудили с тобою,

   Платье сорву и оставлю нагою,

   И обнажу перед всеми твой срам,

   Темя обрею; связавши ремнями,

   В руки любовников прежних предам,

   Пусть тебя бьют, побивают камнями,

   Хлещут бичами нечистую плоть,

   Станешь бесплодной и стоптанной нивой…

   Ибо любима любовью ревнивой —

   Так говорю тебе Я — твой Господь!»

  

   Впервые опубликовано: Дело (Одесса). 1919. No 2. 30 марта. С. 2.

   Исходник: http://dugward.ru/library/voloshin/voloshin_videnie_iezekiila.html