Без русла

Автор: Бальмонт Константин Дмитриевич

 
                            Константин Бальмонт  
 
                                 Без русла  

----------------------------------------------------------------------------
     Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). -
     Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990

----------------------------------------------------------------------------
  
     Три года тому назад я  уехал  из  Москвы  и  через  Эстонию  приехал  в
Германию, а оттуда во Францию. Выехать из Москвы, увозя с собой семью, - три
женские существа, приговоренные докторами и голодом к смерти, -  было  очень
трудно,  почти  невозможно.  Мне,  однако,  это  удалось,  как   удалось   и
Кусевицкому с женой. Мы ехали в одном поезде.  Тогда  еще  не  выпускали  за
границу никого, кроме своих. А ни Кусевицкий, ни я, мы своими не  были.  Наш
отъезд был некоторым чудом, и как чудо мы его воспринимали. В Нарве  мы  еще
чувствовали  себя  уехавшими,  или,  вернее,  впервые  поняли,  с   чувством
безмерной тяжести, спавшей с плеч что мы в преддверии Европы.
     Ревель - хоть и эстонский, все же и такой русский, по крайней мере  три
года тому назад, показался мне обетованным городом, именно в том  смысле,  в
каком я когда-то радовался первому европейскому городу, в который я  попадал
покинув Москву или Петербург времен ныне исчезнувшего царизма. Какая  ирония
судьбы. Я дважды был изгнанником при старом порядке. В 1902-м году за  стихи
о Маленьком султане я, без своего желания, провел  год  в  Европе;  и  после
революции 1905-го года, после написания и опубликования книги  революционных
стихов "Песни мстителя", я провел вне России, без своего на то желания, семь
лет. Я, считавшийся и бывший революционером,  снова,  в  третий  раз,  после
того, как в России осуществилась революция, живу  три  года  в  Европе,  без
малейшего к тому желания. Изгнанник ли я? Вероятно, а впрочем, я и не  знаю.
Я не бежал, я уехал. Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я  вернулся?
Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что я пишу, в  теперешней
Москве нельзя, и чтоб снова видеть, как несмотря на все мои усилия, несмотря
на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, я  этого  не
хочу. Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы  я  не
порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья,  что  той
России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, все равно сейчас  нет,
мне  эти  слова  не  кажутся  убедительными.  Россия  всегда  есть   Россия,
независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в пей
делается, и какое историческое бедствие или заблуждение  получило  на  время
верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной
любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
     Там, в родных местах, так же, как в моем детстве  и  в  юности,  цветут
купавы на болотных затонах, и шуршат камыши, сделавшие меня своим  шелестом,
своим вещим шепотом тем поэтом, которым я стал, которым  я  был,  которым  я
буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье,  и  я  люблю
его больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют  соловьи,  над  полями
возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде  говорят
по-русски; это язык моего отца и моей матери,  это  язык  моей  няни,  моего
детства, моей первой любви, почти всех моих  любвей,  почти  всех  мгновений
моей жизни, которые вошли в мое  прошлое,  как  неотъемлемое  свойство,  как
основа моей личности. Там говорят "до свиданья", "милый", "прощай", "люблю",
и на лесной опушке кличет  эхо,  которое  откликалось  мне,  когда  еще  мир
казался добрым и вся жизнь казалась тайной.
     Ах, мне тяжело. Мне душно от того воздуха,  которым  дышат  изгнанники,
косо смотрящие друг на друга и вечно друг друга  подозревающие,  совсем  так
же, как подозревают  друг  друга  люди  и  там,  в  родных  моих  местах,  в
обезумленных, в обездоленных, в измененных. Мне душно и от  воздуха  летнего
Парижа, где я никому не нужен и ничто для меня не нужно.
     Не думайте, что  я  зову  кого-нибудь  из  уехавших  или  бежавших,  из
уехавших и оставшихся, из спасшихся от тяжелых мучений, может быть,  смерти,
- очертя голову, вернуться в теперешнюю Россию, где  право  растоптано,  где
слово несвободно, где нет первооснов  человеческой  справедливости.  Нет,  я
говорю только о себе, и да будет же мне,  хоть  здесь  в  пустыне,  даровано
безраздельное право быть собой, быть поэтом, чувствовать иначе, чем  другие,
и иначе мыслить, и иначе поступать. Я  говорю  только  о  себе  и  не  делаю
никаких общих выводов.
     Здесь, в свободной, будто бы свободной, Европе я чувствую себя  душевно
таким же связанным, каким я чувствовал себя в последний год в Москве, где  я
жил бок о бок с навязавшимися мне жильцами, нагло  распоряжавшимися  в  моей
квартире, где я голодал, где  я  говорил  иногда  моей  девочке,  бессильной
заснуть: "не плачь: завтра, быть может, мы победим". Моя  девочка  стала  за
эти три года красивой девушкой, живой и остроумной. Я уже не говорю ей, - за
ненадобностью, - таких утешений, а когда подходит нужда, -  она  все  же  не
такая острая, - и если нет денег на настоящий обед,  можно  сварить  суп  из
старого недоеденного хлеба. Но здесь мне тоже нужно произносить и перед ней,
и перед другими близкими, и перед близкими-далекими,  и  перед  самим  собой
много разных утешений, в которые  не  веришь  и  которые  не  оправдываются.
Основное остается, как правило жизни каждого дня и каждого  нового  тяжелого
месяца. Это основное: я на чужбине,  я  вне  действительной  связи  с  душой
здешней жизни, и я вне действительной связи с моей Матерью, с моей  Родиной,
хоть от меня туда, и оттуда до  меня  доходят  веяния  души,  доходит  голос
сердца, которое бьется, еще живо, не умерло, но бьется тяжело,  с  мучением,
которому исхода не вижу. И вот, чем дальше иду я  по  дорогам  чужбины,  тем
слабее моя связь с моей родиной, и тем чаще я спрашиваю себя с  горечью:  по
лучше ли быть мне в тюрьме - там, чем на свободе здесь? И действительно ли я
здесь - на свободе?
     Русла нет. А река без русла разве свободна? Она  плещется  и  разливает
свои воды, где и не нужно. Даже  реке  необходимо  русло.  А  изгнанническая
жизнь даже и не река в разливе: много беднее, гораздо менее в ней красоты  и
содержания.
     К чему же мне прильнуть? Я поэт и человек. Нет мне места, как  человеку
и поэту. Сколько бы литературных достоинств ни было в моем  творчестве,  оно
не нужно, если я не в близости  с  той  или  иной  политической  группой,  а
возможности печататься находятся в руках тех или иных политических групп.
     Когда в 1920-м году, в Москве, меня по причине некоего ложного  доноса,
будто я  в  стихах,  где-то  напечатанных,  восхвалял  Деникина,  пригласили
вежливенько в Чека и между прочим дама-следователь вопросила меня: "К  какой
политической партии вы принадлежите?" - я ответил кратко: "Поэт".
     Это не был ответ экстравагантный. Это был простой  возглас  сердца.  Да
убирайтесь вы от меня к черту, все политические души,  смотрящие  на  мир  с
политической точки зрения, не видящие, что мир больше и  шире,  чем  говорит
ваша  политическая  машина,  которая  своим  однообразным   в   разнообразии
скрипущим треском и шумом свидетельствует, что гармония мира вам чужда и  вы
бессильны овладеть творящими силами  жизни.  Мне  с  политическими  партиями
делать нечего, каковы  бы  они  ни  были,  коммунистические,  монархические,
гомеопатически-социалистические, то бишь, кадетские, и прочая, и  прочая.  Я
человек и поэт, и потому на ваших праздниках и в сплетениях ваших  немногих,
но существующих возможностей и удобств - мне нет  места.  Иногда  что-то  из
моих слов и настроений  случайно  подойдет  для  того  или  иного  печатного
органа. Тогда меня печатают. Потом, как бы ни было дорого моей душе  то  или
иное художественное мое достижение, я после долгой литературной  дороги,  я,
слышавший много раз приветственные слова от самых высоких душ  разных  стран
земного шара, вижу от политического редактора; литературного  журнала  такое
отношение к себе, которое трогательно напоминает мне дни моей юности,  когда
солидные московские либералы находили, что я  не  лишен  дарования  и  подаю
надежды.
     Не должно думать, что эти слова мои свидетельствуют  о  моем  унижении.
Нет, мне кажется, что тут унижен кто-то другой, тут в поношении нечто совсем
иное, и в таком поношении, что если об этом думать  не  поверхностно,  можно
придти в ужас. Без преувеличения и без преуменьшения, я слишком хорошо знаю,
кто я. Мое, за всю  жизнь  отъединенное,  внутреннее  устремление  дает  мне
возможность спокойно говорить о себе, как о третьем лице, и на примере этого
третьего лица указать на вопиющую чудовищность некоторой  неправды,  которой
быть не должно. И вот я свидетельствую, что, если в Москве, в  течение  трех
лет, 1918-1920, я задыхался от невозможности быть собой  и  говорить  полным
голосом, я задыхаюсь от того же и здесь, в русском и французском Париже,  по
соседству с русским и немецким Берлином и людоедски-своекорыстным английским
Лондоном.
     Говорить все, что думаешь и чувствуешь до  конца,  -  или  не  говорить
вовсе. Говорить только часть - или не говорить вовсе, это для меня означает,
равно, пытку и душевное унижение. И  я  еще  не  смогу  утверждать,  что  не
-говорить вовсе, по существу, хуже, чем говорить часть. Ибо, когда  молчишь,
в этом может быть, от умения по-настоящему молчать, странный душевный  крик,
который слышен даже разбойнику, слышен и действует. А  когда  говоришь  лишь
часть, невольно искажаешь правду, невольно рисуешь  искаженное  изображение,
невольно и преступно лжешь. Это не всегда, конечно, но так бывает. И в жизни
без русла бывает слишком-слишком часто.
     Зачем я все это говорю? Не зачем, а почему? Потому что, когда  человеку
очень трудно, он может вздохнуть  и  даже,  хоть  бы  он  был  выносливый  и
сильный, застонать.
     Я за всю жизнь убил одну только птицу. В гимназические  дни  однажды  у
себя в саду застрелил из ружья певчего дрозда на рябиновой ветке. Мне до сих
пор тяжело вспомнить об этом преступлении. Я живу сейчас  в  мире,  который,
грубо захмелев от преступно излитой им несчитанной крови, только  и  делает,
что брызжет на душу грязью и кровью и слепо убивает певчих птиц.

 
                                 ПРИМЕЧАНИЯ 
 
     Очерк написан в 1923 г., печатается по  книге  К.  Бальмонта  "Где  мой
дом?" /Прага, 1924/.  Уехал  из  Москвы  -  Бальмонт  уехал  за  границу  по
командировке в июне 1920 г. Три женские существа  -  третья  жена  Бальмонта
Елена Константиновна Цветковская, их дочь Мирра и друг семьи Анна Николаевна
Иванова /"Нюша"/. Кусевицкий - см. примеч. к стих-нию  "С.  А.  Кусевицкому,
играющему на контрабасе".  Ревель  -  название  Таллинна  в  дореволюционное
время.