Одесситки

Автор: Дорошевич Влас Михайлович

Влас Михайлович Дорошевич

Одесситки

(Мнения одесситов)

   «Женщины — это прекрасный пол, который мы топчем ногами!» — говорит «Весёлый философ».

   И 167 кавалеров с величайшим усердием принимаются за это благородное и возвышенное занятие.

   «Вы хотите, — пишет «Мужчина», — чтоб я перечислил недостатки женщин? Скажите, пожалуйста, сколько строк вы думаете посвятить этому фельетону? Если не менее 2000 строк, — я, пожалуй, пришлю начало перечисления женских недостатков».

   «У них есть всего одно достоинство: они родят мужчин!» — добавляет «Оптимист».

   «Все женщины в мире сделали только одно доброе дело: родили Шопенгауэра, который их так хорошо обругал!» — заявляет «Несчастный».

   Оказывается, что это была, однако, довольно критическая минута для прекрасного пола!

   Всем женщинам нужно было умереть в ту самую минуту, когда родился Шопенгауэр.

   «Этот отзыв о женщинах! — восклицает «Мрачный пессимист, страдающий несварением желудка». — Сколько нужно иметь волос на голове, чтоб женская голова не разлетелась вдребезги, когда Шопенгауэр ударил по ней своей изумительной книгой!»

   Вообще, Шопенгауэр — это нечто вроде банкира для г-д ненавистников женщин. Одесситы занимают у него цитаты каждый раз, как хотят обругать женщин.

   «Я люблю, когда Шопенгауэр говорит о женщинах, и терпеть не могу, когда женщины говорят о Шопенгауэре! — заявляет г-н «Спарафучиле» и добавляет. — Создать женщину! Только природа способна на такие парадоксы».

   А г-н «Архивный чиновник» так добр, что сообщает даже легенду о происхождении женщины.

   По его словам, это давнишнее дело происходило так (он должен знать, — на то он и архивный чиновник):

   «Захотел Магадэва создать женщину, взял у мужчины палец и положил сушиться на солнце. Прибежала собачонка, стащила палец и удрала. Магадэва погнался за нею, но успел поймать её только за хвост. Собачонка рванулась с такой силой, что её хвост остался в руках Магадэвы, — и убежала. За неимением более благородного материала, Магадэве пришлось создать женщину из хвоста. Вот почему женщины только и делают, что «брешут» на нас и постоянно «вертят хвостом»».

   А г-н «Отец не своих детей» передаёт другую легенду тоже индейского происхождения.

   «Говорят, что Брама, создавая весь мир, после каждого своего творения, говорил, взглянувши на него: «Хорошо»; — и, только создав женщину, он не произнёс этого слова!»

   Вообще индейских легенд о происхождении женщины приводится много, и, рассказав две из них, г-н «Одессит» замечает:

   «Итак, женщина была создана в Индии. Не оттого ли женщины — настоящие «индейки»?»

   Г-н «Очень юный», несмотря на свою «очень юность», сомневается даже в том, кто создал женщину:

   «Я думаю, что её создал чёрт. Заметны черты наследственности».

   Впрочем, это не важно, кто создал женщину.

   Если бы кто-нибудь захотел повторить, по словам «Дона Алонзе», «эту грациозную ошибку природы», — то г-н «Фармацевт» предлагает готовый рецепт для создания женщины:

  

   «Отсутствие правды и добра.

   Без лжи ни шагу, много зла;

   Добродетель лишь для славы,

   Жажда к деньгам для забавы.

   Постоянство лишь на время,

   Верность, правда, для них бремя;

   Прямодушье лишь для лести,

   Без благородства, масса мести;

   Откровенность лишь для цели,

   Сердце встретишь еле-еле;

   Неумелость, подражанье,

   Мало доброго желанья.

   Всё толкуют на свой лад,

   Клянусь, вы угодите в ад».

  

   Надо быть фармацевтом, чтоб писать такие скверные стихи, — и много выпить этой «микстуры», чтобы так обрушиваться на женщин.

   Бедные женщины!

   Право, судя по этой ненависти, какую питают мужчины к женщинам, я боюсь, что род человеческий, по крайней мере в Одессе, скоро совсем прекратится.

   Каких-каких сравнений они не подбирают для женщин!

   «Женщина — это хорошо отполированное плоское зеркало, в которое ни один луч не проходит, а всякий отражается, оставляя лишь мнимое изображение!» — говорит «Студент-математик».

   «Женщина — это декорация! — по мнению «Ноела». — Чем дальше от неё — тем она лучше!»

   «Женщины — мировое зло!»

   И это восклицает ещё «Снисходительный критик дам»!

   Тут же он добавляет:

   «Если бы китайцы не носили женских кос и бабьих юбок, исход китайско-японской войны был бы иной».

   «Женщина — царица наслаждения и отверженное дитя науки и ума!» — по мнению «Мыслителя».

   «В семье не без урода, — говорит «Журналист», — такова пословица; в семье всех живущих существ женщина и есть именно нравственный урод».

   «Вы укоряете нас происхождением, — саркастически улыбается «Провинциал», — «мужчина создан из грязи», но не забывайте, что вы созданы из мужчины. Вы — внучки грязи».

   «Не наводит ли вас на грустные размышления то удивительное явление, что чахотка, горячка, чума, холера, лихорадка, водянка, оспа и другие бичи небесные, — все женского рода?!» — спрашивает г-н «Аскет».

   Можно подумать, что мы попали в палату буйных больных.

   Так писать против женщин!

   «Чем мы обязаны женщине? — яростно вопрошает «Эмбе». — Первое, что сделала женщина, — лишила нас рая. Второе — произвела на свет Каина».

   «Есть одна святая женщина на свете — моя мать, но и та не могла не сделать гадости; родила меня на свет».

   Судя по письму этого «Сына-меланхолика», — со стороны его матушки это было, действительно, лишнее.

   «О, женщины, женщины!» — вслед за Шекспиром повторяют не то четырнадцать, не то семнадцать корреспондентов.

   «Женщина — это неумелое издание беллетристических произведений, где на 100 листов скучной прозы попадаются 3—4 строки поэзии», — говорит «А. Б. К.».

   «О, милые, грациозные, пикантные, с круглыми формами и жидким мозгом создания!» — восклицает «Мизантроп».

   «Женщина — красивое здание, требующее частых ремонтировок!» — по философскому умозаключению «И. П. В.».

   А «Разочарованный провинциал», чтоб излить свою ненависть к женщинам, берёт старый афоризм:

   «Женщины — кушанье, которое было бы достойно богов, если б чёрт не приправил его!»

   «Знаменитый греческий оригинал, — пишет г-н «Тридцать три», — с зажжённым фонарём бесплодно искал человека. Если бы Диоген искал женщину среди наших разряженных кукол! Что такое одесситка? Это запутанная комбинация расстроенных нервов, разноцветных бантиков и косметических ухищрений. Это узелок нервов, перевязанный лентой.

   Это существо с чисто «гоголевской» душой (мёртвой), ненормальным (по длине) языком и решительно — безумное, потому что оно всегда «без ума» от самомалейших пустяков. Одесситка ветренее всех ветров, вместе взятых. Что они приносят нам? Ведь только первый месяц — медовый, все остальные — бедовые… Женщина — это живой, туго стягивающий, корсет для мужчин. Единственное её достоинство: стремление к откровенности — в декольте».

   «Все одесситки — материалистки, потому что ни о чём, кроме материй они не думают!» — восклицает «Разочарованный», а «Aspa» ещё подсмеивается:

   «Вы знаете «дорогие» материи… но «высоких» вы не знаете и знать не хотите!»

   «Вы даже назвали свои моднейшие юбки названием «колокол»! Вы только и делаете, что без толку звоните! Вы — пусты как звон».

   Это говорит «Овод», который, по его словам, «ненавидит всех женщин, за исключением одной: вдовы Клико».

   Выпейте, милостивый государь, за здоровье ваших врагов.

   Сравнение женщины с колоколом — самое любимое мужское сравнение.

   «Женщина — это наш похоронный колокол, — говорит г-н А., — он звонит, отправляя нас то в рай, то в ад».

   А г-н «Декламатор», сравнивая женщин с колоколом, приводит старое стихотворение:

  

   «Я дворец воздвигну на морских волнах,

   Сколько есть песчинок, я сочту в степях,

   Я зубами с неба притащу луну,

   Если в целом мире встречу хоть одну

   Женщину, у которой страсти к деньгам нет.

   Секретарь, квартальный, публицист, поэт

   Могут ненавидеть деньги всей душой…

   Женщина не может, в мире нет такой!

   Женщина для нашей братьи — для мужчин —

   Колокол, в котором звон всегда один;

   И упорен этот колокольный звон:

   «Денег, денег, денег», — благовестит он».

  

   На что способна женщина?

   На любовь?

   «Любви больше нет», — похоронным голосом заявляет г-н «Уверенный».

   А дружба…

   «Дружба, — по мнению г-на «Бредбога», — мало трогает женщин, потому что кажется им вялой после любви».

   «Мужчина, — по его мнению, — приобретает хитрость, женщина родится с нею».

   «У кого дома есть несколько женщин, действующих заодно, тот уже не хозяин дома!» — сыплет он афоризмами.

   И наконец:

   «Женщины — главы на гулянье, ворчуньи дома и голубки на свиданиях наедине».

   «Не женитесь! — советует г-н «Игрек». — Постарайтесь только, чтоб женились ваши друзья».

   Г-н «Нездешний» приводит для женщин самое лучшее сравнение, какое только можно привести в конце XIX века:

   «Муж, который показывает свою жену и свой кошелёк, рискует, что у него будут занимать и то, и другое».

   «Какие они жёны! — восклицает г-н С. Ч. — Будучи вашей законной женой, она говорит: «Я буду вашей законной «подругой» — потрудитесь давать мне за это содержание»».

   Чёрт знает что такое!

   И по мнению г-на Ц.:

   «Женщина — верный путь на Сахалин».

   Но, в таком случае, да здравствует же этот «Добровольный флот», доставляющий нас на остров Сахалин!

   Этот тост, вероятно, возмутит г-на Марка.

   Он настроен гораздо более серьёзно и желает не больше, не меньше, как… анатомировать женщин.

   «Давайте их анатомировать!» — предлагает он.

   Merci за милое приглашение. Но извините, мне некогда.

   «Высший вес женского мозга не достигает самого низшего мозга мужчины!»

   Анатомировать женщин вообще охотников немало.

   Странная манера в Одессе обращаться с дамами!

   «Многое, что мы принимаем в них за проявление души, сердца, характера, бесхарактерности, — не больше, не меньше, как просто следствие особенности их организации, их особых болезней. Если бы Жанну д’Арк не сожгли на костре, а анатомировали, — быть может, оказалось бы, что это просто больная истерией. В них нет ничего, кроме особенностей их организации и их болезней!»

   Таково мнение г-на «немножко доктора, немножко философа».

   «У них есть кусочек мяса, который доктора по ошибке принимают за сердце. Величайшая медицинская ошибка в мире!» — говорит «Экспортёр».

   А «Весёлый поэт с печальною улыбкой» в грустном недоумении останавливается перед вечною загадкой — «сердцем женщины».

  

   «Очень трудно рисовать

   Сердца женского картину!..

   В ней пришлось бы сочетать

   С «Маргаритой» — «Мессалину».

   —————————————-

   Впрочем, выход есть и тут:

   В наше время оперетки,

   Надо думать — расцветут

   «Маргариточки» в… кокетки!»

  

   «О, исчадия ада!» — восклицает «Читатель», которому, должно быть, очень насолили женщины.

   Но ведь должны же быть какие-нибудь достоинства в этих существах?

   О, конечно!

   «Они добры, очень добры… к друзьям дома!!» — хвалит их «Муж своей жены».

   «Они щедры, когда тратят мужнины деньги».

   «Они даже великодушны, когда дарят приятельнице новую, только что полученную, самую модную шляпку… которая не нравится им самим».

   И вот, наконец, самый восторженный отзыв о женщинах:

   «Самая последняя женщина стоит самого первого мужчины!» — восторженно восклицает «Друг женщин».

   Но позвольте, милостивая государыня!

   Можно всё скрыть, кроме женского почерка.

   Он вас выдал.

   Вы переоделись в мужской костюм и явились сюда, под видом мужчины, чтоб защищать ваших сестёр.

   Это вдвойне хорошо:

   И великодушно, и пикантно.

   Но вашу руку, прекрасная маска в костюме «travesti» …

   Я боюсь оставить вас одну в обществе такой массы мужчин, — сколь бы они ни клялись в ненависти к вашему прекрасному полу.

   — Et voila tout.

   Вот к каким мнениям о женщинах можно, оказывается, придти, живя в Одессе.

   Посмотрим, на сколько же виноваты в этом одесситки.

   «В Одессе свирепствуют две повальные эпидемии, — говорит «Старожил», — среди мужчин — винт, среди женщин — флирт. Флиртует вся Одесса. Не верьте одесситкам».

   По словам г-д кавалеров, они начинают флиртовать очень рано.

   «Ещё в школе! — восклицает «Отец семейства». — Ещё в приготовительном классе она уже вполне приготовлена к флирту».

   «Они кокетничают ещё тогда, когда не знают разницы между лунной ночью и варфоломеевской!» — добавляет г-н «Рдр.».

   «Они — воплощённое целомудрие мысли… до трёхлетнего возраста», — говорит «Моряк».

   А г-н В. К. даже в стихах рекомендует:

  

   «Не ходите вы, девицы, вдоль по улице гулять,

   Не давайте гимназистам вас до дома провожать»…

  

   «Flirt неразрывно связан с Одессой! — по словам «Monsieur Sans-GЙne». — Одесса — сама по себе южанка и любит увлекаться и увлекать, — как же одесситкам удержаться от увлечений? На какой ступени ни стояла бы одесситка, всегда является у неё желание вскружить голову если не красотой, то туалетом. Дома ли, на балу, на улице, — они везде верны себе. Девиз одесситки: «Pereat mundus — fiat voluptas»». [«Пусть погибнет мир, лишь бы было удовольствие» — перевод этих «страшных слов».]

   «Всякая женщина состоит из тела, души и платья. У одесситки вместо сердца — книжечка для записи «приехавших» и «выехавших». Как легко попасть и в первый, и во второй разряд!» — очевидно, с грустью вздыхает «Иногородний».

   И г-н «Не муж» заявляет:

   «»Если замужняя женщина носит часы, она не верна» (Дюма). Многие одесситки не носят часов. Это много бы говорило в их пользу, если бы через каждые десять шагов у нас не было часовых магазинов, где можно узнать, который час».

   «Практичные жёны практичных мужей!» — восклицает «Влюблённый как кот».

   А «К. П.» разражается целой филиппикой против одесситок:

   «Вы называете нас в своих письмах «ослами в пенсне», «свиньями в цилиндрах».

   А кого из двух выберет одесситка в мужья: богатого осла или бедного, но содержательного умственно и нравственно мужчину?

   Конечно, богатого осла — и, приделав ему рожки, превратит его в барана».

   «Ими руководит одно любопытство! — уверяет г-н «Поживший». — Они и замуж-то выходят из любопытства, и изменяют только из любопытства».

   «»La donna Х mobile» [Сердце красавиц склонно к измене. Прим. ред.] — это могло бы быть местным гимном Одессы!» — по словам «Бывшего поклонника».

   «Одесситки восхитительны, — по словам «Туземца», — но они слишком любят туалеты и удовольствия».

   «Они слишком любят удовольствия. Слишком. Слишком. Слишком», — трижды повторяет «Катон».

   И изо всех удовольствий, по словам «Неунывающего бессарабца», они больше всего любят маскарады.

   «Потому что маскарад — это единственное место, где можно снять маску, которую женщина носит всю свою жизнь».

   Маски же, по его словам, разделяются на три категории:

   «1) Маски, приезжающие в маскарад с мужьями.

   2) Маски, приезжающие следить за мужьями.

   3) Маски, приезжающие в маскарад искать «мужа».

   Самая скучная категория — первая, самая распространённая — третья. Охотиться следует за второй. Женщина всегда должна быть очарована. Ловите момент, когда она разочарована в муже».

   Письма приходят к концу…

   «Говорить о женщинах! — восклицает какой-то «Петя». — Но лучшая похвала для женщины, когда о ней не говорят».

   И, наконец, последнее письмо, посвящённое женщинам:

   «Мне 64 года. Возраст, когда должно перестать думать о женщинах и можно о них писать спокойно как летописец. Вы получите, милостивый государь, без сомнения, массу писем, направленных против женщин. Дайте место и письму старика. Выше всего на свете ставьте женщину. Ей поклоняйтесь. Отдавайте ей всё: ваши мысли, ваш труд, а если и жизни потребует она, — отдайте ей жизнь за один поцелуй. Потому что нет на свете ничего выше, ничего дороже женщины. Мы негодуем на них. А без них — что было бы на этом свете, кроме скуки, отвращения к жизни. Она — царица мира, потому что весь мир лежит у её ног. Она — конечная цель всех желаний. У неё есть недостатки, пороки, — но только умейте любить. Вы не заметите недостатков, её пороки вам покажутся достоинствами. Вы будете счастливы. Чего же вам больше? Любите. И когда старость как флёром подёрнет перед вами прошлую жизнь и выплывут как из тумана эти чарующие образы женщин, которые дарили вас минутами счастья… О, сколько благодарности проснётся в вашем сердце за эти лучшие в жизни минуты. Благодарности за счастье, за страдания, за всё. Так живите же так, чтобы под старость у вас остались воспоминания.

   Воспоминания — это всё, что остаётся в старости. Любите женщину. Умейте прощать ей всё».

   Я преклоняюсь пред вами, почтенный старик.

   Вы говорите тем языком galanterie, которым говорили о женщинах в ваше время.

   По этим письмам вы видите, как говорят о женщинах теперь.

   И я не нахожу, чтобы одесситки были особенно не правы, давая нелестные отзывы об одесситах.

   Судите вы, кто остроумнее: мужчины или женщины?

   Я, со своей стороны, скажу одно.

   Из писем женщин получился огромный двойной фельетон.

   Писем мужчин было вдвое больше, — из них я насилу набрал один «ординарный».

   Никогда моя корзина не была полна такими глупостями, как в то время, когда я получал письма мужчин о женщинах.

   Одесситки — те хоть бранятся от себя.

   А одесситы, даже чтоб выбраниться, берут напрокат мысли у Шопенгауэра, приводят старые стихи и избитые афоризмы.

   Открытая война кончена.

   И кавалеры, и дамы, правда, много наговорили неприятного друг другу.

   Но… «Милые бранятся — только тешатся», как пишет по этому поводу «Запоздалый подснежник».

   Я надеюсь, что после доброй ссоры будет заключён хороший мир.

   Следует прощать женщинам и не обращать внимания на то, что говорят мужчины.

   Это неискренне.

   Во всём мире я знаю одного человека, который имел бы право писать против женщин.

   Но он никогда не поднимет руки против бога, которому молится всю жизнь.

   Позвольте мне скрыть его имя.

  

—————————-

   Оригинал здесь: Викитека.

   OCR, подготовка текста — Евгений Зеленко, февраль 2013 г.