Стихотворения

Автор: Воинов Владимир Васильевич




                                В. В. Воинов

                               Стихотворения

----------------------------------------------------------------------------
     Мелочи жизни. Русская сатира и юмор второй половины XIX - начала XX в.
     М., "Художественная литература", 1988.
     (Классики и современники, Рус. классич. лит.)

----------------------------------------------------------------------------

                                 Содержание

    Эхо
    "Мы". Прозаические стихи или стихотворная проза


                                    ЭХО

                          Съели марковские мыши
                          Октябристский катехизис.
                          В министерском кабинете
                          Наступил портфельный кризис.
                          Пахнет порохом в Китае;
                          В институтах льют кислоты;
                          Люди вязнут в липкой тине,
                          Как в болоте бегемоты.
                          И никто нигде ответа
                          На вопросы не встречает:
                          Как в пустыне, тонет голос -
                          Только эхо отвечает:
                          "Почему мы о реформах
                          Годы без толку мечтаем
                          И торчим, как пень, на месте?"
                          Отвечает эхо: "...таем!"
                          "Почему, скажи, надежды
                          "Обстоятельства" разбили?
                          Почему мы слабы духом?"
                          Эхо стонет где-то: "...били!"
                          "Разве мы перед невзгодой
                          Малодушно отступали?
                          Или нет "людей" в России?"
                          Эхо тихо плачет: "...пали!"
                          "Ну, а Дума? Что же смотрят
                          Прогрессивные гучковцы?"
                          Рассмеялось звонко эхо
                          И затем вздохнуло: "...овцы!"


                                    "МЫ"
                             Прозаические стихи
                           или стихотворная проза

                       Мы - сыны равнины дикой,
                       Мы - враги кривых путей,
                       Мы идем к мечте великой
                       Под веселый свист... полевого ветра.

                       Наше право за границей
                       Широко блюдут послы,
                       Указуя нам десницей
                       Путь, куда идут... осторожные люди,

                       Наши боги очень строги,
                       Но режим у нас не строг,
                       По бокам прямой дороги -
                       Что ни сажень, то... отдыхай сколько влезет.

                       Берегут нас чрезвычайно,
                       Не житье, а чистый клад!
                       Зазеваешься случайно -
                       В ухо просится... приглашение быть осмотрительнее.

                       Даровых "постановлений"
                       Намело вокруг сугроб;
                       Вместо "мирных обновлений"
                       Нам всучили прочный... государственный порядок.

                       Вам видны теперь причины,
                       Почему мы по ночам
                       Просим "мирныя кончины"
                       Нашим добрым... покровителям из участка.

                         Владимир Васильевич Воинов
                                (1878-1938)

     Поэт,  прозаик,  драматург, постоянный сотрудник "Сатирикона" и "Нового
Сатирикона".  После  Октябрьской  революции  работал  в  РОСТА, печатался во
многих сатирических журналах.

     Эхо.   -  Съели  марковские  мыши  октябристский  катехизис.  -  Вместо
октябристов   (конституционных   монархистов)   в   Думе  стали  хозяйничать
черносотенцы  во  главе с Марковым, Пахнет порохом в Китае. - Имеется в виду
китайская  буржуазная революция 1911 г. Прогрессивные гучковцы - октябристы,
лидером которых был А. И. Гучков,


                                В. В. Воинов

     Муза пламенной сатиры: Русская стихотворная сатира 1880-1910-х годов
     М., "Современник", 1990.- (Сельская б-ка Нечерноземья).

     Поэт над озером
     Curriculum vitae
     Credo
     Рукава
     Очевидец
     Брешь
     Россия в кавычках
     <Из "Обзора печати">


                              ПОЭТ НАД ОЗЕРОМ

                   "Не хочу я яркого, шумного и звонкого;
                   Я люблю "неясное" - аромат духов,
                   Тихий голос издали, шелест платья тонкого,
                   Краски бледной осени, кружево стихов.
                   Что мне речи жаркие! Что мне "область умного",
                   Позы олимпийские, лавры, пьедестал!
                   От всего безмерного, от всего безумного
                   Я давно избавился, я давно устал.
                   И об обладании смелостью и силою
                   Не взываю к Сущему, скорбно не молю.
                   Я сижу над озером и рукой унылою
                   Струны арфы трепетной тихо шевелю.
                   Но когда над озером - яростный, стремительный -
                   Ураган поднимется, загремит Перун -
                   Я очнусь и вырежу пламенный, губительный
                   Лук из арфы сломанной с тетивой из струн!"

                   Так поэт безвременья с арфой тихоструйною
                   Песенку красивую о себе тянул
                   И под всплески озера мягкой ночью лунною,
                   Наклонясь над берегом, счастливо уснул.
                   Шли людишки темные,- мигом всё обтяпали:
                   Видят парня сонного, жалкого, как тля,-
                   Сперли арфу звонкую и из струн состряпали
                   То, что называется "мертвая петля".

                   <1912>


                            CURRICULUM VITAE {*}
                         {* Жизнеописание (лат.).}

                      При конституции был в "маврах",
                      Вершил туманные дела,
                      Мечтал о почестях, о лаврах
                      И крохах с барского стола;

                      Трещал на кафедре сорокой,
                      Как новорожденный юрист,
                      В законодательстве был докой,
                      Как в апельсинах октябрист;

                      В передних кланялся умело,
                      Умел где надо угодить,
                      Свершил указанное "дело"
                      И смело может уходить.

                      Гляди же гордо, без печали -
                      Мечты нарушены в пустом:
                      Не всех же лаврами венчали,
                      Иных - и фиговым листом!

                      <1912>

                                 CREDO {*}
                          {* Символ веры (лат.).}

                         В годину тяжких испытаний,
                         Когда в обломках лжи и зла
                         Душа людей во мгле скитаний
                         Сама себя не обрела,-
                         Поэт, спугни звучащей лирой
                         Следы усталости на лбу
                         И пошлость пламенной сатирой
                         Прибей к позорному столбу.
                         Входи без страха в ров со львами,
                         Под кров лачуги и дворца
                         И жги горячими словами
                         Обледенелые сердца;
                         Коснись израненных губами,
                         Внимай их робким голосам,
                         Ищи людей между рабами,
                         Зови погрязших к небесам,
                         Неси в карающей деснице
                         Святое пламя в мертвой мгле...
                         Ты - огонь, сверкающий в темнице,
                         Ты - голос неба на земле.
                         Но если дашь, дрожа за шкуру,
                         В самом себе приют рабу,
                         Ты лучше сам свою бандуру
                         Прибей к позорному столбу!

                         <1913>



                                   РУКАВА

                           ИТОГИ БАНКЕТА В ЧЕСТЬ
                            "РУССКИХ ВЕДОМОСТЕЙ"

                                           Академик Бунин привлекается за
                                       "оскорбление действием" пристава
                                       Строева. Оскорбление это выразилось
                                       в том, что Бунин... взял пристава
                                       за рукав.
                                                                  Из газет

                      Пристава Строева взяв за рукав,
                         Бунин затеял полемику.
                      Пристав, глазами в упор засверкав,
                         Отповедь дал академику
                      И, обнаружив чиновничий такт,
                         В "сферы" потек за содействием,
                      Квалифицируя названный факт
                         Как "оскорбление действием".
                      Что же тут странного? Бунин - поэт,
                         Имя, талант, эрудиция...
                      Ну, а у пристава "имени" нет -
                         Только мундир да амбиция!
                      О россиянин! Твой жребий лукав,
                         Жить на Руси нужно истово.
                      Ведай: поэту нельзя за рукав
                         Трогать казенного пристава.

                      Меру воздействия вмиг изыскав,-
                         Гордость должна быть приструнена,-
                      Пристав поспешно повлек за рукав
                         "В часть" академика Бунина.
                      И погрузился печальный поэт
                         В недра российской полиции,
                      Ибо "мундира" на Бунине нет,
                         Стало быть, нет и амбиции.
                      Умер в печати подавленный звук,
                         Тихо застыл, как чахоточный,
                      Ибо писателя взять за сюртук
                         Может любой околоточный...
                      Да, россиянин! Твой жребий лукав,
                         Жить на Руси нужно истово...
                      Ценятся розно - поэта рукав
                         И таковой же у пристава!

                      <1913>

                                  ОЧЕВИДЕЦ

                                          Посвящаю с великим уважением
                                      Я. О., В. Б. и еще некоторым авторам
                                      "военных рассказов"

                       Он сидел вон там, передо мною,
                       Наклонившись чуточку ко мне,
                       И, давясь обильною слюною,
                       Говорил о нынешней войне:
                       "Чемоданы? Знаем. Испытали.
                       Целый ряд их видел наш отряд.
                       Снизу - пули; сверху - много стали:
                       Две недели около свистали,
                       Рассыпая смертоносный град.
                       С виду - так, конический снаряд,
                       Но осколки сыплет по спирали.
                       По спирали! Поняли? Иль нет?
                       Это ново! Крупповский секрет!
                       А потом пошли "гусары смерти",
                       Это - штучка, я вам доложу!
                       С превеликой склонностью к ножу,
                       На окопы лезут, словно черти!
                       Вот хотите - верьте иль не верьте,
                       Шапки - мех и кожа сапажу;
                       Хлеба нет - откормлены на дерти;
                       Всё мечтают о балтийском Дерпте!
                       Ну, да я еще им покажу!"
                       Я молчал, глядел куда-то мимо,
                       И досадно было мне вдвойне:
                       Ведь мерзавец _не был_ на войне,
                       А сопит и врет неутомимо.

                       Он ушел, тряхнувши головой.
                       Я же думал: "Вот так индивидец!
                       Не о нем ли сказано молвой:
                       Этот сударь врет, как очевидец!"

                       <1915>


                                   БРЕШЬ

                              Не бездарный,
                               Поэтичный,
                          Гибкотелый, как минога,
                               Легендарный,
                               Экзотичный
                          И мистический немного,
                               Многоликий
                               И бывалый,
                          На бумаге очень смелый,
                               Не великий
                               И не малый,
                          Но достаточно умелый,-
                          Расточительно настроив
                          Крепостей из картонажа,
                          Создал множество героев
                          В паутине шпионажа:
                               Многоликих
                               И бывалых,
                          На бумаге очень смелых,
                               Не великих
                               И не малых,
                          Но достаточно умелых,
                               Не бездарных,
                               Поэтичных,
                          Гибкотелых, как минога,
                               Легендарных,
                               Экзотичных
                          И мистических немного.
                          Тут и графы и графини,
                          Как клопы в большой перине,
                          Маргарин на парафине,
                          Парафин на маргарине!
                          Все шпионы, все мерзавцы
                          Эти рыцари успеха...
                          Но какие все красавцы!
                          Закачаешься от смеха!
                          Дочь красавица-плутовка
                          У красавца у магната...
                          И красавица-винтовка,
                          И красавица-граната!
                          О, синьоры, леди, дамы,
                          Сколько выпущено пара
                          Для красавицы-рекламы
                          И красавца-гонорара!
                          Я - серьезно! Ведь насмешка
                          Далека моей натуре:
                          Натурально, этот Брешко
                          Брешь пробил в литературе!

                          <1915>


                             РОССИЯ В КАВЫЧКАХ
                              (Под Бальмонта)

                            Жалкая, мизерная,
                            В выдумках безмерная,
                            Вечно лицемерная,
                            Разве ты - "печать"?

                            По приказу страстная,
                            Умственно несчастная,
                            О казенно-частная,
                            Для чего кричать?

                            Малоблагородная,
                            Нагло-сумасбродная,
                            Мирно-бутербродная,
                            Что ты нам сулишь?

                            Грозная, курьезная,
                            Детски несерьезная,
                            И официозная,
                            Для чего скулишь?

                            <1909>

                            <ИЗ "ОБЗОРА ПЕЧАТИ">

                                     1
                                   "РУСЬ"

                           Тихо плавает в тумане
                           Без руля и без ветрил
                           И на "братце Иоанне"
                           Портит озеро чернил.

                                     2
                                   "РЕЧЬ"

                        Я - не "Дело", всякий знает,
                        И - не "Мысль". Я просто - "Речь".
                        А отсюда вытекает -
                        Нужно Думу уберечь.

                                     3
                              "РУССКОЕ ЗНАМЯ"

                        Как Венера,- в дни "измены"
                        Взоры "правых" веселя,-
                        Родилось оно из пены...
                        Кабинета "два ноля".

                        <1909>
                                 ПРИМЕЧАНИЯ

     Владимир  Васильевич  Воинов,  поэт,  прозаик, родился в семье донского
казака.   Принимал  участие  в  1-й  русской  революции  1905-1907  гг.  Был
постоянным  сотрудником  "Сатирикопа"  и  "Нового  Сатирикона",  печатался в
журналах "Мухомор", "Красный смех", "Бич". В 1916 г. выпустил роман "Чертово
колесо",  в  1917 г.- книгу "Политические сказки и басни". После Октябрьской
революции  работал  в  РОСТА,  печатался  в  "Красной  газете", сатирических
журналах  "Красный ворон", "Пушка", "Бегемот". Кроме стихотворных фельетонов
и  басен  написал  несколько  эстрадных  обозрений,  комедию,  текст  первой
советской  оперы-оратории "Фронт и тыл" (1931). Автор книг для детей. Умер в
Ленинграде.

     ПОЭТ  НАД  ОЗЕРОМ.  Здесь  автор иронизирует над пристрастием некоторых
поэтов  к салонно-будуарным стихам. Не взываю к Сущему - к богу. Перун - бог
грозы  в  индоевроп.  и славяно-русской мифологии. В IX-X вв. Перун считался
покровителем князя и дружины.

     CURRICULUM  VITAE  -  посвящено  А. И. Гучкову, который был провален на
выборах  в  4-ю  Государственную думу в 1912 г. Был в "маврах"... II И смело
может уходить - автор перефразирует известную Фразу из драмы "Заговор Фиеско
в  Генуе"  И.  Ф.  Шиллера  (1759-1805)  "Мавр  сделал свое дело, мавр может
уходить". Октябрист член "Союза 17 октября" (см. с. 442.).

     РУКАВА.  В  основе  стихотворения  действительный случай, происшедший с
Буниным в Петербурге 6 октября 1913 г.

     ОЧЕВИДЕЦ.  Я.  О.-  Я.  Окунев, В. Б.- Вадим Белов - авторы рассказов о
1-й  мировой  войне.  Ч  емоданы  -  так  называли крупнокалиберные снаряды.
Крупповский  секрет  -  концерн  "Крупп",  один  из  крупнейших в ФРГ. Еще в
1870-1871  гг.  во  время  франко-прусской  войны  активно  создавал военный
потенциал Германии, работал также на армию в 1-ю мировую войну. Был одним из
главных  поставщиков  оружия  для фашистской Германии. Сапажу - цепкохвостые
обезьяны,  обитающие  в  лесах  Южной Америки. Откормлены на дерти - дерть -
крупно   драное   зерно  (хороший  корм  для  лошадей).  Дерпт  -  старинный
университетский город в Эстонии. Носил это название в 1224-1893 гг. Известен
с 1030 г. как город Юрьев. С 1893 по 1919 снова Юрьев, с 1919 - г. Тарту.

     БРЕШЬ.  Брешко  -  H.  H.  Брешко-Брешковский  (1874-1943), беллетрист,
автор многих бульварных романов. Был корреспондентом ряда буржуазных изданий
на фронтах 1-й мировой войны.

     РОССИЯ   В   КАВЫЧКАХ.   Перепев  стихотворения  К.  Бальмонта  "Ангелы
опасные".  "Россия"  - официозная правительственная газета, с 1906 г.- орган
Министерства  внутренних  дел. Мирнобутербродная - слово "бутербродный" было
синонимом беспринципного журналиста.

     ИЗ  ОБЗОРА  ПЕЧАТИ.  1. Первое четверостишие - перепев стихотворения М.
Ю. Лермонтова "Воздушный корабль". "Русь" - литературно-политическая газета.
И   на   братце   Иоанне  -  поэт  акцентирует  внимание  на  том,  что  вся
оппозиционность  газеты  замыкается  на  разоблачениях Иоанна Кронштадтского
(см.  прим.  с.  408.).  2. "Речь" - петербургская газета, центральный орган
кадетов;  выходила  в  1906-1917  гг.  "Дело",  "Мысль" журналы. 3. "Русское
знамя"  - ежедневная газета, орган "Союза русского народа" (1905-март 1917);
выходила  в  Петербурге.  "Дни  измены" - в официальной печати так назывался
период революции 1905-1907 гг.


                                В. В. Воинов

---------------------------------------------------------------------------
     Поэты "Сатирикона"
     Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.
     М.-Л., "Советский писатель"
---------------------------------------------------------------------------

                                 СОДЕРЖАНИЕ

     Биографическая справка
     216. Моралист и суетная толпа
     217. "Настроения"
     218. Рыцарю скорби и гнева
     219. Смех
     220. Песни гудка

     Владимир  Васильевич  Воинов, по происхождению донской казак, родился в
1878 году. Важный эпизод его биографии - участие в революции 1905 года.
     До  1917  года  сотрудничал  в  "Студии",  "Живом слове" и сатирических
журналах: "Мухомор", "Сатирикон", "Новый Сатирикон" и "Красный смех". Воинов
- автор романа "Чертово колесо" (М., 1916), нескольких сборников рассказов и
стихотворений ("Солнечные рассказы", СПб., 1914; "Сильные духом", Пг., 1915;
"Ки-ка-пу",  Пг., 1917, и др.), Иногда он печатался под псевдонимами: В. В.,
В. В. В., Тривэ, Бударин.
     В  дальнейшем  в  идейных  убеждениях Воинова наступил перелом. Он стал
советским литератором, работал в РОСТА, "Красной газете", "Красном вороне" и
сатирических журналах "Пушка" и "Бегемот". В 20-х годах создал четырехактную
комедию,  несколько  злободневных  театральных  обозрений, роман из цирковой
жизни,  сборники  "Ламца-дрица" (Л., 1926), "Головотяпы" (Л., 1927). Воинову
принадлежит  текст первой советской оперы-оратории "Фронт и тыл", написанной
в  1931  году,  а  также рассказы и стихи для детей ("Петроградские чудеса",
Пг,,  1922;  "Вертунок",  М.,  1925;  "Песик  -  золотой  носик",  Л., 1925;
"Алешкина шахта", М., 1927, и др.). Умер писатель в 1938 году в Ленинграде.


                       216. МОРАЛИСТ И СУЕТНАЯ ТОЛПА

                             "Уповая свято
                             На приход Мессии,
                             Можно жить богато
                             Даже и в России.
                             Я - душою всею -
                             Верю, уповаю:
                             Не пашу, не сею,
                             Вечно сыт бываю,
                             Думаю о птичках,
                             Не люблю работы,
                             Не в моих привычках
                             Разные заботы.
                             Я не сам родился,
                             А меня родили,
                             А не сам крестился,
                             А меня крестили;
                             Я не сам учился,
                             А меня учили;
                             Я не сам женился,
                             А меня женили;
                             Я живу, как древо,
                             Мысль меня не гложет,
                             Набиваю чрево,
                             Чем господь поможет.
                             Ну их, право, к аду -
                             Идеалы, цели,
                             Вот возьму и сяду
                             Прямо на панели!
                             Что? Бока намесят?
                             Всадят за решетку?
                             Может быть, привесят
                             На крючок за глотку?
                             Что ж, берите, нате,
                             Я готов охотно, -
                             Мне и в каземате
                             Будет превольготно:
                             Люди там не плохи!
                             Чем дарма шататься, -
                             Будут мною блохи
                             И клопы питаться.
                             Если ж ненароком
                             "Головой уронят",
                             То законным сроком
                             С честью похоронят.
                             В гроб запрячут махом,
                             И прощай, темница!
                             Будут грешным прахом
                             Червяки кормиться.
                             Что же вы глядите?
                             Я готов на муки!
                             Тюкайте, ведите,
                             Сковывайте руки!
                             Или вы не ждали
                             Этаких коленец?
                             Ну, не ерунда ли,
                             Я ж - "непротивленец"
                             Не боюсь я боли...
                             То-то и оно-то:
                             Ну, берите, что ли!"
                             - Ну тебя в болото!

                             <1912>


                             217. "НАСТРОЕНИЯ"

                                     1

                       По-весеннему поют колокола.
                      Твердь Исакия, как темная скала,
                      Круглым куполом уперлась в небеса
                      И роняет вниз литые голоса.
                      Волны звуков успокоенно плывут,-
                      Умирают, нарождаются, зовут,
                      Будят образы в оттаявшей душе,
                      Как аккорды под чарующим "туше".
                      Вспоминаются родимые поля:
                      Сладко дышит крепко-прелая земля;
                      Белым паром отуманенный лесок
                      Жадно тянет из земли холодный сок.
                      Скоро жаворонок взмоет из травы,
                      Захлебнется в ароматах синевы,
                      И услышит зачарованная ель
                      Золотую и серебряную трель,
                      И в волнующем и томном полусне
                      Будет думать о красавице весне...
                      По-весеннему поют колокола;
                      Твердь Исакия, как темная скала,
                      Круглым куполом уперлась в небеса
                      И роняет вниз литые голоса.
                      Волны звуков заронили в душу грусть.
                      Заронили! Эка важность! Ну и пусть!
                      Я - серьезный, я - упорный, "деловой",
                      Вот залезу в корректуру с головой,
                      Углублюсь в свои обычные дела
                      И забуду, как поют колокола.

                                     2

                      По-весеннему цветут овалы лиц...
                      За решетками опущенных ресниц
                      Увлажнились, затуманились глаза.
                      Тело девушек - как гибкая лоза:
                      В оболочке напряженного трико
                      Колыхается упруго и легко.
                      Посмотрите, как шагает... Ну, вот та!
                      Это - Пери! Это - вешняя мечта!
                      Подняла волан кокетливой рукой
                      И спугнула мой обыденный покой,-
                      Заронила в душу ноющую грусть.
                      Заронила! Эка важность! Ну и пусть!
                      Я - серьезный. Деловая голова!
                      Вот залезу.
                                 Да! Залезешь,- черта с два!
                      Соломон сказал: любовь сильна, как смерть.
                      Это, братец, не Исакий и не "твердь"!
                      Это то же, но - совсем уже не то...
                      "Велизарий! Принесите-ка пальто,
                      Да велите никого не принимать:
                      Я...уехал...хоронить... старуху мать!
                      Понимаешь?" -
                                    "Знаем! Сами с головой!
                      Слава богу, умирает не впервой!"

                      <1913>


                         218. РЫЦАРЮ СКОРБИ И ГНЕВА

                        Мы - дети шутки, дети смеха,
                        Наивны наши голоса,
                        Как перепев лесного эха,
                        Легко плывущий в небеса.
                        Горячим днем, румяным утром
                        Мы все выходим на Неву
                        И украшаем перламутром
                        Небес пустую синеву;
                        Тяжелой ночью, между пнями,
                        Когда не спит одна сова,-
                        Роняем хрупкими огнями
                        Неугасимые слова.
                        Мы вам споем и про наяду,
                        И про кипучие ключи,
                        Но в наших песнях много яду,
                        Но в наших красках есть бичи!
                        А рыцарь скорби, рыцарь гнева
                        Нас упрекнуть всегда готов
                        За прелесть нашего напева,
                        За легкость звуков и цветов:
                        Он любит мир, где свечи тают,
                        Где глухо стонут голоса,
                        Где над покойником читают
                        И рвут от боли волоса.
                        Он равнодушен к чуткой лире,
                        Он от слезливости ослеп
                        И видит в целом божьем мире
                        Одни кресты да черный склеп...
                        Не нападай на нас, дружище!
                        Раскинь, миляга, головой:
                        Что хуже: "смех ли на кладбище"
                        Иль над "живым" надгробный вой?

                        <1913>


                                 219. СМЕХ

                                     1

                     Вы часто видали в копеечном цирке,
                     В какой-нибудь жалкой и черной дыре,-
                     Похожий на черта в стеклянной пробирке,
                     Болтается "рыжий" на рваном ковре:
                     Изломаны брови, движения грубы,
                     Колпак с погремушкой доходит до плеч,
                     Полоскою крови означены губы,
                     Убогий язык, полупьяная речь...
                     Идет, спотыкается, падает, плачет,
                     Моргает остатками редких ресниц,
                     Кому-то кивает, кого-то дурачит,
                     Встает и опять повергается ниц.
                     В тяжелом угаре дешевой махорки
                     И в диком дурмане шального вина
                     Гогочут верхи полупьяной галерки,
                     Тяжелого смеха дробится волна.
                     Откуда-то слышатся "охи" и "эхи";
                     Под черным навесом колеблется мрак...
                     А там, на арене, для чьей-то потехи
                     Кривляется "с голоду" жалкий дурак.

                                     2

                     Вы, рыцари пера на жизненной дороге,
                     На знамени своем воздвигнувшие "смех!"
                     И ставшие толпой на стоптанном пороге
                     У входа в пестрый "храм забавы и потех"!
                     Вы, возлюбившие на жизненном экране
                     Убогою душой веселый колорит,-
                     Подумали ли вы, что "смех" имеет грани,
                     И каждая из них "по-своему" горит?
                     Когда упрямый луч ложится на рубины,
                     Изъятые из недр сизифовым трудом, -
                     Алмазом не горят кровавые глубины,
                     А рдеют, как вино, окованное льдом;
                     Веселый свет небес, упавши между елок
                     В темнеющий провал, где высох барский пруд,-
                     Не в силах превратить бутылочный осколок
                     Одной своей игрой в граненый изумруд...
                     Не так ли всякий смех таит в себе оттенки?
                     У одного - лукав и скользок, словно бес,
                     В другом - его игра пугает, как в застенке,
                     А в третьем - он звучит, как музыка небес...
                     Вы - те, что щурите презрительные веки,
                     Пока журнальный лист насилует рука, -
                     Подумали ли вы об этом "человеке",
                     Который на ковре валяет дурака?
                     Да не прельщает нас дыхание махорки,
                     И да минует вас "томление души
                     Для удовольствия заплеванной галерки",
                     Купившей ваш позор за грязные гроши!
                     Да ниспошлет творец в уста вам дух живой,
                     Да отвратит от зла, направив на благое,
                     И да поймете вы печальною главой:
                     Смешить - одно, осмеивать - другое.

                     <1914>


                              220. ПЕСНИ ГУДКА

                                     1

                         Мгла... беспросветная мгла
                         Пала на зыбкие дали,-
                         Глухо на город легла
                         Холодом матовой стали.
                         Там, у заржавленных вод,-
                         Огненным кружевом вышит -
                         В серой ограде завод
                         Серой и пламенем дышит.
                         В траур оделась труба,
                         Вьет облака у вершины...
                         Ждут человека-раба
                         Печи, станки и машины.
                         Тысячи рук и голов,
                         Двигаясь тупо, устало,
                         Станут: сейчас увалов
                         Формы творить для металла.
                         Злое чудовище - печь
                         Вспыхнет кровавым пожаром,
                         Будет неистово жечь
                         Долгим томительным жаром;
                         Острыми блестками пыль
                         Брызнет в испарине вязкой,
                         Делая серую быль
                         Огненно-радужной сказкой...
                         Паром оденется док,
                         Скрыв вековую заботу
                         . . . . . . . . . . . . . .
                         Слышишь, товарищ? Гудок!
                         Время идти на работу.

                                     2

                         Плавится сталь добела,
                         Воздух на части расколот...
                         Злобно скрежещет пила,
                         Жалобно ухает молот;
                         Мечется пламя в очах,
                         Руки и ноги устали;
                         Трудно держать на плечах
                         Голову, полную стали.
                         Каждый тяжелый удар,
                         Каждый пробег вагонеток
                         Бросят кому-нибудь в дар
                         Пригоршню звонких монеток:
                         Это кристаллы труда -
                         Наша обычная подать
                         Тем, кто не ходит сюда,
                         Тем, кто не любит работать.
                         Наша же доля - гроши:
                         Лишь бы сберечь наши силы.
                         Бей молотком и теши -
                         Изо дня в день, до могилы!
                         Чу! У трубы паровой,
                         Полный томленья и муки,
                         Хриплый отрывистый вой
                         Душит обычные звуки...
                         Замер встревоженный люд,
                         Взоры блуждают уныло;
                         Это - награда за труд,
                         Это - кого-то "убило".
                         Принял житейский поток
                         Чью-то последнюю битву.
                         . . . . . . . . . . . . .
                         Слышишь, товарищ? Гудок!
                         Шапку долой! На молитву!

                                     3

                         День... наступающий день,
                         Дали цветами одеты;
                         Тает прозрачная тень,
                         В небе играют просветы...
                         Там, у сверкающих вод,
                         Вымытый солнечным жаром,
                         Гордо синеет завод,
                         Еле окутанный паром.
                         Умерли дыма клубы,
                         Слившись с лазоревой лавой,
                         Черное горло трубы
                         Больше не дышит отравой.
                         В воздухе "голос" повис -
                         Бьется волнующим током,
                         Ширится, падает вниз,
                         Льется призывным потоком.
                         Что это? Чудо? Весь док
                         Вышел на улицу смело.
                         . . . . . . . . . . . . .
                         Слышишь, товарищ? Гудок!
                         . . . . . . . . . . . . .

                         <1914>

                                ПРИМЕЧАНИЯ

     Условные сокращения, принятые в примечаниях
     "В тылу" - Е. Венский, "В тылу", СПб., 1916.
     Г. П. Потемкин, "Герань", СПб., 1912.
     ГПБ - Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им.  M.  E.
Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
     ДП - В. Князев, "Двуногие без перьев", СПб., 1914.
     КЗ - В. Горянский, "Крылом по земле", Пг., 1915.
     МД - В. Горянский, "Мои дураки", Пг., 1915.
     МК - Евг. Венский, "Мое копыто. Книга великого  пасквиля.  Литературные
шаржи, карикатуры, пародии, памфлет", СПб., 1910.
     МК-2 -то же, изд. 2-е, СПб., 1911.
     НС - "Новый Сатирикон".
     ПД - Рукописный отдел Института русской литературы  (Пушкинского  дома)
АН СССР.
     ПК - В. Князев, "Первая книга стихов", Пг., 1919.
     С - "Сатирикон".
     СЛ - П. Потемкин, "Смешная любовь", СПб., 1908.
     СП - В. Князев, "Сатирические песни", СПб., 1910.
     ЦГАЛИ  -  Центральный  государственный  архив  литературы  и  искусства
(Москва).
     ЦГИАЛ   -   Центральный   государственный   исторический   архив   СССР
(Ленинград).

                                 В. ВОИНОВ

     216. С, 1912, No 51, с. 10. Направлено против философии  "непротивления
злу насилием", проповедовавшейся толстовцами. Приход Мессии. Имеется в  виду
легенда о втором пришествии Христа на Землю.
     217. С, 1913, No И, с. 10. Твердь Исакия - купол Исаакиевского собора в
Петербурге. Туше - особая манера игры на фортепьяно, легкое прикосновение  к
клавишам. Соломон (X век до н. э.)  -  древнееврейский  царь;  по  преданию,
автор множества произведений, в частности сборников поучений и афоризмов.
     218. НС, 1913, No 28, с. 3.
     219.  НС;  1914,  No  4,  с.  2.  Сизифов   труд   -   нескончаемая   и
безрезультатная работа (по имени легендарного древнегреческого царя  Сизифа,
которого боги осудили  вечно  вкатывать  на  гору  тяжелый  камень,  тут  же
скатывающийся вниз).
     220. НС, 1914, No 5, с. 2.