Аглая Петровна

Автор: Архипов Николай Архипович

Николай Архипов

Аглая Петровна

I.

   От порта отошли при ветре и холоде, и потому все пассажиры разбрелись по своим каютам, и только один длинный англичанин со строго поджатыми губами и красным Бедекером в руках сидел у рубки I-го класса и с серьёзным видом осматривал берег, точно изучая нечто глубокомысленное.

   Пароход большой и важный. Шёл быстро, но бесшумно, благородно. Точно сознавая своё достоинство.

   Это не то, что какой-нибудь колёсный пароходишко, у которого больше шума, нежели ходу; пыхтит, громыхает, а ползёт по-черепашьи.

   Проворно бегают по палубе матросы — рослые, загорелые здоровяки, важно расхаживает по мостику широкоплечий капитан на коротких, немного кривых ногах, как у кавалериста.

   Словом, обычная пароходная обстановка.

   Громыхая, уложили матросы толстую якорную цепь, приведя в порядок канаты, и совсем тихо стало на пароходе, только ветер посвистывал среди мачт и рей. Казалось, вся махина погрузилась в сон, тихий и безмятежный…

* * *

   Однако же, когда пароход обогнул какую-то гору, отчего сразу угомонился ветер, а через минуту выглянуло и солнышко — сначала робко, а потом всё смелей и смелей, — на палубу вдруг начали выползать люди, которые, оказывается, вовсе и не думали спать тихо и безмятежно.

   Первым вышел толстогубый негр. Глянул на солнце желтоватыми глазами, оскалил зубы во всю ширину необъятного рта и весело выбрыкнул ногами какое-то весёлое «па».

   Потом поглядел на англичанина и, чувствуя, очевидно, потребность поделиться с кем-то радостью по поводу появления солнца, избрал для этого глубокомысленного сына Альбиона.

   Тот на минуту оторвался от Бедекера, серьёзно посмотрел на солнце и, сказав в пространство неизвестно кому короткое «yes», вновь погрузился в красный путеводитель.

   Вторым выполз толстый купец с большой русой бородой, как у всех купцов на Руси, и на минуту сладко зажмурил глаза:

   — Экая, сударь, благодать-то… — словоохотливо обратился он к соседу.

   Сосед молчал.

   Купец снова повторил своё замечание и посмотрел на соседа.

   Посмотрел и от изумления присел, а язык прилип к гортани… Да и было отчего: перед ним стоял арап, совсем чёрный арап, как рисуют на картинках.

   — Извините-с… не знал-с, что вы этакие… — совсем растерялась русая борода.

   Негр улыбнулся и добродушно промолвил:

   — Нишехо… Зтрастейт пожалуйст…

   И протянул купцу руку.

   Тот с некоторой опаской посмотрел на черноту руки и осторожно пожал её. Впрочем, тут же незаметно вытер собственную руку о полу пиджака.

   Потом смелее посмотрел на негра.

   — Хе… хе… да и чёрные вы, господин! — не выдержал он.

   Негр продолжал улыбаться. Разговор, впрочем, вязался слабо: негр знал по-русски только «нишехо, зтрастейт пожалуйст» и ещё одно совсем неприличное ругательство.

   Купец же знал всего лишь два иностранных слова: «шнапс» и «трынка». Да и то не знал в точности: то ли по-французски, то ли по-немецки.

   Немного всё же потолковали: негр показал пальцем на солнце и радостно улыбнулся; купец тоже показал перстом на солнце и из любезности расхохотался.

   Оба любезно хохотали.

   Затем на палубе показался молодой студент в свежем кителе, белобрысый, с маленькими усиками. В виде контраста, за ним шёл, громыхая саблей, грозный смуглый армейский капитан, с большими подусниками, отчего походил на свирепого, вечно недовольного бульдога.

   Потом выполз маленький чинуша, слегка припадающий на правую ногу.

   За ним человек в пенсне, с умными глазами и красивой шевелюрой.

   И много иных — всех не перечесть!

   Но вот, чётко выстукивая каблучками, среди невольного восторга присутствующих появилась на палубе точно фея, вся светлая и радостная, голубоокая девушка в широкой белой шляпе.

   Казалось — это не девушка, а светлая, радостная мечта.

   Разве могут быть у человека глаза такой чистой голубизны и такой бездонной глубины, глаза с такими большими радостными ресницами? А светло-золотистые локоны, легко вьющиеся на белом мраморном челе! А губы — кораллы нежнейших очертаний!

   О лёгкой же воздушной фигуре её, точно сотканной из света, нельзя говорить беззубой прозой — тут требуется звучный стих.

   За этой воздушной царицей, опять-таки в виде контраста, следовало какое-то уродливое четвероногое, с непомерно большой головой, посаженной на крохотном тельце и тоненьких ножках.

   Только при ближайшем рассмотрении можно было узнать в этом уродце маленькую собачку.

   Девушка остановилась у борта, рядом с купцом, и в большой морской бинокль смотрела на плывущие берега.

   — Хе… хе… занятная у вас собачка… — отважился заговорить купчина.

   Девушка просто посмотрела на русака и ответила певучим грудным альтом:

   — Это очень редкой австралийской породы… Мне дядя привёз её из Мельбурна…

   — Изволите говорить — из Мельбурна? — кто-то спросил из-за спины.

   Купец недовольно оглянулся: это был черноусый капитан, Бог весть как очутившийся около них.

   Купцу очень хотелось ответить ему: «Не с вами, дескать, ваше благородие, разговаривают», — но внушительный вид капитана помешал ему это сделать.

   — Да, из Мельбурна.

   — У нас, знаете, был в роте поручик Ноткин… Так вот у этого Ноткина был пёс тоже — гм — из этой самой местности, которую вы изволили назвать… Доложу вам, занятнейший был пёс, — всё ботфорты поручика по двору таскал… А однажды, ха-ха, вышла прямо умора. В офицерском собрании был полковой бал. Ну, натурально, танцы, разные там конфетти, poste d’amour и всё прочее. И вот, не угодно ли такое табло-с: поручик Ноткин в бешеном вальсе мчится с дочерью полкового командира, за которой, должен вам сказать, он серьёзно ухаживал, а за ними, представьте себе, громаднейший — passez moi le mot — кобель со старым ботфортом в зубах. Ну, натурально застрелил…

   — Кто кого-с?

   Капитан недовольно дёрнул усом и оглянулся: это был чиновник, припадавший на правую ногу.

   — Изволите спросить — кто кого-с? Ну, натурально — поручик кобеля, а никак не наоборот…

   Довольный своей остротой, капитан лихо повёл глазами.

   — Ах, это вы о собачках… У нас тоже был случай презабавный. У управляющего контрольной палатой… Я имею честь состоять старшим ревизором Государственного контроля, — пояснил чиновник. — Так вот-с был у них фокстерьер. Этакий любопытный востроглазый пёсик. Собиралась однажды генеральша на бал, а на туалетном столе лежали перстни, жемчуга и прочий, знаете, luxe… Тут же, виляя обрубком хвоста, вертелся и фоксик. Взяла собачка один перстенёк поиграть, да и проглотила нечаянно.

   — Боже мой, какой ужас! — испуганно воскликнула девушка, а бездонные её глаза сделались ещё прекраснее. — Что же дальше было?

   Старший ревизор, поощрённый успехом своего рассказа, сразу сделал значительное лицо и не без самодовольства взглянул мельком на капитана.

   — Ситуация, можно сказать, получилась совершенно трагическая, — вдохновлялся рассказчик. — С одной стороны жаль любимую собачку, а с другой стороны — фамильный брильянт и экономическая ценность в несколько тысяч рублей… А поступили, сударыня, очень просто, — старший ревизор разочарованно улыбнулся: — пригласили опытного хирурга, вскрыли брюшную полость, вытащили перстенёк, а брюшко зашили. Через две недели собачка бегала по улицам как ни в чём не бывало.

   — И это ещё вовсе не такой важный случай! — раздался за спинами новый голос с лёгким акцентом.

   Все оглянулись: голос принадлежал франтовато одетому человеку южного типа, с нафабренными усами.

   На коралловых губах девушки заиграла весёлая улыбка:

   — Вы тоже с собачьим рассказом?

   — А что же? Почему им можно, а мне нельзя?

   Девушка ласково улыбнулась:

   — Нет, отчего же, рассказывайте и вы.

   — Я таки расскажу замечательный случай из моей собственной жизни…

   Рассказчик остановился и без всякой надобности посмотрел себе под ноги. Ясно было, что свой замечательный случай нужно было ещё придумать. Думать однако пришлось не долго, секундочку. А затем смело поднял на окружающих узко прорезанные глаза и продолжал:

   — Случай просто замечательный. Вы, быть может, даже не поверите… Но что значит — не поверите, если я могу сослаться на сотни очевидцев… Ехал я как-то на большом трансатлантическом пароходе из Америки в Гамбург… Я состою представителем фирмы жатвенных машин и сенокосилок «Букей», завод наш в штате Огайо… Завод новый, очень большой, гораздо больше завода Мак-Кормика… И жатки наши гораздо лучше ихних… Особенно сноповязка последней модели на шариках… ЧтС значит Мак-Кормик? Всегда у них крылья ломаются в работе… Совсем плохая машина… Ну, вот, едем мы… ничего себе едем: ветерок, солнце… Всё, одним словом, в полном порядке… Сидит, знаете, на борту один господин и читает газету. Ну и пусть себе читает — какое нам дело? Возле него лежит собака по имени Диана. Очень большая. Ну, тоже сидит, что-то себе там делает — зевает, облизывается и вообще ведёт себя, как порядочная собака. Всё шло хорошо, но вдруг отчего-то пароход немножко закачался. И чтС же я вижу: человек и газета летят с трансатлантического парохода прямо в Атлантический океан…

   В глазах девушки опять появилось выражение ужаса:

   — Боже мой! — прошептала она.

   — Да, да, так-таки в океан! — загорячился представитель американской фирмы. — Но это ещё чтС, это ещё детские игрушки… А вот самое главное было дальше. Когда господин полетел, так он закричал: «Милорд, спасай меня поскорей!». И чтС же вы думаете: эта самая собака бросает все свои занятия — и прямо в океан… Да, прямо в океан, спасать хозяина! Пока там остановили пароход, пока спустили лодку, она держала его в зубах в воде. — Рассказчик обвёл всех торжествующим взглядом. — Но это ещё не всё, милостивые государи. Когда господина вытащили, так он говорит собаке: — Милорд…

   — Позвольте, — заметил капитан: — вы же давеча называли Дианой!

   — Дианой? — удивился коммивояжёр. — Так я тогда, значит, ошибся… Ну, не важно… Так он говорит: «Диана, я обронил там бумажник, достань его поскорее!». И чтС же вы думаете? Собака опять лезет в океан и приносит бумажник, и в нём все деньги, до копеечки…

   Рассказчик, вдохновлённый собственной фантазией, победоносно посмотрел на окружающих.

   — Да, случай замечательный, — с явным недоверием произнёс чиновник.

   — Штой-то чуднС, — добродушно заметил купец.

   — Как же, сотни очевидцев, могу сослаться… В газетах даже писали… Замечательный случай!

   — А вот ещё подобный случай, — раскрыл было рот присоединившийся к компании батюшка. Он тоже не прочь был поведать какой-нибудь замечательный собачий случай.

   Но звонок, призывающий к завтраку, лишил батюшку этой возможности.

  

II.

   Завтракающих было десятка три.

   Знакомые нам уже лица заняли конец стола.

   Армейский капитан с видом бывалого ухажёра расстилался блином перед прекрасной голубоокой попутчицей, имя которой было Аглая Петровна.

   Подавал ей блюда, хлеб, воду и ежеминутно щёлкал под столом каблуками.

   С другой стороны сидел коммивояжёр, и пока скуластый официант принёс первое блюдо, он успел поведать несколько историй — одна другой невероятней.

   Студент в свежем кителе смотрел на попутчицу влюблёнными глазами и время от времени делал неожиданные замечания, вроде этого:

   — А знаете, в этом году мух как-то меньше…

   или:

   — Лейтенант Шекльтон опять, пишут, собирается в экспедицию…

   Впрочем, не один студент смотрел на Аглаю Петровну влюблёнными глазами: все присутствующие главное внимание уделяли не завтраку, а светлоокой, золотистой девушке, так просто и вместе с тем так аристократически державшей себя.

   На что уж англичанин, не расстававшийся с Бедекером даже во время завтрака, а и тот нет-нет да и посмотрит удивлённо на светлоокую. Точно видит пред собой нечто очень беспокоящее. По своей натуре восхищаться он не мог, а удивляться всё же удавалось.

   И только нег был вполне равнодушен. Сильными зубами он с аппетитом разгрызал кости, поглощал неимоверное количество хлеба, точно ломовой, в увлечении облизывал пальцы, чавкал. Вообще был занят по горло.

   Сидели за столом ещё три дамы.

   Одна молодая, подсушенная, с большим количеством чёрных мушек на лице, поставленных исключительно для кокетства. Если бы не маловыгодное соседство Аглаи Петровны — она была бы даже красивой.

   Другая — тучная, старая, с недовольно оттопыренными губами, всегда мокрыми, — окидывала всех гневными взглядами.

   Третья принадлежала к числу тех, о которых при всём желании нечего сказать. Не старая она была и не молодая. Не уродлива, но и не красива. Когда смотришь на такое лицо — делается вообще скучно.

   Дамы завтракали с очень недовольным видом. Их обижало всеобщее внимание к прекрасной попутчице.

   Особенно была недовольна кокетка с мушками. Она сидела рядом с хорошо выхоленным молодым человеком со стёклышком в глазу. Вначале он был очень внимательным к соседке, но когда его корректные глаза случайно упёрлись в Аглаю Петровну — сразу испортился. Прежде всего вытащил из глаза стёклышко, чтобы лучше видеть, а потом стал невпопад отвечать на вопросы, пялить глаза в конец стола и вообще сразу перестал быть милым собеседником.

   Недовольна была и толстая дама с брюзжащими губами: её муж — седенький крохотный генерал в отставке — уже дважды поперхнулся. Не стесняясь присутствующих, она ему прошипела:

   — Когда едят — в тарелку смотрят Нил Павлович, а не по сторонам.

   Третья дама, при всей своей безличности, тоже явно была недовольна.

   Аглая Петровна, не замечая повышенного настроения среди дам и мужчин, смотрела на всех детски-доверчивыми глазами, точно говорящими: «Все вы хорошие, и я вас люблю».

   Разговор был общий и самый разнообразный.

   Когда коммивояжёр исчерпал запас своих невероятных историй, разговором завладел человек в пенсне, с небольшими умными карими, немного ироническими, глазами и тёмной красивой шевелюрой.

   Говорил он спокойно-шутливым тоном, как будто ему было совершенно безразлично — слушают его или нет. Суждения отличались краткой ясностью и некоторой парадоксальностью.

   Какой-то пассажир с козлиной бородкой и рыбьим ртом монотонно говорил об альтруизме.

   — Перед ними, пред альтруистами, мы должны преклоняться, как перед святыми… Путь их мы должны осыпать розами и петь осанну.

   Человек с умными глазами спокойно посмотрел на говорившего:

   — Вы думаете?

   — Надеюсь, и вы так же думаете? — удивился тот.

   — Не совсем… Альтруизм и эгоизм по содержанию своему, разумеется, явления разной категории: одно — общественно-полезное, другое — общественно-вредное… Однако если немножко вникнуть, то становится совершенно очевидным, что источник у них общий и по природе своей явно эгоистический.

   — Объясните, пожалуйста…

   — Извольте, постараюсь: и плантатор, истязающий рабов, и ростовщик, снимающий с вас последнюю рубашку, руководствуются, собственно, одними и теми же побуждениями, что и Саванарола, за идею сжигаемый на костре, или Франциск Ассизский, избиваемый каменьями…

   — Позвольте, это — парадокс, — напирая на «о», завопил священник.

   — Не думаю… Ростовщик тащит с вас последнюю рубашку, потому что ему это приятно; Франциск Ассизский отдаёт вам свою последнюю рубашку тоже по непреодолимому к этому влечению… Побуждения всегда одни и те же: ни тот, ни другой не могут поступить иначе… А если это так, то за что же мы будем усыпать цветами путь альтруиста?

   — Таким образом, по вашей теории, мы можем пользоваться деяниями великих альтруистов, не питая к ним даже чувства признательности?.. — всё больше загорался батюшка.

   Человек с ироническими глазами улыбнулся и поправил пенсне.

   — Конечно. Признательность ведь тоже по природе эгоистична.

   — Позвольте, вы нам окончательно хотите задурить голову! — не выдержал наконец и коммивояжёр.

   — Быть может, потрудитесь обосновать?.. — с иронией в голосе предложил человек с рыбьим ртом.

   — Да это так ясно, что и обосновывать, собственно, нечего: вы — альтруист и сделали мне нечто приятное. Я, разумеется, доволен. Вот это-то довольство и есть чувство признательности… Пример: вы подарили мне полотно Рафаэля — я признателен; вы дали лакею двугривенный — и он тоже признателен…

   — Таким образом, по вашей теории признательность — чувство лакейское… — вскидывая в глаз стёклышко, заметил сосед дамы с мушкой.

   — Нет, главным образом эгоистическое. А присуще оно и лакеям, и поэтам, и королям…

  

III.

   Завтрак пришёл к концу, и все высыпали на палубу, не окончив спора. Здесь уже блистал во всей красе яркий, радостный день, с синим небом, с тонкой сетью хрупких облаков.

   Пароход развил наибольшую скорость и от этого легонько вздрагивал. Вперегонку с ним мчались над водой быстрокрылые чайки, а в воде — неуклюжие дельфины, время от времени выбрасываясь из тёмно-синей пучины.

   Все расположились в тени рубки.

   — Я хотела бы чаек покормить, а хлеба нет… — мило и беспомощно улыбнулась Аглая Петровна , легко и грациозно опираясь о борт парохода.

   На фоне яркого дня она светилась радостным видением, которое, казалось, на минуту сошло на палубу и вот-вот упорхнёт в синеву небес.

   Студент, коммивояжёр и капитан бросились в буфет за хлебом. За ними было поковылял и чиновник, но с полдороги вернулся.

   — Не угнаться за ними — молодёжь, — оправдывался он виновато улыбаясь и потирая ногу, на которую припадал.

   К человеку в пенсне подсел купец.

   — ЧтС явам скажу, милый человек… Вижу я — вы всякие науки знаете: разные там философии, альтруизмы (признаться, невдомёк мне — чтС словцо это обозначает). Смотрю вот я на этого самого арапа и думаю: чтС ежели бы его в баню, да хорошенько мылом да мочалкой потереть. Чай, побелел бы?

   Человек в пенсне улыбнулся:

   — Нет, сколько ни трите — белее не будет. Такая окраска кожи от природы.

   — Это конечно… А только почему у него нос белее остальных частей? И ладони белее? Смотрю я на него, и чудно мне, что крахмалка не пачкается об его шею. Занятный человечина… Пойду ещё на него смотреть…

   Колыхая тучным чревом, купец направился к негру.

   Тот в это время с аппетитом уписывал яблоко, другое про запас лежало у него в руке.

   Купец подошёл вплотную и начал без стеснения рассматривать чёрного человека, время от времени с удивлением покачивая головой.

* * *

   Студент, капитан и коммивояжёр держали в руках большие ломти хлеба, а Аглая Петровна, отламывая кусочки, бросала их чайкам.

   Проворные птицы с удивительной ловкостью набрасывались на летящий кусочек и ловили его на лету, а часто стремглав бросались вниз, настигая беглеца у самой воды или, легко касаясь крыльями гребня волны, извлекали добычу из тёмно-синей воды.

   Аглая Петровна была в восторге. Она по-детски хлопала в ладоши, а глаза сияли радостью.

   По примеру молодой девушки, кормлением чаек увлеклось большинство пассажиров, и белым птицам не нужно теперь было вырывать добычу друг у друга: в любой момент в воздух летало несколько кусочков.

   Приплёлся и старый генерал покормить птичек. Старой пергаментной рукой с великим напряжением швырнул один кусочек, другой, третий…

   Но тут и конец пришёл генеральской забаве. Из каюты павой выплыла его тучная половина, покрытая широким голубым шарфом. Заметив своего супруга в близком соседстве с этой «голубоглазой девчонкой», как мысленно называла она Аглаю Петровну, она заволновалась:

   — Нил Павлыч, а Нил Павлыч, поди-ка сюда! — грозно прикрикнула она.

   Старичок не на шутку перепугался.

   — Настенька, я только вот пташек покормлю… — растерянно шамкал он.

   — Не тебе, сударь, этим заниматься; поди-ка сюда.

   Генерал смущённо посмотрел вокруг и мелкими шажками направился к грозной половине, прочно усевшейся в плетёном кресле.

* * *

   На палубе появился бритый человек актёрского вида.

   Явно рисуясь, он опёрся о борт парохода и смотрел на всех с царственным видом. Вероятно, это была поза из какой-нибудь роли.

   Вдруг лицо его преобразилось, сделалось сладким и радостным. Он вытянул вперёд руки и направился к человеку в пенсне:

   — Кого я вижу! Какая встреча! Здравствуйте, здравствуйте, родной!

   По лицу человека в пенсне пробежала лёгкая тень неудовольствия, но он всё же встал навстречу актёру. Тот трижды его звонко облобызал и безжалостно тряс руку, засыпая вопросами:

   — Давно из Питера? А как же в газетах писали, что вы за границу собирались?.. Ах, да, читал ваш последний роман… Очень, очень глубоко взято… Серьёзная вещь… Чертовски рад встретиться с вами!

   Актёр нарочно говорил преувеличенно громко, грудным баритоном «под благородных отцов», чтобы слышали окружающие. И, нужно сказать, вполне этого достиг: вся публика вдруг узнала, что человек в пенсне — писатель, и что актёру он приходится большим другом.

   Студент вдруг хлопнул себя по лбу и шёпотом поведал Аглае Петровне и соседям:

   — Вспомнил. Да ведь это Грибунин, известный беллетрист… То-то я смотрю, знакомое лицо…

   Бросили кормление чаек и втихомолку начали рассматривать писателя.

   — Какой у него высокий лоб! — захлёбывался от восторга студент, даже побледневший от волнения.

   — Какие глаза… — мечтательно произнесла Аглая Петровна.

   Даже ворчливая супруга генерала достала из сумочки лорнет.

   Тем временем писатель с обычно спокойной улыбкой слушал неиссякаемого актёра.

   Тот держал его за пуговицу, обнимал за талию, хлопал по коленке и вообще всячески старался засвидетельствовать свою большую близость к модному писателю.

   К ним неожиданно подошёл коммивояжёр и протянул писателю руку, точно старому знакомому:

   — Здравствуйте, господин Грибунин! Как вам это понравится, — обратился он в сторону актёра: — сидит с нами за одним столом, вместе дебатируем и не знаем, что это наш знаменитый Грибунин.

   Актёр очень недоволен появлением непрошенного собеседника. Придав своем улицу выражение наивысшего благородства и непроницаемости, он говорит:

   — Гм… видите ли, почтеннейший, на пароходе обычно не принято представляться… Ведь вы же, в свою очередь, не представлялись Александру Михайловичу…

   — ЧтС я? — представитель американских жатвенных машин «Букей». А они кто? — известный всему миру писатель! Это две большие разницы!.. Алекасандр Михайлович, я читал ваш роман «Отцы» — замечательный роман!

   Грибунин улыбнулся:

   — Роман хорош, но — увы! — не мой…

   — Как не ваш?

   Коммивояжёр опешил; впрочем, ненадолго:

   — Но и ваши романы я тоже читал… Очень хорошо вы знаете психологию. Прямо замечательно.

  

IV.

   Шёл третий час. Солнце сильно начало припекать.

   Откуда-то появился шустрый кавказец, в необъятной папахе и мягких, бесшумных чувяках.

   Он шнырял между пассажирами, сыпал анекдоты, прибаутки — грубые, но солёные, и «пачты даром» предлагал грошовые шарфы и материи.

   Кавказец был красив и сознавал это. И потому в его обращении с дамами проглядывала заметная самоуверенность, а глаза делались нахальными.

   Жена генерала навела на него лорнетку, и глаза её при этом сделались масляными. Кавказец посмотрел на матрону быстрым, выразительным взглядом и, казалось, намотал что-то на ус.

   Полную противоположность кавказцу составлял пожилой еврей, в длиннейшем пальто и шёлковой фуражке, с белой, пожелтевшей бородой.

   Он тихо ходил по пароходу и с заговорщицким видом предлагал контрабандные папиросы.

   В погоне за беспошлинной дешёвкой пассажиры охотно покупали папиросы и, довольные, уносили с собой в каюту большие коробки.

   Впрочем, впоследствии папиросы оказывались дрянными, а выгодность покупки представлялась довольно сомнительной.

   Палуба начала пустеть.

   Опьянённые солнцем и морским воздухом люди почувствовали томность во всех членах. Хотелось лечь, взять книжку и уснуть.

   Позёвывая, разминая члены, потянулись пассажиры к своим каютам. Только англичанин спокойно сидел в плетёном кресле и деловито смотрел в бинокль, сверяя Бедекер с натурой.

   Где-то внизу тоненькими голосками тренькала балалайка, наигрывая никогда не стареющую «Барыню».

   Вновь прилетели чайки, но некому было их кормить. И кружились белые чайки над пароходом, словно крупные хлопья зимней метели.

   Мимо бежали зелёные берега, ярко освещённые солнцем. Зелень была так свежа, что, казалось, какой-то невидимый живописец только что покрыл её свежей краской.

   Кое-где у берега виднелся одинокий рыбак. Он на минуту оставлял свою работу, смотрел спокойно на скользящий мимо пароход и вновь принимался за свои снасти. И видно было, что ему так мало дела до всего, что не касается его лодки, улова и рыбачьей хижины.

  

V.

   Когда после обеда, тянувшегося бесконечно долго, Грибунин сидел у рубки и смотрел, как встречный пароход сигнализировал флагами, к нему подошёл студент:

   — Я вам не помешаю, Александр Михайлович? — несмело начал он.

   — Нет, пожалуйста… Не угодно ли вам сигару?

   — Благодарю вас, я не курю.

   — Вы не знаете, чтС означают эти сигналы? — не вынимая изо рта сигары, спросил Грибунин.

   — К сожалению, не знаю… Впрочем, я могу спросить матросов.

   Студент было метнулся, но писатель удержал его за рукав:

   — Бросьте, это совсем не важно… Садитесь.

   — Я хотел вас спросить, Александр Михайлович… Только вы, пожалуйста, не обижайтесь… Быть может, мой вопрос не совсем тактичный.

   Грибунин выпустил глубокое облако дыма:

   — Ничего, говорите…

   — Вот давеча вы говорили об альтруизме и признательности. Говорили такое необычное и на первый взгляд могущее показаться даже странным. Так вот я хотел бы спросить — серьёзно ли вы говорили или нет?

   — А для чего вам это знать?

   Грибунин дружелюбно потрепал студента по плечу.

   — Для того, чтобы верить или не верить в то, чтС вы говорили.

   — Как ваше имя и отчество? — вместо ответа спросил Грибунин.

   Студент сразу оживился и с довольным видом сообщил:

   — Меня зовут так же, как и вас, Александр Михайлович.

   — Так вот чтС, тёзка. Дело обстоит необыкновенно просто: если вам верится в те истины, которые я изрекал за завтраком, то верьте и культивируйте их в себе; если же не верится — просто плюньте на все мои разглагольствования, как это сделали, вероятно, все сидевшие за столом.

   — Нет, не все… Аглая Петровна верит. Я тоже.

   — Скажите, тёзка, кто это Аглая Петровна? — равнодушно спросил Грибунин, выпустив кольцо дыма.

   Студент сразу оживился:

   — Она из очень аристократической семьи… Отец её свитский генерал. При Дворе бывает. Живут в Петербурге. Она гостила у подруги, а теперь едет в Сочи — там у них дача… Кстати, она выразила желание познакомиться с вами. Ничего не имеете?..

   — Пожалуйста.

   — В таком случае, если вам угодно, пойдёмте сейчас: она в салоне дожидается вас… У неё к вам какие-то вопросы.

   — Так быстро?.. Право же, здесь чудесно сидеть после обеда… Впрочем, если дожидается — нужно идти…

   В углу маленького салона со спущенными густыми, тяжёлыми шторами сидела в полумраке Аглая Петровна.

   Студент торжественно представил:

   — Позвольте представить: Александр Михайлович Грибунин — Аглая Петровна Даманская.

   Девушка подала Грибунину руку, тонкую, выточенную:

   — Рада познакомиться… Садитесь.

   Затем, обратившись в студенту, она сказала ему, мило улыбаясь:

   — Не правда ли, теперь вы нас на минуту оставите?

   — Исчезаю, исчезаю…

   Когда за студентом затворилась маленькая дверца салона, Аглая Петровна закрыла руками лицо и минуту посидела в таком положении.

   — Боже, как они все надоели!…

   Грибунин удивлённо вскинул глаза:

   — Кто собственно?

   — Да вот эти студенты, капитаны, машинные представители… Такая неприглядная пошлость.

   Грибунин пожал плечами:

   — Не думаю. Люди — как люди… Не лучше, я полагаю, и не хуже других.

   Девушка посмотрела на писателя умоляющими глазами:

   — Не говорите так…

   И в невольном порыве коснулась его руки.

   Грибунин заглянул в эти глаза и удивился: какая в них притягательная сила…

   Аглая Петровна продолжала:

   — Посудите сами: нельзя же часами говорить о том, что новая винтовка бьёт на такую-то дистанцию, что в таком-то управлении открыт такой-то перерасход… Невыносимо…

   Грибунин улыбнулся:

   — Да, это темы на любителей… Но чтС же делать? Все люди специалисты, и ум их невольно развивается в определённом направлении. Архитектор говорит о постройках, доктор — о больных, депутат — о политике.

   — Я с вами не согласна… Есть светочи… — Аглая Петровна ласково улыбнулась при этом.

   — Кто же эти светочи?

   — А наши писатели, например.

   Грибунин шутливо поник головой.

   — Должен вас огорчить, Аглая Петровна: самые ужасные специалисты это — именно писательский цех. Писатель умеет говорить только о литературе, вернее — о литературной хронике: о редакторах, гонорарах, произведениях своих собратьев, о литературных сплетнях. А бездарные господа пуще всего любят бранить редакторов, возвращающих им часто нелепые произведения… В сфере же других вопросов большинство современных писателей совершенно беспомощно.

   Аглая Петровна смотрела на Грибунина большими, удивлёнными глазами:

   — Боже мой, а я думала, что это люди иного мира… Ну, а художники, артисты?

   Грибунин махнул рукой:

   — Те уж совсем безнадёжны… Вот там в столовой сидит актёр, — пьёт вино — хотите познакомлю?.. Только не советую.

   — Где же тогда интересные люди?

   — Их нет… Впрочем, некоторый интерес представляют адвокаты, особенно криминалисты… Они сталкиваются с жизнью во всех корешках — а отсюда всяческая разносторонность… К тому же профессиональное уменье красно говорить… Впрочем, — Грибунин улыбнулся: — есть ещё очень интересные собеседники: это — гимназисты не старше шестого класса. Но и для этого и самой нужно быть гимназисткой не старше четвёртого класса.

   Девушка совсем по-детски улыбнулась.

   — О, я могла бы быть уже в двенадцатом классе. Я ведь старая-престарая, — шаловливо протянула она: — мне уже скоро исполнится двадцать два… Брр… даже страшно, какая я старуха… Кстати, — вы верите в хиромантию? Я гостила у подруги и научилась этой премудрости. Хотите, погадаю? Давайте руку.

   Грибунин протянул правую руку. И показалась она ему неимоверно большой, чёрной и волосатой рядом с двумя другими крохотными мраморными руками, с правильными, точно отлитыми, бледно-розовыми ноготками.

   Аглая Петровна гадала долго и обстоятельно. Наморщила чистый лоб и пристально вглядывалась в линии рук.

   Грибунин плохо слушал, а больше всматривался в прекрасное молодое существо. Точно свет излучался из этой девушки…

   На ней был бледно-голубой хитон, перевязанный у талии толстым шёлковым шнурком. Сквозь тонкие, благоухающие кружева нежно проглядывали нежные очертания груди. Линии плеч были так строги, точно сошли с полотна Бенара.

   И вся она благоухала нежным и тонким ароматом неведомых духов — не модных, рыночных, но тонких, строгих и благородных.

   Да, эта женщина — прямо венец творения. Почти уже нечто неземное…

   Такая женщина много может дать счастья…

   Впрочем… — губы Грибунина невольно сложились в скептическую гримасу, — через месяц всё будет уже слишком знакомым…

   — Что же вы не благодарите? … Я ведь кончила.

   Грибунин смутился: он совсем этого не заметил.

   — О чём вы думали, Александр Михайлович?

   — Вернее, о ком?

   — Ну, о ком?

   — А вам интересно?

   — Очень… Я страшно любопытна.

   — О вас я думал.

   — Обо мне?.. ЧтС же вы думали?

   — Я думал, какая вы удивительная, красивая…

   — Неужели?.. И очень я вам нравлюсь?

   — Очень.

   — А хотели бы вы поцеловать меня?

   Она посмотрела на Грибунина загоревшимися, задорными глазами.

   Вопрос был таким неожиданным, что Грибунин смешался при всём своём спокойном ко всему безразличии: чтС это, грубое кокетство или нечто худшее?

   — Хотите? — вновь спросила она полушёпотом, приближая свои глаза к самому лицу Грибунина.

   Писатель поднялся с диванчика, тряхнул головой и уже спокойным тоном ответил:

   — Нет… Когда таким образом мне предлагают, я всегда отказываюсь…

   Аглая Петровна откинулась в угол дивана и закрыла глаза. Ресницы, как большие тёмные крылья, легли на мраморном лице, ещё более оттеняя его чистоту.

   Грибунин вытащил портсигар и закурил. Неожиданное приключение немного его взволновало… В этом виновата, пожалуй, удивительная красота девушки.

   Впрочем, нужно положить конец глупой сцене.

   — Послушайте, Аглая Петровна.

   — Вы меня презираете? — прервала его девушка.

   — Нет, какие пустяки…

   — Мой порыв очень сложный, — уверяю вас… Я вам объясню.

   Объяснить однако не удалось: где-то совсем рядом раздался оглушительный выстрел, затем крик, и топот десятка ног.

   Аглая Петровна бросилась на звук выстрела, за нею последовал и Грибунин.

   Едва они отворили дверцу салона, как мимо шмыгнула проворная фигура кавказца. С ловкостью обезьяны он в два прыжка покрыл лестницу и исчез на палубе.

   На шум со всех сторон бежали люди.

   В коридоре у одной из дамских кают стоял совсем белый генерал с револьвером в руках; его выцветшие глаза с трагическим недоумением смотрели вокруг, и смешной был маленький вихор, беспомощно торчавший на сухой голове.

   Рядом стояла «половина» его — тоже побледневшая, с бешеными глазами. Она говорила с выкрикиваниями, отчего качался её толстый, круглый живот.

   — Да ты, Нил Павлович, на старости с ума спятил! Да как тебе не стыдно даже подумать этакое!.. Срам-то какой устроил на весь пароход!.. Да чтС это с тобой? Или спросонья померещилось, или поел чего лишнего за обедом?..

   — Но как же это, Настенька… — виновато шамкал генерал: — ведь собственными же, можно сказать, глазами…

   — Да куда твои глаза годятся-то!.. Ай, какой мне срам с тобою, старым!.. Вот возьму, да и брошу тебя, этакого скандалиста!..

   История объяснилась очень просто: после обеда генеральша отправила мужа отдохнуть. Старику что-то не спалось, он и поплёлся в каюту «половины»… Но каков же был его старческий ужас, когда он застал грозную «половину» вместе с кавказцем!

   Вояка сказался в генерале: дрожащими руками он вытащил в револьвер и выпалил в папаху.

   Впрочем, теперь, после слов супруги, ему было вполне ясно, что он ошибся самым жестоким образом, и по этому поводу старик чувствовал себя крайне неловко и слёзно молил о прощении.

   Супруга долго бранилась, а потом всё же простила старика. И таким образом вся история была улажена очень мирно.

   Тем не менее при первой же остановке какого-то городишки кавказец с лихо сползшей на левое ухо папахой предусмотрительно покинул пароход.

   Если кому-либо пришла бы охота снять с кавказца папаху, то на левом ухе совсем легко было бы заметить свежую перевязку, сделанную неумелыми руками.

* * *

   К вечеру неожиданно стало прохладно.

   На небе появились тучи. Они становились всё темнее и темнее и наконец превратились в сплошное тёмно-свинцовое покрывало.

   Было совсем темно. Море казалось чёрным, смоляным.

   Пароход убавил ход. На мачтах разожгли разноцветные огни.

   И ждали грозы и бури — майской, жестокой, какая бывает только на юге.

   Ждали не долго. Быстро пришла она — огневая, свирепая, многошумная.

   Где-то до жути близко над головами, сухо и резко разрывались громовые снаряды, всех оглушая. Каждый раз казалось, что непременно треснула мачта и вот-вот рухнет на палубу, разрушая всё на пути.

   Кромешная темень часто прорезывалась резким миганьем жутких молний, и тогда освещались и чёрное море, и тёмные горизонты.

   И казалось море испуганным, обеспокоенным; оно роптало, волновалось и в недовольстве швыряло пароход с одного бока на другой, как пёрышко.

   И тогда все почувствовали, что это не пароход-гигант, а крохотное, беспомощное судёнышко, готовое распластаться о первую же волну и навсегда окунуться в водяной хаос.

   Где-то далеко-далеко маячили береговые огоньки, махонькие, робкие.

   Люди в страхе попрятались в каютах и, качаясь в койках, творили молитвы. Даже те, которые никогда этого не делали.

   И, конечно, на палубе темнел одинокой тенью бритый человек со строго поджатыми губами.

  

VI.

   Омытое грозой, встало наутро весёлое яркое солнышко. И не верилось, что ночь была такой страшной.

   Ясное небо и зеркальная вода смотрели приветливо и радостно. У парохода дежурили его верные спутники — чайки и дельфины.

   И люди были радостные, весёлые, точно праздничные .

   Купец поймал на пароходе Грибунина с актёром и рассказывал им забавную историю:

   — И такая мне охота пришла потереть платком по его чёрной личности, что не стало мне никакого покою, так и хожу всё за ним… И как ты ему скажешь, ежели ни боба не понимает нашего языка? Думал, думал я, да и придумал: беру в одну руку две четвертных, а в другую — платок, и показываю ему, что тебе, дескать, бумажки, а мне — потереть платком. Сразу понял. Этак радостно залопотал по-своему, зубы ощерил и руками тянется к ассигнациям… Обмочил я платок в воде — и стал тереть. Тёр, тёр по его тёмной личности, тёр, ажно взопрел!.. И чтС же вы думали? Каким был, таким и остался!.. ЧуднСе дело!.. Ну, тогда я с ним порешил одно дельце… хе-хе… очень занятное дельце…

   — Что это за дельце — не секрет? — полюбопытствовал актёр.

   — Такое дело. Прошлым летом наш бузулукский купец Климушкин привёз персюка с попугаем, который был обучен ругаться дураком. Посадил он их на неделю в своё торговое заведение, — мы с ним оба по хлебной части, — и народ повалил валом — словно тебе на пожар… Ну, попугай чего — пустяк… А вот я им живого арапа привезу… Тут тебе вся округа съедется.

   — Неужели везёте негра?

   — Обязательно везу. На две недели за триста пятьдесят целковых договорился при моих харчах и дороге. Двести целковых вчера на задаток дал ему. И телеграмму уже послал в Бузулук старшему приказчику: везу живого арапа, раззвони, дескать, хорошенько.

   Тут же рядышком стоял герой рассказа — негр и безмытежно уписывал апельсины. Он всегда что-нибудь жевал — это, кажется, было единственным его развлечением.

   Пришла Аглая Петровна — утренняя, свежая, ещё пахнущая водой и мылом. Приветливо всем улыбнулась. А Грибунина, казалось, совсем не заметила — с полным равнодушием скользнули по нему глаза девушки.

   — Боже, как ночью было страшно! — Она сделала большие глаза, долженствующие представить ужас.

   — Ну, чтС это за гроза, — с места в карьер начал врать представитель машин «Буккей».

   Его примеру последовал актёр, затем капитан и т.д., по очереди. Последним рассказал чиновник нудную историю о том, как загорелся в их городе дом, а в доме находился бочонок с бензином — и что в наконец из этого происшествия вышло.

   Когда тема была окончательно использована всеми, показалась Ялта.

   Пароход убавил ход. Забегали беспокойно матросы, капитан отдавал с мостика в рупор команду, и отовсюду неслось ответное:

   — Есть!

   Взвился ловко брошенный конец, и махина незаметно остановилась.

   На пристани обычная суета: новые пассажиры с растерянными, озабоченными лицами и с чемоданами в руках, праздношатающиеся татары с самодовольными лицами, вечно суетящиеся и чем-то занятые греки.

   Под бесконечный грохот лебёдки появляется на палубе невообразимая толкотня.

   Всегда хочется сбежать от этой толчеи, благо двухчасовая стоянка даёт возможность сделать это.

   Аглая Петровна — вся в белом — сошла на берег, окружённая всеми знакомыми нами лицами.

   Кроме Грибунина, поехавшего в город навестить больного товарища-беллетриста.

  

VII.

   Обед затянулся долго. А по окончании его, за столом всё же осталось человек десять досиживать с бокалами.

   На палубе жарко. Приятно сидеть в прохладной каюте за бутылкой кианти.

   Слабо повинующимся языком держит речь старший ревизор:

   — Вы напрасно изволите причислять меня к бюрократам… Абсолютно неправильно… Мы, чины государственного контроля, призваны, можно сказать, контролировать действия бюрократии и оберегать народные деньги.

   — Ну, это очень что-то запутано, — возражал ему желчный пассажир, севший в Ялте и достаточно уже размякший от вина. — Раз вы, милостивый государь, чиновник, значит — бюрократ!

   Студент с видом величайшего благоговения слушал актёра.

   — Д-да, милый юноша, служение искусству, это — великое дело… Вот, например, я или Грибунин… Только он чудак — кроме чая, ничего не пьёт… А талантище у него, брат, здоровенный!.. Закадычные мы с ним друзья… Д-да… жизнь моя любопытная, можно сказать. Встаю в четыре часа дня, а меня уже ждут интервьюеры… По всякому поводу интервьюеры… «Николай Николаевич, какого вы мнения о… турецком султане?». Или: «Когда, по вашему мнению, прекратится холера?». Выхожу я к ним в одной рубахе… Я сплю всегда в длинной шёлковой рубахе голубого цвета… А в спальне у меня всегда цветы… Бездна цветов — все от почитательниц… И всегда ящик шампанского… Понимаете, юноша — целый ящик! А когда я играю Гамлета — театр стонет от рукоплесканий. И всё венки, венки… до бесконечности. Меня, брат, даже в Художественный театр приглашали: «Пожалуйте, говорят, Николай Николаевич, на сорок тысяч», — но я не захотел… А как-то даже за Качалова меня приняли… Ей-Богу…

   — Господа, пожалуйте на палубу концерт слушать, — крикнул кто-то в каюту сверху.

   Так как пить уже надоело, да и трудно пить без границ, то все устремились на палубу.

   Совсем молодой, смуглый итальянец, положив щёку на скрипку, играл с большим воодушевлением «Серенаду». Ему аккомпанировала маленькая, остроглазенькая девочка лет пятнадцати.

   Выходило довольно складно.

   За серенадой последовал какой-то игривый вальс, затем, по обыкновению, «O, sole mio».

   К Грибунину подошла Аглая Петровнаи спросила взволнованным голосом:

   — Александр Михайлович, вы выполните мою просьбу?

   — Если возможно, отчего же…

   — Приходите сегодня в 12 часов ночи на палубу… Поверьте, мне очень-очень нужно серьёзно поговорить с вами.

   Грибунин пожал плечами:

   — А разве нельзя поговорить сейчас?

   — Нет, это невозможно — помешают.

   — Хорошо, приду.

   Музыкант продолжал играть — теперь уже по заказу пассажиров. Начал заказывать капитан, пожелавший послушать вальс «На сопках Маньчжурии».

   За ним последовал актёр:

   — Послушайте, не можете ли чего-нибудь этакого… из «Кольца Нибелунгов», например?

   Итальянец пожал плечами и виновато ответил:

   — Non capisco, signor.

   — Ну, тогда из… «Тристана и Изольды».

   — Non posso, signor, — продолжал отказываться музыкант.

   — Э, ччёрт!.. Ну, в таком случае кек-уок…

   Заиграли кек-уок, и все взоры устремились на негра. Тот, не интересуясь музыкой, стоял лицом к морю и, покуривая папиросы, пускал замысловатые колечки дыма, следя, как они раскручиваются и тают в воздухе.

   Заслышав кек-уок, он начал пристукивать каблуками, не подозревая, что на спине его сосредоточилась добрая полсотня глаз.

   В это время подошёл купец. Увидя, в чём дело, не долго думая, подошёл к негру и хлопнул его по плечу.

   Тот вздрогнул и обернулся.

   — Карл Иванович, чего на месте топтаться-то зря. Гони, брат, на середину.

   Купец пояснил свои слова соответствующим образом. Для этого ему пришлось выйти на середину палубы и тряхнуть тучным своим чревом.

   Негр обвёл пассажиров вопрошающим взглядом и, видя на их лицах полное сочувствие идее купца, радостно оскалил зубы, и мелкой дробью застучали его каблуки.

   Совсем преобразился негр. Стал почти красивым. Легко носился на палубе и вдохновенно проделывал ногами замысловатые «па».

   Знойные с желтизной глаза блестели подлинным вдохновением, ярко играя в орбитах.

   Видно было, что танец — это единственная доступная ему форма поэтического выявления, единственная чувствуемая им красота жизни.

   — Ай да Карла Иванович! — радостно приговаривал купец. — Молодчинище! Наддай, брат, ещё!.. Так, так, каблуками гони поболе!.. Вот так, правильно!..

   Весь сияющий и радостный, под дружные аплодисменты, окончил негр танец и улыбался всем широко оскаленными зубами.

   Концертное отделение под конец было омрачено рыжим человеком в поддёвке, с толстой золотой цепью на груди и неизвестным значком у петлицы.

   — Музыка, желаю народный гимн! — торжественно заявил он, протискиваясь вперёд.

   Кто-то начал убеждать его, что неудобно сразу же после кек-уока… Да и вообще обстановка совсем не подходящая.

   — Чего-с, неподходящая обстановка? .. Извините, гимн моего отечества всегда удобно. Музыка, жертвую десять целковых!

   Вытащил из толстого засаленного бумажника десятирублёвку и протянул итальянцу.

   Угрожал скандал, да и было уже темно, и потому пассажиры начали дружно расходиться — кто к вечернему чаю, кто по каютам.

   В вечерней мгле виднелась гора Митридат. Приближались к Керчи.

  

VIII

   Ровно в двенадцать Грибунин вышел на палубу.

   Немного досадовал на себя за необдуманно данное обещание.

   В самом деле, что за гимназическая романтика — свидание на палубе ровно в двенадцать часов ночи?..

   Капризы взбалмошной девицы.

   Впрочем, на палубе было хорошо; ночь мягко окутала всё тёмным вуалем, а далеко мерцали весёлые огоньки, такие неожиданные .

   Грибунин сел на скамейку и закурил сигару, решив заранее, что более пяти минут ждать не станет: неловко было даже перед самим собой.

   Но едва он успел как следует раскурить сигару, как где-то рядом послышался нежный шорох шёлковых материй.

   Грибунин пошёл навстречу. Это была Аглая Петровна — в тёмном шёлковом платье и тёмном шарфе.

   — Простите, мои часы неожиданно остановились, и я, кажется, немного опоздала?

   — Нет, вы очень аккуратны.

   — Давайте сядем: стоя, я не могу вести серьёзный разговор.

   Сели они рядом на решётчатую скамейку.

   — Александр Михайлович, вы очень дурно истолковали мой порыв?

   — Нет, просто шалость, полагаю… — уклончиво ответил Грибунин.

   — Это не шалость… Для того, чтобы меня поняли, я должна хотя в кратких чертах посвятить вас в обстановку моей жизни…

   Девушка слегка поёжилась от ночной свежести и продолжала:

   — Отец мой — генерал при Дворе — сухой, чёрствый карьерист. Мачеха, урождённая графиня Головина, любит только себя и двух своих пуделей. Дом наш посещается важными господами, необходимыми для отцовской карьеры, и родовитой молодёжью, окаменевшей в сознании своих достоинств и смотрящей на меня как на выгодную партию… И ни одного свежего, живого человека, ни одного искреннего порыва… Если бы вы знали, какое застоявшееся болото!.. И вот я встретила вас — человека мысли, человека таланта и настоящей жизни. И показалось мне, что одно уже ваше присутствие на пароходе обвеяло меня внутренней радостью… Я не умею говорить толком, но вы и так поймёте и простите мой порыв…

   Аглая Петровна остановилась и молящими глазами посмотрела на Грибунина. На фоне тёмной ночи ещё более выделилась матовая белизна её лица, а скорбное выражение так напоминало «Mater Dolorosa» Фра Анджелика.

   И была она искренне трогательна в своей искренности и детской беспомощности.

   Грибунин вдруг всей душой потянуло к ней.

   — Милая моя девушка, простите — ведь ничего этого я не знал…

   И он горячо поцеловал доверчиво протянутую руку.

   Глаза Аглаи Петровны заблестели радостью, и вся она, нежная и хрупкая, склонилась к нему — большому и мужественному.

   Он нежно гладил её волосы и называл милым, нежным ребёнком…

   Где-то послышались шаги и покашливанье.

   Аглая Петровна встала и нежно произнесла:

   — Ну, я теперь пойду… У меня так хорошо на душе… До свиданья, милый… Дайте мне, если можете, ваши часы, — я хочу завтра встать рано-рано, в семь часов: буду любоваться ранним солнцем и думать о вас… таком хорошем…

   Долго после этого Грибунин ворочался в узкой пароходной каюте. И только когда в стекло иллюминатора стали показываться первые проблески рассвета, он заснул крепким, радостным сном…

  

IX

   На часах кают-компании было ещё без десяти семь, когда Грибунин вышел на палубу.

   К своему удивлению, он нашёл почти всех знакомых нам лиц. Весело игравшее солнце, такое радостное и животворное, всех подняло с ложа ранее обычного времени.

   Аглаи Петровны ещё не было.

   Грибунин должен был себе сознаться, что ночная встреча и сейчас ещё стояла у него в голове розовым, волнующим туманом. Ему хотелось видеть поскорее эту удивительную девушку. Ходил по палубе и мечтательно теребил тёмнорусую бородку.

   Появился на палубе и актёр с заспанным красным лицом.

   — Ба! Александр Михайлович, так рано и уже на ногах!

   — Стыдно спать в этакое утро… А вы-то чего? В Питере, небось, до двух часов дня валяетесь!..

   — Жажда меня одолела — вчера злоупотребил коварным кианти: на вкус напиток детский, а действует серьёзно.

   Было уже восемь, а Аглая Петровна всё ещё не выходила.

   Пришёл скуластый официант и доложил, что чай и кофе уже на столе. Все направились в каюту к горячему кофе и свежим булкам.

   — Прекрасное нынче утро, — ни к кому не обращаясь, поведал батюшка, аппетитно хлебая пахучий кофе.

   — Утро отменное, — подтвердил купец. — Что-то мой арап нынче заспал?

   — Про негра изволите осведомляться?- услужливо спросил официант, наливая кофе в стакан купца.

   — Про него самого, про Карлу Ивановича.

   — Они изволили на рассвете высадиться в Анапе-с.

   — Как высадиться? — в ужасе рявкнул купец.

   — Очень даже просто-с… У них и билет был до Анапы.

   — Как до Анапы?..

   На лице купца отразился полнейший ужас. С раскрытым ртом, в котором виднелась непрожёванная булка, он глазами навыкате уставился на официанта.

   А потом неожиданно сорвался с места и с необычной для себя быстротой вылетел из каюты.

   Все присутствующие не смогли сдержать весёлых улыбок: уж очень смешно было трагикомическое происшествие купца. Весело обсуждали событие.

   Через несколько минут вернулся и пострадавший — растерянный, недоумевающий, беспомощный.

   — Уехал, — мрачно произнёс он, — Сам капитан сказал… Ехал чёрный анафема, прощалыга чернокожая!..

   — Сколько авансу-то взял? — спросил актёр.

   — Да не в том сила, милый человек. Пропало двести целковых, — ну и шут с ними!.. А вот как мне теперь в Бузулук показаться без арапа? Уж и не знаю… К приезду раззвонят об арапе на всю округу… Телеграмму ведь послал… Ах, ты бедная моя головушка, срамота-то какая!.. Климушкин засмеёт насмерть…

   Еле сдерживая улыбку, утешали купца кто как мог. Только плохо утешался он.

   — Ах ты, вакса паршивая! — никак не мог успокоиться купец. — Да ведь что бы вы ещё подумали? Ангелица-то наша хахалькой его оказалась, полюбовницей!.. Вместе и слезли…

   — Какая ангелица?

   Все вдруг заволновались.

   — Да уж известная, наша Аглая Петровна…

   Все посмотрели на купца, и всем стало ясно, что от огорчения заговариваться стал бородач.

   — Что за вздор вы говорите, почтеннейший! — воскликнул актёр, страшно бледнея.

   — Не может этого быть! — завопил чиновник с неменьшим ужасом.

   — Свят-свят… — простонал батюшка.

   И все взоры устремились на официанта.

   — Их степенство совершенно правильно говорят… Барышня доводилась негру на манер жены… Вместе и сошли в Анапе.

   На минуту в каюте стало так тихо, что будто никого здесь не было.

   Люди застыли в несуразных позах: с полураскрытыми ртами, со стаканами в руках, не донесёнными по своему назначению.

   Первым завопил чиновник:

   — Батюшки, — часы!.. Покойная жена монограмму поставила!..

   Грибунин метнул на него изумлённый взгляд.

   Глаза всех остальных присутствующих с таким же изумлением остановились на старшем ревизоре.

   — У вас тоже?.. — едва внятно прошептал коммивояжёр.

   Тот спохватился и умолк, беспомощно смотря по сторонам.

   Все тоже умолкли в раздумье.

   Первым заговорил актёр:

   — Господа… нужно откровенно объясниться… Объясниться и принять меры…

   Тогда все сразу заговорили, и ничего нельзя было понять.

   — Господа, позвольте мне объяснить, — старался перекричать всех актёр. — Вчера, в половине первого ночи, у меня было свидание с Аглаей Петровной… Подробности я скромно опускаю… Но, словом, она взяла у меня до утра часы и цепь… Часы мне поднесены были в бенефис, а за цепь я заплатил сто рублей…

   Вторым объяснился коммивояжёр:

   — У меня-таки тоже было свидание, ровно в час… А часы с цепочкой стоили ровно триста рублей… Могу даже счёт представить…

   — А у меня в половине второго… Боже мой, покойная жена монограмму поставила…

   — Такая подлая женщина, — крутя ус, мрачно гудел армейский капитан, ощупывая пустой кармашек, где ещё вчера покоились совсем недурные часы.

   — Господа, нужно сделать капитану формальное заявление.

   — Это — грабёж!

   — Что смотрит администрация!..

   И возмущённой толпой все хлынули из каюты.

   За столом остались только двое: студент в свежем кителе, да Грибунин.

   Бледный, удручённый сидел студент. У него сохранились чёрные никелевые часы, но зато не было свиданья…

   Грибунин допил кофе, протёр платком стёкла пенсне и, улыбнувшись, пошёл дочитывать новый роман.

  

Комментарий

(Татьяна Сигалова aka doxie_do)

   Решила выкладывать не только забытых поэтов конца XIX-начала XX вв., но и прозаиков того же периода — в основном, из своего списка (см.тэг «500 рассказов»). Сразу предупреждаю: шедевров не ждите — тут будут, в основном, «хорошие средние» рассказы и даже кое-что ниже этого уровня, но любопытные по тематике (например, пресловутая «проблема пола»:). Просто, думаю, интересно увидеть, какова тогда была эта самая «средняя» литература — например, то, что печаталось в журнале «Нива» и, значит, имело массового читателя:

   И первым — строго по алфавиту — Николай Архипович Архипов (настоящее имя — Моисей Лейзерович Бенштейн (1880/1881-не ранее 1945), автор сборника «Юмористические рассказы» (СПб., 1911), печатавшийся в «Сатириконе», «Ниве», «Рампе и жизни» и других изданиях, участник альманахов «Любовь» и «Смерть» (СПб., 1910), редактор «Нового журнала для всех» (1908-1912), журнала «Новая жизнь» (1910-1911, 1913-1914) и др. Также автор популярных у массовой аудитории пьес и романа «Тёмные воды» (1914) — рецензия А.Воронского (1923 г.) на него здесь (А.В. хвалит автора за показ разложения правящих классов :)

   http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/416.html

  

   Ежемесячные литературные и популярные приложения к журналу «Нива», 1913, т.2 (май-август)

———————————————————————

   Исходник здесь: http://doxie-do.livejournal.com/