Москва в Париже

Автор: Бальмонт Константин Дмитриевич

 
                            Константин Бальмонт  
    
                              Москва в Париже 

----------------------------------------------------------------------------
     Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). -
     Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990

----------------------------------------------------------------------------
 
     Иногда во сне снятся мне белые птицы. Такие сны посещают меня редко,  и
я всегда просыпаюсь счастливый и бодрый после свиданья в сновидении с  белой
птицей. Целый день проходит у меня под знаком доброй приметы, все удается  -
и дело, и встречи, и  замыслы.  Душа  целый  день  в  порядке  и  внутренней
сосредоточенности. Не мечется, не рвется, довольна, знает, вполне  убеждена.
Белая птица никогда меня не обманывает.
     Три дня тому назад  я  проснулся  рано  утром,  прислушался  к  грохоту
парижской улицы, но он мне показался уравномеренным. Я отдернул занавеску  -
и замер в восторге. Белые птицы, множество белых  птиц,  малых  и  побольше,
весь воздух Парижа белый, и сонмы вьющихся белых крыльев. Уже не во  сне,  а
наяву. И наяву снятся сны убедительнейшие.
     Как в Москве - сто лет тому назад - сто лет? - меньше и много более,  -
как в Москве, что была на иной планете нашей жизни, когда Слово не было  еще
растоптано,   а   честность   и   доброта   были    совсем    неудивительной
повседневностью, - крутился тихий снежный вихрь, шел снег, падали  снежинки,
и вились, обнимались,  целовались,  прилетали,  улетали,  танцевали,  веяли,
падали не падали, таяли в воздухе летучие хлопья, веселились белые снежинки,
и две из них таяли, а двадцать две  не  таяли,  затянулись  парижские  крыши
белыми московскими коврами. Московия - она ведь белая,  моя  Москва  зовется
Белокаменной. От храма до храма в ней белый свет. От крыши  до  крыши  белый
сугроб. Крыши иногда проваливались. А все-таки в душе глядящей  -  от  таких
сугробов на крышах - становилось полетно и легко.
     Московия вся в Москве. А Москва вся  в  снегу.  А  в  снеге  не  только
снежинки,  а  тайны  и  клады,  и  свежесть,   и   радость,   и   откровения
неожиданностей. От улицы к улице идет и ведет белая метель. От дома до  дома
сквозь окна, затянутые белыми узорами,  -  созидатели  радужных  видений,  -
перекликаются огни и зовут: "Приди,  у  нас  уютно,  тебе  рады.  Пожалуйте,
милости просим". От месяца к месяцу белый хоровод, снеговое небо, оснеженная
земля, захваченный снежинками воздух, захваченная вьюгой душа, на полгода  в
горностаевой шубке, на пять и на  шесть  месяцев,  щеки  румяные,  в  сердце
истома, ждешь не дождешься счастья - придет? не придет? - с холода войдешь в
тепло, озябнешь - согреешься, подождешь-подождешь, разогреешься, растомишься
- и тянет уйти в морозную ночь. Идешь. Глядишь. Слушаешь собственный шаг.  А
мысли - в уровень со звездным небом.
     Неужели это было, это быль, а не сказка? Неужели душа была  в  красоте,
но красота  не  овладела  миром,  а  запуталась  в  случайном,  забилась,  в
собственных силках, порвала их,  вырвалась,  улетела,  растаяла,  гонись  не
догонишь, лови не поймаешь, не узнаешь, где и  ловить,  куда  направить  гон
своя. Мчись без путей, все дороги -  путь.  Скользкий,  тяжелы",  неведомый,
неопределимый, неопределенный.  Знаешь  только  одно:  все  дороги  -  путь,
приводящий к мокрой липкости, к грязи. А  если  не  грязь,  значит  -  холод
покрепчал. Морозит. Слава богу. Хоть вовсе  замерзнуть,  но  только  бы  без
грязи
     Веселая  прихоть  приснившейся  белой  птицы,  которая  из   сновидения
перепорхнула в длительную явь. И летит. А летя,  заворожила  шумы  огромного
Города и  сделала  их  уравномеренными.  Самокаты  -  чудовища  злые,  когда
налетают на живых, но что до себя, они острожные. То ли они боятся,  что  от
московского  мороза  на  парижских  улицах  подло-мягкие  шинные   лапы   их
растрескаются, то ли им жутко  от  возможности  раскатиться  по  остеклевшей
плоскости и со  всего  размаха  хватиться  о  столб,  но  неуютные  чудовища
уменьшились в числе чрезвычайно, попрятались мерзкие зверюги, а если тащатся
кое-где, то с размерной осторожностью. Скорее туда,  где  их  вовсе  нет.  В
издавна  привычный  малый  парк  Мюэтт,  в  колыбель  одиноких  мечтаний,  в
Молчальницу. И в ставший тихим, и ставший звонким, и ставший белым Булонский
лес.
     Ну и город,  ну  и  людишки.  Город  по-московски  побелел,  стал  весь
красивым, спрятал свой всегдашний серый цвет под благороднейшим, под  цветом
белых роз и видений, мгновенной  игрою  раскинул  везде,  разбросал  снежные
кусты и вишневые сады в цвету, а людишки все попрятались. Ведь легкий только
холодок. Морозит немножко, но назвать это московским морозом можно только из
нашей страсти к воспоминаниям.
     Все же я очень благодарен здешним людям, что они своим отсутствием дали
мне возможность чувствовать и думать, что Булонский лес  -  хороший  Русский
сад,  завороженный  начинающейся  зимой,  остуженный  и  оснеженный,  совсем
опустевший, грудь  дышит  свободно,  зоркий  глаз  упивается  мастерством  и
размахнувшейся  по-особенному  творческой   кистью   Природы,   живописующей
красивую прихоть нагромождения белого на белом, - и вот предо мною нечто  не
трех измерений, а четырех.
     Из четвертого измерения, из  времени,  влившегося  в  пространство,  из
прошлого времени России в здешнем и нездешнем Русском саду, я  вижу  большой
овальный пруд,  озеро,  легкий,  но  уже  не  шуточный  на  нем  ледок,  все
пространство воды затянуто льдом, только у берега, куда  я  подошел,  колотя
озябшую руку о руку, что-то вроде довольно большой полыньи, и  десять  белых
лебедей из боярских времен и дней зябнут в воде,  всхлипывают  тихонько,  не
знают, куда деться, кончилось лето,  неуютно  в  воде,  студено  да  и  пищи
маловато. Но красивы эти десять лебедей. На холод ли они  жалуются  тихонько
или им оттого так неловко, что  их  не  двенадцать?  Верно,  их  было  ровно
двенадцать, да улетел один, а за ним другой. Не досмотрели дозорные.  Крылья
подросли. Нет двух; самых  красивых  лебедей,  первого  и  второго,  они  не
одиннадцатый и двенадцатый.
     Смеющиеся пришли две девушки. Из времени они или  из  пространства,  не
ведаю, но смеются так по-настоящему Мужчины  все  попрятались  кто  куда.  А
девушки не боятся ни внезапной зимы, ни ночного часа, ни садового затишья ни
лесного безлюдья.  Они  издали  почувствовали,  что  скучно  белым  лебедям,
холодно и голодно. Подошли, посмеялись, друг  дружку  подталкивают,  одна  у
другой белый хлеб вырывает из рук,  щиплют  его,  крошат,  бросают  куски  и
крошки в остывшую воду, - и сразу лебедям и тепло стало и весело. Друг друга
отгоняют, каждому хочется поближе быть к девушке, которая, смеясь,  протянет
руку и поманит.
     Но в белом сне наяву девушки мне не нужны. Я тихонько отпрянул в  ночь,
лишь взглянув на их очарование.  Я  хочу  белой  тишины,  мне  нужно  сейчас
отъединение в белом. Ступая настолько бесшумно, как только это  возможно,  я
огибаю выгиб озера-пруда и перехожу на противоположный берег.  Я  тотчас  же
охвачен там восхищенным изумлением. Отойдя  от  воды  и  прижимаясь  друг  к
другу, там стоят на заиндевевшей, на запорошенной снегом лужайке два  черных
лебедя. Не те улетевшие, эти из другого края. Все в них свое, и все в них по
сравнению с белыми иное. Они легче, стройнее,  их  черные  крылья  -  черное
кружево, шея у четкого, черного лебедя тоньше, длиннее и вовсе змеиная. Но и
они тоже тоскуют. Им  холодно.  О  забытом  ли  дальнем  Южном  острове  они
тоскуют? О навеки потерянном родном? Они  прижались  один  к  другому,  и  я
осторожно протягиваю свою руку, я касаюсь гибкой  спины  черного  лебедя,  я
тихонько ласкаю ее, а черный лебедь вскинул в белесоватый воздух зимней ночи
свой алый клюв, и в ночной этой мгле алеющий, и кликнул чуть-чуть. А  другой
в ответ чуть-чуть, еще тише и  как  будто  отдаленнее.  Странный  дрогнувший
звук, задрожавший в моем Русском сердце.  Точно  где-то  за  дальним  холмом
раздался отзвук гармоники. Точно зимний колдун, в час тоскования,  железными
своими перстами - железо овоздушенное  -  ударил  в  некоей  подземности  по
бронзовым струнам - бронза легчайшая - и снова  тишь,  и  тишина  сама  себя
слушает.
     Чуть-чуть касаясь рукою  стройного,  черного  лебедя,  я  на  мгновенье
закрываю свои глаза. Ослепшее тело - прозревшая душа. Я  в  одно  мгновение,
весь вздрогнув, вижу безмерный город из  белого  камня.  Москва.  И  слитным
кликом  безмерным,  приветствуя  радость  восполненного   чуда,   торжествуя
возрожденье того, что умереть не может, от храма к храму несосчитанно  гудят
мои бессмертные колокола, только им дарованными звонными перезвонами.
 
Париж. 
16 декабря 1925 г. 
 
 
                                 ПРИМЕЧАНИЯ 
 
     Очерк написан  16  декабря  1925  г.  в  Париже,  опубликован  в  журн.
"Перезвоны" /Рига/, 1926,  Ќ  1.  Печатается  по  публикации  в  газ.  "Лит.
Россия", 1988, Ќ 42.