Художник и общественность

Автор: Замятин Евгений Иванович

  

Е. И. Замятин

Художник и общественность
(К «Художественной прозе»)

   Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т.

   Т. 5. Трудное мастерство

   М., «Республика», «Дмитрий Сечин», 2011.

  

   Может ли быть в настоящее время художественное творчество аполитичным?

   Любовь и голод. Если первую из 2 категорий — конечно, да. Если вторую — нет.

   Какова общественная роль писателя-художника? В идеале — он должен быть пророком.

   Что такое пророк? Человек, который провидит — который смотрит куда-то вдаль, дальше теперешнего, дальше сегодняшнего. Пророк — это человек более или менее далекого завтра, и этим определяется общественная роль писателя-художника.

   Вчера, сегодня и завтра неизменно враждебны друг другу. Это — три члена диалектической гегелевской формулы: сегодня отрицание вчера; завтра отрицание сегодня; отрицание отрицания. Вчера — тезис; сегодня — антитеза; завтра — синтез. Вчера — был царь и были рабы; сегодня — нет царя, но остались рабы; завтра — будут только цари.

   Дело пророка — дело борьбы за завтра, за вечное завтра. Никакое сегодня его не удовлетворит и не должно удовлетворить. Ко всякому сегодня — он должен подходить с отрицанием. Именно в этом отрицании — залог бесконечного движения вперед. Удовлетвориться каким-нибудь сегодня — значит остановиться, обратиться в соляной столб. Это — конец.

   Два психологических момента:

   1. отрицание по отношению к сегодня и

   2. стремление к бесконечному движению вперед.

   Эти два момента и составляют то отношение к; миру, которое называется романтизмом. Всякий подлинный, живой художник — непременно романтик.

   Если обратиться к сегодняшнему сегодня [несколько слов стерто], то в моем сознании он определяется как религия. Все элементы религии налицо; есть даже и бог: этот бог — человек. Весь вопрос в том, какую стадию развития религии переживает коммунизм?

   В развитии всякой религии — три стадии: пророческая, апостольская и церковная.

   Христиане в катакомбах.

   В стадии апостольской они проповедуют открыто — но они борются идейно, они не победили.

   И, наконец, в стадии церковной — они победили в земном плане. И как всякий победитель — христиане силой, мечом, кострами, тюрьмами начинают спасать насильно. Христос обращается в Великого Инквизитора…

   Роль романтика в [несколько слов стерто].