Пост

Автор: Бунин Иван Алексеевич

   Иван Алексеевич Бунин

ПОСТ

  

  

  

  

   Деревенская усадьба, начало марта, первые недели великого поста.

   Дни темные, однообразные.

   Но это уже канун весны.

   Я живу затворником, за работой с утра до вечера,

   — "Се тебе, душа моя, вверяет владыка талант: со страхом приими дар".

   Нынче я опять не заметил, как прошел мой день.

   Но вот темнеет, синеет за окнами.

   Усталый, умиротворенный, я кладу перо, мысленно благодаря бога за силы, за труд, одеваюсь и выхожу на крыльцо.

   Сумерки, тишина, сладкий мартовский воздух…

   Я иду по деревне, додумываю свои думы, укрепляя свои тайные вымыслы, но все вокруг вижу, зорко все замечаю и чувствую — всему открыто мое сердце, мои глаза.

   Ах да, канун, канун.

   Даже в зимней угрюмости этих сумерек уже есть весна — в их чуть зримой синеве.

   Зыбки серые снега полей за деревней, избы в деревне чернеют смутно, нигде ни одного огня.

   Темно и в усадьбе, на которую гляжу я, возвратившись из деревни.

   За усадьбой облаками темнеет под хмурым небом сад.

   Но и в этом весна — в том, что так поздно не зажигают в деревне огней и что сад похож на тучу, что так хмуры и небо и вершины сада.

   На выгоне — церковь, там служба.

   Я подхожу и различаю у церковных ворот парные сани, крытые старым ковром, помещичьи.

   Тут же, у коновязи, — мужицкие лошади в дровнях, мелкие, лохматые, за зиму обросшие густой шерстью.

   На снегу возле них — клоки сена, перебитого с конским навозом, и все это пахнет свежо, сыро, по-весеннему.

   Полевым, нелюдимым гулом гудят голые тополи, возвышающиеся над церковной оградой.

   На глазах с каждой минутой темнеет — лица проходящих в церковь уже плохо видны, — к ночи поднимается легкая замять, и в гудящих метлах тополей есть что-то строгое, жуткое.

   За воротами, в затишье, воздух мягче, но порой церковный двор сереет от поземки, ограда дымится, и по моему лицу пробегает холодная снежная пыль.

   Когда на высоком каменном крыльце церкви отворяются двери, видна, за черными сенями, ее внутренность в немногих красных точках огней.

   Поднявшись на крыльцо, чувствую тот сложный, особый запах, что бывает только на папертях русских церквей, ранней русской весной.

   В церкви густое и пахучее церковное тепло, темная стена народа и свет за нею.

   Там, у большого священника, стоит девушка, та, чьи сани я видел за воротами.

   Она бледна, свежа и так чиста, как бывают только говеющие девушки, едва вышедшие из отроческого возраста.

   Ее серо-голубое платье приняло от блеска свечей зеленоватый, лунный тон.

   На спине лежит черная коса. Озарен нежный овал лица и густые ресницы, поднятые на образа иконостаса.

   От каких грехов очищается она постом, стояниями, своей бледностью?

   Что за чувства у меня к ней?

   Дочь она мне? Невеста?

   В темноте возвращаюсь домой и провожу вечер за книгой, в мире несуществующем, но столь же разделенном со всем, чем втайне живет моя душа.

   Засыпаю с мыслью о радостях завтрашнего дня о радостях своих вымыслов.

   Ей, господи, не даждь ми духа праздности, уныния. Больше мне ничего не надо. Все есть у меня, все в мире мое.

  

   1916