Слово на заложение Кремлевского дворца

Автор: Сумароков Александр Петрович

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ

ВСѢХЪ

СОЧИНЕНIЙ

въ

СТИХАХЪ И ПРОЗѢ,

ПОКОЙНАГО

Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена

Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собранія Члена,

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА

СУМАРОКОВА.

Собраны и изданы

Въ удовольствіе Любителей Россійской Учености

Николаемъ Новиковымъ,

Членомъ

Вольнаго Россійскаго Собранія при Императорскомъ

Московскомъ университетѣ.

Изданіе Второе.

Часть II.

Въ МОСКВѢ.

Въ Университетской Типографіи у И. Новикова,

1787 года.

OCR Бычков М.И.

  

СЛОВО

На заложеніе Кремлевскаго дворца.

  

   Празднуетъ Восточная Церковь обновленіе Царя-Града; ибо благочестивый Константинъ перенесъ тронъ отъ бреговъ Тибра во Византію, и украсил оную великолѣпіемъ, и богодуховенно освятилъ то мѣсто. Въ сей день обновляется Москва. Ты Великая ЕКАТЕРИНА посреди кровавой брани, посреди множества порученныхъ Тебѣ отъ Бога дѣлъ, и объ украшеніи перьвопрестольнаго града забыти не восхотѣла. Кажется, что судьбина ради того много Тебѣ разныхъ препятствій во исполненіи Твоихъ желаній предуставила, дабы болѣе превознести имя Твое. Зіяющая на насъ Отоманская Порта трепѣщетъ: Гелесспонтъ попирается флотомъ Твоимъ: войски Отоманскія разсѣеваются: Бендеръ горитъ: пучина корабли Турецкія на воздухъ мѣщетъ. Тамо Голицынъ побиваетъ, и многочисленное Срацинское побѣждаетъ войско. Хотинъ опустошается, и Молдавія покаряется россійскому скипетру. Тамо Румянцовъ гонитъ и возмѣтаетъ непріятелей, яко прахъ, его же возмѣтаетъ вътръ отъ лица земли: тамо Панинъ разстворяетъ адскія пропасти и попаляетъ неприступный Бендеръ: тамо Орловъ раздираетъ валы морскія и Турецкія корабли изъ пучины на воздухъ бросаетъ: суда непріятельскія не бурными на водахъ волнами, но бурнымъ на воздухѣ пламенемъ окруженны. Тамо Крымъ, устрашенный именемъ Великія ЕКАТЕРИНЫ, едва воспротивяся Долгорукому полагаетъ оружіе: и въ прежнія вѣки приводящій разсѣянную и несогласную державу во ужасъ, самъ стократно болѣе ужасается грома и молній сѣвернаго Зевса создавшаго Петрополь, и оружія Россійскія Минервы возобновляющія Кремль и Москву. Здѣсь Волконской, показавъ искусство свое и въ военныхъ и въ министерскихъ дѣлахъ, прехвально Намѣстницы Божіей насмѣстничество исправляетъ. Еропкинъ усмиряетъ Мегеру и утверждаетъ безопасности вѣрныхъ Ея Величества подданныхъ и сыновъ отечества. Во дни брани правосудію твердыя столпы сооружаются: сирыя воспитываются, и нечинно помирающія младенцы не только къ жизни, но еще и ко щастливой жизни готовятся . пустыни населяются: училищи умножаются: худовидныя грады облачаются въ великолѣпіе: дерзостныя междусобія прекращаются: смерть изгоняется. А ты о благословениая рѣка, орошающая Кремлевы стѣны, воздыми главу свою, возведи очи твои и виждь! се ко твоему Сіону збѣгаются жители многонароднаго обиталища, видѣти о немъ попѣченіе Премудрыя ЕКАТЕРИНЫ! да украсятся твои брега, яко брега протока претвореннаго изъ блата въ чистѣйшія Невскія струи, и носящаго въ Петрополѣ имя Великія Государыни! Ликовствуй Кремль! въ сей день полагается перьвый камень новаго Ефесскаго храма посвящаемаго Божіей въ Россіи Намѣстницѣ, толико же и добродѣтелями, колико своимъ саномъ сіяющей. А я будучи удостоенъ исполнять Монарши повелѣнія въ сооруженіи огромнаго дома и всего великолѣпнаго въ Кремлѣ зданія, готовяся зачати оное, почитаю должностію нѣчто молвить о строеніяхъ Мосвовскихъ; ибо то къ сему дню и къ дѣлу сему пристойно: и нѣчто выговорить и о своей профессіи; ибо зданіе здѣсь начинается. Іоаннъ Даниловичъ сынъ Даніила Александровича и внукъ Александра Невскаго, воспитанный въ Москвѣ при отцѣ своемъ, содѣлался наслѣдникомъ Россійскаго Великокняжескаго престола, возростя на прекрасныхъ мѣстоположеніяхъ Москвы, по благословенію Петра Митрополита пренесъ Россійскій тронъ изъ Владимира: а съ нимъ и Митронолитъ переселился въ Москву. Остатокъ бора лежащаго на горѣ Кремлевской окружающаго Спаской монастырь вырубленъ, а бывшая тамо монашеская обитель перенесена на Яузу и названа Новоспаскимъ монастыремъ: осталася только посреди дворца одна церковь, называемая и по ныеѣ Спасъ на Бору. Отъ сего бора названъ и боровицкой мостъ. Замоскворѣчье составляло слободы переведенцовъ, какъ были переведенскія улицы и въ Петербургѣ. Гдѣ нынѣ ряды и Гостиной дворъ, тутъ было поле: а по томъ поставлены деревянныя лавки, ради торгу: при сихъ рядахъ поставлена по томъ ради торгующихъ церковь Великомученицы Варвары, отъ чего улица Варварка и имя получила. Жилище великихъ Князей былъ Кремль, на коемъ мѣстѣ и наша Монархиня нынѣ дому Императоровъ Россійскихъ основаніе полагаетъ. Китай сталъ по томъ жилищемъ мѣщанъ торгующихъ. Тверская, Никитская, Воздвиженка, Дмитревка и Петровка, перьвыя населены были: и лучшія князи, господичи и дворяня на нихъ обитали, а особливо на концахъ ко Кремлю и Китаю касающимся, по близости дворца и рядомъ. Тверская лежащая по хребту вышшей горы знатнѣйшею почиталася улицею, нося по томъ имя улицы Царевой, какъ Никитская имя улицы Царицыной. Пречистенка была улица конюшенная, касаяся почти самому боровицкому мосту, и слѣдовательно конюшенному и колымажному дворамъ. На Дѣвичьемъ полѣ косили сѣно на Государскія конюшни: а на Остоженкѣ ставилися стоги. Гдѣ нынѣ земляной городъ, тутъ жили мѣлкія обыватели, а по томъ стрельцы, и всякія ремесленники. По временамъ Іоанна Даниловича Москва, яко центръ Россійскихъ земель, стала годъ отъ года размножаться. Во время великаго Князя Іоанна Васильевича она возсіяла; ибо онъ увеличилъ Кремль, и обвелъ ево новыми стѣнами, гордыми украсивъ ихъ башнями. Во время сына ево и внука красоту свою и велелѣпіе умножала: а внукъ ево Царь Іоаннъ Васильевичъ воздвигъ стѣны и башни Китая. Царь Борисъ Ѳедоровичь Годуновъ, а по немъ Царь Михаилъ Ѳедоровичъ, Царь Алексѣй Михайловичъ, Царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ, еще Москву и распростирали и украшали. А по томъ и время и радѣніе обитателей привели ее въ то состояніе, въ коемъ мы ее видимъ. Но упадающія царскія чертоги не могли болѣе стояти безъ страха, и были готовы ко всеконечному разрушенію. Сіе, главная причина благоволенія ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, воставиши обиталище Предковъ Ея, и нашихъ Государей. Превзошла она побѣдами славнаго Россійскаго Монарха Іоанна, дѣда Царя того же имени: а нынѣ и украшеніемъ Моеквы ево превзойти устремляется. О дабы труды мои соотвѣтствовали моему усердію! Щедрая Матерь отечества нашего! я всѣ мои силы и все мое знаніе употреблю, и принесу на жертву Твоему повелѣнію. Желаю, что бы сіе почтенное художество на семъ мѣстѣ во всей своей славѣ возсіяло, и было бы сіе жилище достойнымъ обитанія Великія ЕКАТЕРИНЫ: и сколько Римъ и Италія принесли мнѣ ободренія, толико бы принеслося мнѣ похвалы, за сіе начинаемое мною созиданіе: и столько милосердаго снисхожденія отъ моея Государыни. Египтяне перьвыя привели Архитектуру во преизрядный порядокъ, но не довольствуяся хорошимъ только вкусомъ и пристойнымъ благолѣпіемъ перьвоначальнымъ едину огромность почитать начали, отъ чего и пирамиды ихъ возносяся къ небу землю отягощаютъ, гордяся многолѣтными и многонародными трудами и многочисленною казною. Греки хотя и все отъ Егиитянъ и Финикіянъ ко просвѣщенію своему подучили, но ставъ лутчаго и почтеннѣйшаго га свѣтѣ охотниками, и введя сію охоту во весь народъ, Архитектуру въ самое привели изящное состояпіе. Родилися отъ Египетской несовершенной Архитектуры три во Греціи Ордена: Дорической, Іонической и Коринфской: важной, нѣжной и цвѣтной: разныя въ нихъ размѣры и расноложенія, но всѣ приведены въ совершенныя правила: и всѣ огромностямъ посвящены быть могутъ. Нѣкоторыя думаютъ то, что и Архитектура какъ одежда входитъ и выходитъ изъ моды; но какъ Логика, Физика и Математика не подвержены модѣ, такъ и Архитектура; ибо она подвержена основательнымъ правиламъ, а не модѣ. Когда Готы овладѣли Италіею: они привыкнувъ ко великолѣпію зданій Римскихъ, и не проникнувъ того, въ чемъ точно красота зданія состоитъ, ударилися только въ сіяющія Архитсктуры виды, и безо всякаго правида и вкуса, умножая украшеніа, ввели новой родъ созиданія, который по времени получилъ отъ искусныхъ, хотя и неслѣдующихъ правиламъ, огромность и пріятство. Такова рода наша Спасская батня, но колико она ни прекрасна; однако не прельститъ толико зрѣнія, какъ башня Гавріила Архангела. Грановитая полата хороша; но съ Арсеналомъ соравняться не можетъ. Колокольня Ивановская достойна зрѣнія; но колокольня Дѣвичья монастыря болѣе обольститъ очи человѣка вкусъ имущаго. Церковь Климента покрыта златомъ; но Церковь успѣнія на Покровкѣ больше обольститъ имущаго вкусъ: одинъ смѣсь прямой Архитектуры съ Готическою: а другая созиждена по единому благоволѣнію строителя. Видимъ мы въ Москвѣ нѣкоторыя хорошія зданія и кромѣ тѣхъ, кои мною наименованы. Всѣ кремлевы башни хороши. Церковь называемая Николы большова креста: церковь Іоанна Воинственника: и можетъ ли ей уподобиться стоящая близь оной у нѣкоторой церкви и иодобныя ей тягостныя колокольни, вшедшія въ моду подобіемъ обезображающихъ домы подъѣздовъ. Хорошо состроенъ Архангельской соборъ хотя и обрушились ево галлеріи, въ прежнія годы. Царскія теремы во кремлѣ свое достоинство имѣютъ: и велелѣпна церковь на Рву у Спасскихъ воротъ, хотя придѣлами послѣ и попорчен. Хороши Готическія зданія Сухаревой башни, и Университетскаго у Куретныхъ воротъ дома. Прекрасенъ берегъ Аннинскаго дворца и мосты. Прекрасны еще въ Москвѣ домы: главная Аптека, и былъ бы домъ сей еще прекрасняе, когда бы не было при немъ нужной аптекѣ лѣсницы. Казенной домъ на Стретенкѣ, бывшій Князя Голицына: на Знаменкѣ Графа Воронцова. А всѣхъ домовъ прекрасняе домъ Князя Гагарина на Тверской. Имѣетъ великолѣпіе и Воздвиженской монастырь! и приятство церкви Ворсонофьевская и Воскресенія въ Кодотевѣ и съ ея легкою колокольнею. Великая Государыня! Тебѣ врученъ отъ Бога Россіи скипетръ. Тебѣ повинуется побѣда, слѣдуя войску Твоему: Ты пѣчеться о сирыхъ, убогихъ и обидимыхъ: Тебѣ поручено исправленіе нравовъ, законовъ, просвѣщеніе разумовъ. Ко Твоей славѣ и Архитектура устремляетъ усердіе, почитая Тебя россійскою Палладою: а Москва благодаритъ Тебя, что Ты Государыня помнишь о ней, и въ такое время, въ которое вѣнценосная Твоя глава множествомъ неусыпныхъ отягощенна мыслей. О собранныя зрители заложенія дома Великія ЕКАТЕРИНЫ! я желаю и устремляюся, колико могу исполнить повѣ-ѣніе Самодержицы. Умъ мой, сердце мое и мое знаніе не пощадятъ ни моего покоя ни моего здравія. Архистратигъ обладателя вселенныя, предъ твоими очами предъ самыми Твоими очами, сей перьвый камень во основаніи полагается: не самъ ли ты назнаменовалъ сіе мѣсто срединою начннаемаго зданія? Буди хранитель сего дома, сего замка, и сего града! буди хранитель и всей Россіи! и повергай враговъ нашего отечества, силою нашего оружія, какъ ты повергъ надмѣнныя гордостію духи! Видя храмъ твой, кажется мнѣ что я тебя предъ собою вижу, воздѣвающа руки ко престолу Обладателя подсолнечныя: слышится мнѣ что ты уже возносишь общенародный гласъ сѣвера: сей гласъ: Всемогущій Боже благослови мѣсто сіе, и дай ЕКАТЕРИНѢ толь великій вѣкъ, коль велика слава ея! О вы перьвосвященники, и вы всѣ сыны отечества! возведите со Архангеломъ на небо очи свои: и да будетъ сей торжественный день, и днемъ молитвы, о здравіи и многолѣтіи нашей Государыни и Ея Наслѣдника!

  

——

  

   Сія Рѣчь говорена была при заложеніи Кремлевскаго Дворца, Архитекторомъ, Артилеріи Капитаномъ, Булонской и Флорентинской Академіи Членомъ, и Санктпетербургской Академіи Художествъ Академикомъ, Василіемъ Ивановичемъ Баженовымъ.