Человек

Автор: Белый Андрей

А. Белый

Человек*
* Предисловие к повести «Человек», являющей собой хронику XXV века.

   Белый А. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы

   М., «Республика», 1995.

  

I

   Бирюзовые куполы храмов зареют; и — зреют весною. Кометой, исчисленной точно, Учитель спустился к Земле, пересекая круги иерархий обстающего Духовного Мира, чтобы… снялись печати1 с последних столетий и чтобы в светлейшую славу прояснился их глухой, громовержущий смысл.

   Затеплятся «ясные ясли»: родится младенец: соединит воедину две тайны: рождение в ясли и — воскресение в жизнь. Рождество соединится со Светлою Пасхою.

   С порога Духовного Мира мы видим, как —

   — в громе говора Ангелов, передающих теплотами Слово, восстало творение оболочек Души; и —

   — как бы шар, превышающий блесками Солнце, — мы видим: —

   — вперили, теплясь, Элогимы2 свои безглагольные взоры в сходящую Душу; и над влученем Элогимовых мыслей в сходящие оболочки выгрались Начала, —

   — спрессовывая их комом плоти…

  

II

   В мире мир водворится. Смотрите: кротчает лик мира; война истощает себя: «Слава в вышних!»… Воспоминанием о божественных сферах нисходит младенец, — в Начале, держащем его; и —

   — опуская пречистые взоры в тепло, вытыкают Архангелы светлые ризы; вторым днем создания, Солнцем, блеснет его жизнь: будет он — Озаритель Народов… —

   — Закаты, светящие нам, озаренные; воздухи — чище; и на заре Назарея3 — ясней проступает сквозь облачный рой, озолощенный лучами… —

   — Как ясные ясли, — заря… Вселенная сотрясается от зовущего гласа; двенадцать Волхвов4, обступивши Звезду5, к ней воздели дары; вот — она, как алмаз, ослепительная… планета Венера, образующая отчетливый треугольник с алмазным Серпом6 и огромным алмазом Юпитера.

   Сочетаются ныне: с любовию мудрость.

   И — да: будут они. —

   На лугах, в беловейных хитонах пройдутся из храмов… К Нему, ожидающему, чтоб сказал Он о Господе Христе Иисусе.

   Светлые смыслы сойдут в безглагольные взоры Его; будут дни: —

   — в его голосе процветет древо звука плодами познания; будет словами Он складывать космосы воздуха, прорезая покровы природы мечом языков: в громе говоров Ангелов; тихие светы зажгутся; и, опуская пречистую руку на главу, Он вкладывать будет в сердца… многообразия состояний сознаний Своих… —

   — Будут храмы Лазурного Братства7 стоять; из отверстия Купола станет под небом, двулучием рук протянувши молитву о мире; разверзнется воздух; и все мы увидим Офейру — страну выдыхаемых светов…8

  

III

   В пятнадцатый год правления нового Духа Времени9, в год всемирной войны, охватившей пароды XX века, когда император Вильгельм был правителем немцев, — при первосвященнике католической церкви Бенедикте XX10, был голос от Господа, подымаемый от востока народом, которого великие судьбы уже исполняются ныне: —

   — «Да будет на земле мир; и да будет на земле всякое братство»… —

   — И из местностей, называемых Циммервальд и Кинталь11, подымались такие же точно слова.

   Но их не услышали.

   Из-за голоса брани был зов; и — извещение было: о возможности наполнения славою Божией всякого дела; о возможности выпрямить кривизны; и неровные пути сделать гладкими.

   В то ужасное время был нам Человек, говоривший: секира при корне; и древо бесплодное будет предано пламени; был глагол о лопате и засоренном гумне; но имевшие тайну познания о лопате не вняли глаголу12.

   Европа же после этого была предана пламени.

   И от слов, пробежавших по миру, крестились немногие тихие души; между ними и тот Человек13, о котором история сохранила так мало свидетельств: о жизни его будет сказано здесь на основании данных духовного опыта братства Лазурного Храма.

   Перед взором этого человека небесный покров разорвался — па одно лишь мгновение; и — из грядущих столетий домчалось: —

   — «Ты — будешь!»

   Было от роду ему — тридцать лет. Все дальнейшее было путем посвящения в тайну… Голгофы. Эта душа должна была выстрадать все, чтоб иметь в отдаленнейшем будущем миссию… Стать… Человеком… —

   — В августе тысяча девятьсот шестнадцатого года расположенье планет было сходственно с расположением планет в дни Голгофы: так же прорезывал небо планетами образованный крест; но — с приподнятыми перекладинами…14

  

IV

   Из облаков погибшей культуры об этой загадочной личности извлеклось мало данных; и на пороге грядущего воплощенья ее мы впервые назад проницаем страдания, пережитые ею, как… страсти…

   Пусть в XX столетии слово свое нам не вскрыл человек, проходивший по жизни; все же данные, оглашенные здесь, разработало братство Лазурного Храма.

   Но и в XX столетии в личности, проносившей свой крест воплощенья, как в деятеле определенной эпохи, порой отражалось Начало. —

   — Дух Времени, —

   — искаженный историей, ужасами мировой катастрофы: войны того времени, морами, революционными взрывами, землетрясением и — открывшимися болезнями, с которыми только теперь начинаем справляться мы, от которых погибли целые племена и народы, не смогшие переступить рубеж XXI века. —

   — В том загадочном человеке высокими иерархиями подготовлялась светлейшая миссия: братство народов; —

   — сам же он, не гремя, угасал средь печали родного народа, считавшего… отщепенцем его; был неправедно он осужден при подавлении Революции; и был обвинен он в измене контрреволюционными трибуналами…

   — При выходе из Суда его растерзали — на уличной Площади.

  

V

   Неудачным страдальцем стоит перед нами в своей биографии он. В описаниях современников вырастает нам лик его —

   — лик неудачника, мучимого противоречием и исходящего внутренним взрывом бесплодной, себя не познавшей души.

   Мы его наблюдаем: у Гроба Господня, в Испании, изучающим каталонский язык и забытое «Ars Lulliana»15, в Британском музее; и после: в огне революции. —

   — События эпохальные крались скрытнейшими переживаниями в нем; он в себе чуял слово, дробящее камни столетий; и молнию — видел: но грома ее не изрек… —

   — Его взгляд без единого слова противоречит словам, им же сказанным; слово его не созрело; он был дикой ветвью, оторванной от народа, привитой к маслине, вырастающей из неба ветвями в народ, из которого протянулся дичок —

   — человек, истерзавший в себе свою жизнь и до смерти умерший уже: неестественной смертью…

   Ужасно крещение Духом!.. —

   — Жизнь его была стон: «Боже мой… Ты покинул меня»…16

   Характерен портрет, кое-как сохранившийся нам: с перепутанными волосами и с желтым лицом, обрастающим жидкою бородой, поражает он нас фосфорическим блеском остановившихся голубых, точно стиснутых глаз; характерен отрывок письма его к другу, дошедший до братства Лазурного Храма: «Милый друг, я пишу тебе без надежды услышать ответ; и — с огромною братской любовью, уверенный, что когда-нибудь мы еще увидимся. Разбросала судьба нас; и — знал ли ты, где ты будешь; и знал ли я, что столетия прошумят после нашей последней беседы; когда встретимся мы все четыре, скажи мне, — что мы промолчим о случившемся; и все слова легковесны для сказки теперешних дней»… И — письмо обрывается.

   Биографии комментируют это письмо; мы приводим его, как кусочек чего-то, являющегося нам… священной реликвией древности, собирающейся воскреснуть по-новому — в эти именно дни.

   Мало нам сохранилось о нем: знаем мы — на поверхности своей жизни он был писателем и общественным деятелем, неуравновешенным и горячим, менявшим свои убеждения; и не оставившим после себя никаких проявленных ценностей; впрочем, книги его все погибли при безумной реформе музеев, в начале XXII столетия (в это время погиб «Фауст» Гете; и — Ницше).

   Словом, мало мы знаем о нем; знаем мы лишь одно: —

   — была выпита чаша необходимых страданий, посланных ему. Его Дух, облеченный в светлейшую миссию братства народов, закорчился в струпьях Души.

  

VI

   Переливая соками света в плоть матери, ляжет в утробе ее, —

   — Покидая Аэрию, —

   — где живут звуко-люди, освобождаясь от смерти…

   Звуки света в нас вписаны; песнь солнценосцев ясна; звукословием встретим же, братья, сходящую Душу из звукосветных, глаголющих голубизн… на заре!

  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Написан в январе 1918 г. и впервые опубликован в журнале «Знамя Труда». 1918. No 2. Печатается по тексту этого издания. Белый и в дальнейшем не оставлял мысли продолжить и дописать «Хронику XXV века»: в приложенном к книге стихов «Королевна и рыцари» (Пб., 1919) списке произведений Андрея Белого «Человек. Повесть (Хроника XXV века)» указана в числе сочинений, готовящихся к печати.

   1 Аллюзия на Агнца из «Откровения», взявшего «книгу из десницы Сидящего на престоле» (5, 7) и снявшего с нее печати.

   2 Элохим (Элогим) — одно из обозначений Бога в ветхозаветной мифологии. Слово это, будучи формой множественного числа, несет в себе память о древнем многобожии еврейских племен. Однако в Библии сама эта форма имеет значение «полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов» (Мифологический словарь. М., 1990. С. 615).

   3 Здесь: Иисус Христос.

   4 В восточных христианских преданиях мудрецы-звездочеты, узнавшие по явлению чудесной Вифлеемской звезды, что родился «царь иудеев», и пришедшие поклониться Младенцу Иисусу Христу. Евангельское каноническое повествование от Матфея не называет числа Волхвов.

   5 В данном случае имеется в виду Иисус Христос, сравниваемый в Библии со «светлою, утреннею звездою» (Откровение. 22, 16).

   6 Группа звезд в созвездии Льва. Существует представление, что библейская звезда состояла из планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб.

   7 Имеются в виду храмы антропософии, подобные Гетеануму (см. комм. No 26 к рассказу «Йог»).

   8 Ср. в книге Андрея Белого «Глоссалолия»: «Знаю я: — страны света спускались лучами из древнего Солнца: на зефиротах — лучах (зефиротами «Sepher-Jezira» зовут лучи мудрости).

  

   Где она, Зефире я?

   Пропала она.

  

   И сохранилась в фантазии греков: да, верили греки, что где-то в Индии, в далях, блистает «златая земля«; и золотую ту землю называли: Зофейрой, Офейрой.

   Да, знаю: —

   — Офейра — сияние, сказка лучей, то — Эфирия; но эфир охладняется воздухом; он — Аир.

   В древней-древней Аэрии, в Аэре, жили когда-то и мы — звуко-люди; и были там звуками выдыхаемых светов: звуки светов в нас глухо живут; и иногда выражаем мы их звукословием, глоссолалией» (Глоссалолия. Поэма о звуке. Берлин, 1922. С. 68). Уместно напомнить, что в 1921 г. в Москве вышла книга путевых заметок Белого, названная «Офейра».

   9 Летосчисление ведется по Р. Штейнеру. В письме Блоку от 1 мая 1912 г. Белый утверждал, ссылаясь на Штейнера, что «с 1900 года с землей совершилась громадная перемена и что закаты с этого года переменились» (Переписка. С. 295).

   10 Неточность: речь идет о папе римском Бенедикте XV (1854—1922).

   11 Название швейцарских деревень, в которых в 1915 и 1916 гг. проводились международные конференции социалистов-интернационалистов против первой мировой войны.

   12 См.: Луки. 3, 7—17.

   13 Герой беловских «Записок чудака» явно сродни горьковскому «Человеку с большой буквы» (поэма «Человек») и полемически противопоставлен автором ему.

   14 Прямая образная перекличка с собственной поэмой «Христос воскрес», которая была написана сразу же после «Человека» и во многом по его следам.

   15 Правильно: «Ars Magna» (Великое искусство, 1275) — книга каталонского схоласта, теолога, писателя Раймунда Луллия (ок. 1235 — ок. 1315). См. запись Белого в январе 1916 г.: «…раза 3 в неделю уезжаю в университетскую библиотеку в Базель, где усиленно работаю над литературой о Раймонде Луллие; читаю французскую монографию о нем (забыл автора) […], читаю «ars brevis» Раймонда и перехожу к «Ars Magna», но — запутываюсь; и читаю комментарии к Раймонду Джордано Бруно» (Ракурс к дневнику. Л. 77 об.).

   16 Ср.: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матфея. 27, 46).