Литературная кооперация

Автор: Белоусов Иван Алексеевич

  

   И. А. Бунин: Новые материалы. Вып. I

   М., «Русский путь», 2004.

   OCR Ловецкая Т. Ю.

  

   В среде выдающихся представителей современной изящной литературы, чьи имена принадлежат к наиболее популярным, происходит характерное явление.

   Оно выражается в сильном стремлении эмансипироваться при изданиях своих произведений от материальной зависимости со стороны частных предпринимателей. Это движение выливается в форму литературной кооперации1.

   Первый почин2 в таком направлении положен петербургскими писателями, выступившими уже с несколькими изданиями под фирмою «Издательского товарищества писателей»3.

   Теперь и московские писатели, независимо от петербургских, объединились с аналогичною целью — самостоятельного издания своих книг на товарищеских паевых началах4.

   В состав новой литературно-кооперативной организации в качестве членов-учредителей вошли виднейшие беллетристы в Москве: И. А. Бунин, В. В. Вересаев-Смидович, Н. Д. Телешов, Б. К. Зайцев, С. А. Найденов, И. С. Шмелев, С. Д. Разумовский, И. А. Белоусов, Ю. А. Бунин, при участии A. A. Карзинкина5.

   Официальными представителями издательского т<оварищест>ва являются С. Д. Разумовский (Махалов) и Д. Я. Голубев6.

   По поводу выяснения общественных элементов новой организации мы беседовали с некоторыми из участников ее.

   Важное значение литературной кооперации глубоко сознается всеми участниками этого в высшей степени симпатичного дела.

   Прежде всего, писатели много выиграют в материальном отношении. И опыт петербургского т<оварищест>ва, и далеко не оптимистические, объективные, трезвые расчеты показывают, что на долю писателей при товарищеском способе издательства придется гораздо более, чем получают ныне писатели даже с именами7.

   Но что важнее всего, новая издательская форма является важным фактором для самого творчества и для развития литературы.

   — В настоящее время, — говорит И. А. Бунин, — писатель поставлен в случайную зависимость от издателя.

   Как это ни странно, но факт, что материальная зависимость влияет и на психику писателя. Он подчиняется и приспособляется к характеру издательства, а с тем вместе и к требованиям текущего дня, к его мимолетным злобам. Таким образом, в угоду элементам случайного и скоро преходящего вкуса писатель принужден насиловать свою индивидуальность.

   Я несколько лет, — прибавил И<ван> А<лексеевич>, — высказывался против вредной кабалы частных предпринимателей8 и только теперь удалось собрать товарищей на почве этой идеи.

   Новое издательство намерено теперь же, не откладывая дела в долгий ящик, приступить к деятельности.

   С общего согласия редактировать присылаемые рукописи поручено В. В. Вересаеву9. Пока издательство оставляет в стороне вопрос о такой форме деятельности, как выпуск сборников10 и т.п., а займется исключительно изданием книг собраний сочинений различных авторов».

   Причем издательство принимает на себя долг выкупить у частных книгоиздателей, приобретших права на некоторые произведения писателей — членов т<оварищест>ва, эти издания12.

   В первую очередь предположено выпустить собрание сочинений И. А. Бунина13, и к осени должен выйти новый том его произведений14. Сюда войдут: повесть «Суходол», рассказы «Веселый двор», «Ночной разговор», «Захар Воробьев», «Хорошая жизнь», «Сверчок», «Сила», «Сто восемь»15, «Крик», «Смерть»16 и новая повесть «Любовь»17.

   Кроме того, намечены к изданию: томы рассказов Н. Д. Телешова18, книга произведений Б. К. Зайцева19 и И. С. Шмелева20, книга новых произведений, приготовляемая В. В. Вересаевым21, и др. авторов22.

  
— — —

  

   Печатается по: С-ов <Белоусов И. А. ?> Литературная кооперация // Московская газета. 1912. No 190. 14 мая. С. 4.

   О «Книгоиздательстве писателей в Москве» Бунин высказывался и в ряде других газетных интервью: Т. <Тамарин А. А.(?)>У академика Бунина: Беседа // Южная мысль. 1912. No 307. 6 сентября. С. 5 (см. No 11 настоящей публикации); Аз <3елюк О. Г.> Наши беседы: У академика И. А. Бунина // Одесский листок. 1912. No 207. 6 сентября. С. 2 (см. No 12 настоящей публикации); А. <Аренберг A.A. ?> У И. А. Бунина // Одесские новости. 1912. No 8816. 6 сентября. С. 3; Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 373.

  

   1 Ср. и аргументацию Юлия Бунина в историческом обзоре товарищеских издательств: «Одною из наиболее надежных форм обеспечения независимого и самостоятельного существования работников печати является, несомненно, товарищеское издательство, осуществляемое или отдельными кружками деятелей прессы, или целыми литературными организациями. Принцип кооперации в среде журналистов должен сыграть такую же благотворную роль, какую он играет в прочих профессиональных группах» (Бунин Ю. А. Товарищеские издательства // Журналист. 1914. No 3. Стлб. 6).

   2 Ю. Бунин относит первые попытки изданий на товарищеских началах к гораздо более раннему времени, связывая их преимущественно с московским литературным кружком «Среда»: «В Обществе деятелей периодической печати и литературы вопрос о собственном издательстве поднимался неоднократно, но, к сожалению, он до сих пор остался нерешенным. <...> Более 10 лет тому назад в этом кружке <"Среда". -- Д. Р.>, тогда еще сравнительно небольшом, но заключающем в себе лучших молодых писателей (Горький, Леонид Андреев, Вересаев, Телешов, И. Бунин, Чириков и др.), возникла мысль об издании товарищеских сборников и альманахов. Самая идея сборников и альманахов впервые зародилась в «Среде». К изданию сборников мы приступили без всяких денежных средств и весною 1902 года выпустили «Книгу рассказов и стихов». Хотя сборник состоял из произведений, ранее печатавшихся в журналах, успех его превзошел все наши ожидания. Он разошелся очень быстро и принес свыше 700 руб. чистого дохода. Несмотря на это, дальнейшее издание сборников оказалось для «Среды», взятой в целом, неосуществимым. Затруднения встретились, главным образом, с финансовой стороны ввиду того, что с появлением сборников т<оварищест>ва «Знание» гонорары писателей повысились до громадных размеров и большинство авторов желали получать авансы.

   Чтобы не расставаться с мыслью об издании собственных сборников, «Среда» вступила в переговоры с т<оварищест>вом «Знание» с просьбою взять на себя хозяйственную сторону дела и на сборниках проставлять лишь имя «Среды». Переговоры не привели, однако, к результатам, по-видимому, по той причине, что собственные сборники «Знания» и без того наполнялись почти исключительно произведениями членов «Среды». Еще затруднительнее было осуществить предложение кружка художников издавать сборники, в которых наряду с произведениями членов «Среды» помещались бы воспроизведения картин этих художников.

   Прошло 5 лет со времени издания нашего первого сборника и различные попытки в этом роде ни к чему не приводили, пока в начале 1907 г. член «Среды» H. A. Крашенинников, прекращая издание своего двухнедельного журнала «Новое Слово», не предложил группе отдельных членов нашего кружка издавать «товарищеские сборники» с участием в прибылях издания. Сборники стали выходить, но вскоре прекратились, главным образом потому, что постоянно чувствовалась затруднительность определения норм авторского гонорара, в особенности ввиду того, что в наше время литературные репутации быстро меняются и учесть все эти перемены без различного рода недоразумений гораздо труднее и щекотливее среди товарищей, чем постороннему предпринимателю-коммерсанту.

   Несмотря на все эти неудачи, наши попытки не пропали даром. Прошло со времени издания сборников «Новое Слово» еще 5 лет, и в 1912 г. группа членов той же «Среды» учредила на прочных основаниях «Книгоиздательство писателей в Москве»» (Там же. Стлб. 6—7). См. также: Телешов Н. Записки писателя. С. 54—56; Белоусов И. Ушедшая Москва. С. 293—294.

   3 Подробнее см.: Голубева О. Д. Издательское товарищество писателей (1911—1914) // Книга: Исследования и материалы. Вып. 8. М., 1963. С. 410—430. Ср. также примеч. 7 к No 11.

   Кроме Первого сборника петербургского Издательского товарищества писателей, в котором был напечатан рассказ Бунина «Ночной разговор» (см. примеч. 4 к No 6), в первый год существования издательства вышли в свет и сборники рассказов И. С. Шмелева, Г. А. Яблочкова и Б. А. Верхоустинского.

   4 Учредительное собрание «Книгоиздательства писателей в Москве» состоялось 22 марта 1912 г. Подробнее см.: Голубева О. Д. Книгоиздательство писателей в Москве (1912—1923 гг.)//Книга: Исследования и материалы. Вып. 10. М., 1965. С. 192—193.

   5 О нем см. примеч. 20 к No 1.

   6 В первый месяц своего существования издательство официально называлось «Торговый дом Д. Голубева, С. Махалова и КR» (см.: Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 640; Белоусов И. Ушедшая Москва. С. 294).

   7 Н. Телешов в своих воспоминаниях изложил коммерческий принцип «Книгоиздательства писателей в Москве»: «Издательство берет на себя весь риск по изданию, а поступающий доход в первую очередь идет целиком на погашение расходов по напечатанию книги и по бумаге. В этом случае издательство удерживает в свою пользу на расходы по конторе, помещению, налогам и проч. только десять процентов с номинальной цены каждого экземпляра; весь же остальной доход идет автору, который в конечном счете, за вычетом производственных затрат, получает до сорока процентов с номинала каждого экземпляра книги. И все последующие издания производятся на тех же основаниях. Члены товарищества не пользуются никакими преимуществами по изданию своих книг; права их в этом отношении ничем не отличаются от прав посторонних лиц» (Телешов Н. Записки писателя. С. 55).

   8 См., например, письмо Бунина Клестову от 6 декабря 1911 г.: «Вы затеваете хорошее дело, ибо издатели, и правда, развратились до последнего, развращая и писателей, — меньших, слабейших, конечно, — да и вообще, столь плохи стали дела в литературном мире, что давно, давно пора писателям подумать хотя бы о некоторой объединенности, подтянутости и осмысленности своего существования, своей работы, своего быта. <...> выдумывание всяческих проблем, и половых, и иных — надоело до чертиков, пора писателям о душе подумать — и говорить только то, что она велит вкупе со здравым смыслом и велениями порядочности, благородства, совести и т.д. — да пора и экономически объединяться. <...> Одно могу сказать — желаю всяческих успехов, обещаю тесно примкнуть к делу, буде оно разовьется и разовьется в формах для меня приемлемых» (цит. по: Бабореко. С. 179).

   9 См. примеч. 8 к No 11.

   10 Вопрос о выпуске совместных сборников привел к прямому столкновению между Вересаевым и Буниным, которые с самого начала придерживались противоположных взглядов на идеологическое направление нового издательства. Вересаев занимал максималистскую позицию и добивался жесткой редактуры, уполномоченной отклонить всякие «антиобщественные, антихудожественные и антижизненные» произведения; Бунин же хотел, как вспоминает Н. Клестов, «найти такую среднюю, «извилистую» линию, которая при постоянной тенденции к максимуму требований, предъявляемых к книге, давала бы возможность делать некоторые отступления от этого максимума». Поэтому писатели по-разному относились и к совместным сборникам: Вересаев считал такую затею преждевременной и хотел предварительно выработать общую издательскую программу. Бунин же особенно настаивал на выпуске сборников и был даже готов ради этого на снижение собственного гонорара. В обоих вопросах бунинская линия взяла верх, что привело в дальнейшем к длительным трениям внутри издательства, в первую очередь между Буниным и Вересаевым (подробнее см.: Голубева О. Д. Книгоиздательство писателей в Москве (1912—1923 гг.) // Книга: Исследования и материалы. Вып. 10. М., 1965. С. 192—220; цитата из воспоминаний Клестова находится на стр. 194). Ср. также письмо Вересаева Горькому от 8 ноября 1912 г. и его ответ (Архив А. М. Горького. Т. 7: Письма к писателям и И. П. Ладыжникову. М., 1959. С. 286, 115).

   11 «Книгоиздательство писателей в Москве» выпустило собрания сочинений Б. Зайцева, А. Серафимовича, С. Сергеева-Ценского, И. Сургучева, Н. Телешова, Н. Тимковского, А. Толстого, К. Тренева и И. Шмелева.

   12 О. Д. Голубева отмечает, что сначала Книгоиздательство не столько издавало, сколько распространяло под новыми обложками остатки тиража старых книг, выкупленных авторами товарищества у других издательств (см.: Голубева О. Д. Книгоиздательство писателей в Москве (1912—1923 гг.) // Книга: Исследования и материалы. Вып. 10. М., 1965. С. 195).

   Ср. письмо Бунина Нилусу от 20 октября 1912 г.: «Совершил сложное дело — выкупил 4 книги у «Моск<овского> к<нигоиздательст>ва», передал в «Книгоизд<ательство> писателей»» (РАЛ. MS. 1066/4108; Русская литература. 1979. No 2. С. 150). В 1912 г. «Книгоиздательство писателей в Москве» переиздало четыре книги Бунина, остатки тиража «Московского книгоиздательства», под новыми обложками: «Деревня: Повесть. Изд. 2-е», «Перевал: Рассказы 1892—1902 г. Изд. 4-е, испр. и доп.», «Рассказы и стихотворения 1907—1910 г. Изд. 2-е, доп.», «Стихотворения 1903—1906 г. Манфред Байрона. Изд. 2-е, доп.».

   13 В «Книгоиздательстве писателей в Москве» собрание сочинений Бунина не выходило. Сборники новых произведений, выпущенные молодым издательством, не были нумерованы, что позволило бы считать их продолжением собрания сочинений Бунина, изданного «Знанием». В мае 1913 г. писатель заключил контракт с издательским товариществом «А. Ф. Маркс», которое решило выпустить Полное собрание сочинений Бунина в качестве приложения к журналу «Нива». Оно вышло в 1915 г. в шести томах (см.: Переписка А. М. Горького и И. А. Бунина. С. 72; Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 611).

   14 См. примеч. 24 к No 6.

   15 См. примеч. 25 к No 6.

   16 Рассказы «Крик» и «Смерть пророка» (первоначальное заглавие — «Смерть Моисея») не были включены Буниным в сборник «Суходол». Они вошли в следующий сборник писателя, выпущенный в 1913 г. «Книгоиздательством писателей в Москве» — «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912—1913 г.» (ср. также письмо Бунина Нилусу, цитированное в примеч. 24 к No 6).

   17 См. примеч. 34 к No 6.

   18 Так как не все планы издательства осуществились (см. также примеч. 19 и 21), затруднительно сказать, о каких сборниках рассказов Телешова идет речь; в частных письмах Бунин упоминал также одну книгу Телешова, вместе с «Суходолом», «Человеком из ресторана» Шмелева (см. примеч. 20) и томом Б. Зайцева, как готовящуюся к изданию (см.: Переписка А. М. Горького и И. А. Бунина. С. 63; Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 642). Указанную в бунинском томе Литературного наследства книгу Телешова «»Домой» и другие рассказы», вышедшую в 1912 г. в «Книгоиздательстве писателей в Москве» (Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 642), нам не удалось разыскать. Возможно, под этим названием новое издательство распространяло нераспроданный тираж более ранней книги Телешова (см. примеч. 12).

   19 Скорее всего, Бунин имеет в виду роман Б. Зайцева «Дальний край», о котором говорится и в другом газетном интервью (см.: А. <Аренберг A. A. ?>У И. А. Бунина // Одесские новости. 1912. No 8816. 6 сентября. С. 3; Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 373). Этот роман был, однако, опубликован в издательстве К. Ф. Некрасова в Ярославле (сведения о том, что «Книгоиздательство писателей в Москве» в 1913 г. выпустило роман Зайцева «Дальний край» (см.: Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 642), ошибочны). Зайцев писал И. А. Новикову 18 сентября 1913 г.: «С «Книг<оиздательством> пис<ателей>» я разошелся совсем. Вещь моя в альманахе будет, но книги — нет, 4-й т<ом> уже отдал Некрасову, а для ром<ана> они не согласились на мои условия (аванс) и я тоже отдам Н<екрасову>» (Зайцев Б. Собр. соч. Т. 10. С. 108). После закрытия издательства Некрасова в 1916 г. Зайцев продолжил выпуск собрания своих сочинений в «Книгоиздательстве писателей в Москве» (см.: Зайцев Б. Собр. соч. Т. 10. С. 146—147).

   20 В октябре 1912 г. в «Книгоиздательстве писателей в Москве» вышел сборник рассказов Шмелева «Человек из ресторана. Патока», составивший третий том собрания сочинений писателя.

   21 Вересаев, хотя и состоял членом-вкладчиком нового издательства, все же в основном предпочитал издавать свои произведения на собственные деньги, пользуясь только складом издательства (см.: Голубева О. Д. Книгоиздательство писателей в Москве (1912—1923 гг.) // Книга: Исследования и материалы. Вып. 10. М., 1965. С. 203). Поэтому и неясно, о какой «книге новых произведений, приготовляемой Вересаевым», говорит Бунин; возможно, имеется в виду цикл «Рассказы о войне», опубликованный в 1913 г. в четвертом томе Полного собрания сочинений Вересаева, выпущенного издательством Маркса, или же о второй части «Живой жизни» — «Аполлон и Дионис» (Современный мир. 1914. No 2—5, 11; отрывок под названием «Аполлон, бог живой жизни» входил в первый сборник «Слово»).

   22 Например: Новиков И. А. Рассказы: (1905—1912 г.). М., 1912.