Былины

Автор: Замятин Евгений Иванович

  

Е. И. Замятин

  

Былины

  

   Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика

   М., «Дмитрий Сечин», «Республика», 2010.

  

   Встреча Вольги с Микулой. «Соха».

   Волх — оборотень; «сокол», «тур», «волк», «горностай». Танец: «лет сокола», «бег горностая», гнев «Тура»… Борьба с индийским царем: Волх, обратившись в горностая — бегал по «подвалам-теремам» — портил вражье оружие; дружина спит… Разбудил, подошли к стене, воротам; «дружина закручинилась». Волх обернул всех «мурашами» (змеями — лучше)…

   Три дороги: «богату быть», «женату быть» и «убиту быть»…

   Илья и Соловей: Соловей с дуба — «засвистал по-соловьиному», «зашипел по-змеиному», «зрявкал по-звериному»… Выстрел Ильи — Соловей падает с дуба… Соловьиха — пытается выкупить золотом… Илья — у Владимира: пир, бояре. Вышли на двор, там Соловей опять засвистал. — Бояре и князья «на карачках поползли» от страху, князь Владимир с женой еле жив стоит…

   Илья бросает подаренную Владимиром шубу; на него доносят; его сажают «в погреба глубокие». Княгиня через подземный ход кормит его. Он освобожден, когда Киев обложен Калиной-царем…

   Смерть Ильи. Находит келью, делает себе сам эпитафию. Находит крест, под ним погреб с «несметно злато-серебра». Выстроил в Киеве церковь, — и сам окаменел — «и пононе его мощи нетленные»…

   Добрыня-юноша. Охотится на «гусей-лебедей». Его мать предупреждает, чтоб не ездил «в горы Сорочинские», не топтал «лютых малых змеенышей», не купался бы «в быстрой Пугай-реке». Добрыня плеткой прибил змеенышей. Встреча с «красными девицами, моющими белье в Пугай-реке». Они предупреждают его. Он сбрасывает оружие и одежду, все-таки хочет купаться. «Не шум шумит, не дождь дождит — а великий гром едет». Змей Горыныч выползает — встает на дыбы. Добрыня спасается от него в реке, но Змей — ждет его. Выскочил Добрыня на берег, ударил Змея «колпаком», вскочил «на белы груди»… Мир с побежденным Змеем… Змей уползает.

   Добрыня побежден в бою «поляницей» Настасьей Микуличной, но она щадит его, потому что полюбила. Они — муж и жена. (?)

   Добрыня и Алеша уезжают в поход; жена, Настасья, остается дома. Алеша Попович, его «названый брат», приезжает — привозит весть, что убит в бою Добрыня… Добрыню оплакивают мать и Настасья. Но она его завет исполнила и ждала 6 лет (вместо 3-х). Прошло еще 6 лет; князь Владимир ходит — сватает Настасью за Алешу. Настасья пошла за него; и уже — свадебный пир идет (день третий). Сегодня — в церковь пойдут… А Добрыня в это время — у Царь-града; конь — предупреждает его человеческим голосом об измене жены. Добрыня мчится домой. Переодевается скоморохом, входит с гуслями на пир, без доклада. Князь Владимир — разгневан, посылает его «на запечки». Он играет там на гуслях — все призамолкли. Он пляшет — танцем изображает свою встречу и свадьбу с Настасьей. Та встревожена, плачет. Князь предлагает ему самому выбрать место — и он выбирает — возле Настасьи, невесты. Он наливает чашу, опускает туда свой перстень, подносит Настасье, чтоб выпила «до дна». Та выпила, увидела перстень на дне — признала. Выскочила из-за стола, упала в ноги Добрыне. Никто не понимает — она тогда показывает перстень… Князю — стыдно… Алеша просит простить его. Добрыня «ухватил Алешку за желты кудри» и поучил его «шальной подорожиной»… «Счастливый конец».

   Дюк Степанович — из Карелы.

   Соловей Будимирович приезжает к Владимиру, подносит дары, получает от него разрешение построить терем. В терем приходит Запава — предлагает себя в жены; Соловей отвергает: «Сама себя девушка просватывает». А затем идет к князю Владимиру и сам сватает у него Запаву. Венчание…

   Чурила — «Дон Жуан», красавец. В Киеве — на него все заглядываются: «девушки — заборы трещат, молодушки — оконницы звенят; где стары глядят — манатьи на себе дерут». А выпала с вечера пороша… Чурила — у «Катерины Прекрасной», жены старого Бермяты. По следу Чурилы в снегу идут с фонарями… Ведет ее «сенная девка». Бермята — в гневе; вошел в горницу к жене, взял саблю со стенки. Чурилы не видно… Разговор с женой; она: «Хочу я тебя срядить лучше старого…» Увидел он за печкой «две свечки горят: то ясны очи глядят, то Чуриловы». Бермята: «До тебя мне, Чурила, дела нет; мы с тобой, Чурила, побратуемся…» А жену хочет женить на «вострой сабельке…».

   Ставр Годинович. У него жена-красавица Василиса Микулична. На пиру у князя Владимира Ставр стал хвастаться своей женой: «Самого тебя, Владимира, с ума сведет…» За эти речи — князь приказал посадить Ставра «в погреба холодные». Василиса узнала; зовет служанок, ей рубят косы, она переодевается богатырем — послом земли Глёнской, идет к Владимиру. Сватается за его дочь. Условия князя: «побороться об одной ручке». Василиса побеждает всех. Тогда князь вызывает Ставра: Василиса поборола и его, но вместо того, чтоб убить — взяла и «поцеловала в уста сахарные» — и Ставр узнал жену…

   Потык. По просьбе князя Владимира отправился на охоту — стрелять лебедей. И увидел Лебедь — «через перо вся золота головушка увивана красным золотом» etc. Натянул лук, но Лебедь заговорила: «Не стреляй меня, я пригожусь тебе», — вышла на берег красной девицей. Потык влюбился — целует ее. Она согласна стать его женой, но при условии: кто первый умрет — второму живьем в гроб идти. В Киеве — обручение, свадьба и присяга: кто из них умрет etc. Пир. Свадебный; ведут молодых в гридню спальную… Через 1 l/2 года Авдотья Лиховидьевна захворала и умерла. Привезли тело на санях к собору, выкопали могилу, спустили туда умершую — причет, пение. Спустили туда же и Потыка (с конем, сбруей ратной) со свечой. В полночь собрались Змей и сам Большой Змей — палит огнем. Потык зарубил его, змеиной головой стал мазать тело Авдотьи — и она ожила. Потык дернул за проведенную к нему в могилу веревку. Зазвонил колокол, монах-трапезник услышал, подбежал к могиле, видит: веревка над могилой дергается… Собрался народ, дивится. Разрыли могилу, вытащили Потыка и Авдотью. Окропили их святой водой… А когда Потык состарился и умер — его жену похоронили живой вместе с ним…

   Потык и сорок калик. Калики — клади «залог» меж собой: кто украдет или какой другой грех совершит — того казнить, «пламенем язык выжигать». Они шли мимо дворца князя Владимира. Княгиня Опраксия глядела через окно, увидела «душечку Михаила Потыка сына Ивановича». Ей приглянулся Михаила. Она зазвала калик к себе. Пир им устроила. Потыка «проводила в покои особые». Потык отказался от ее любви — и сказал, почему: зарок у них, у калик, положен. Опраксия призвала своего чашника, дала ему любимую чашу мужа и велела положить чашу в котомку Потыка. Наутро пошли калики дальше. Не поспели они отойти — скачет Алеша Попович: «Вы украли чашу князя! Воры вы, разбойники!» Оскорбленные калики поколотили клюками Алешу—еле жив ушел. Только пошли дальше — «погоня великая» с Добрыней. Добрыня вежлив: «Не попала ли в котомки к вам чаша князя?» Все открыли свои котомки — и чаша нашлась у Потыка. Взял Добрыня чашу и поехал. А у Потыка калики «пламенем язык вынули», сами заплакали, пошли дальше. Потык — один, пополз — слепой… к дубу. На дуб прилетела птица райская, запела: «Кто помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Потык помылся — и исцелился.

   Дунай Иванович и Добрыня — отправляются Владимиром как сваты к Опраксии в «Литву» (где, впрочем — все татары…). Король литовский обиделся, что князь послал ему сватом «холопину дворянскую», велел бросить в «погреба глубокие». Дунай перескочил через золотой стул, схватил татарина (чучело), стал им, как палицей орудовать, побивать татар. Король бегает, укрываясь куньей шубой… Потом сел: согласен на сватовство. (Вариант: Дунай: «Возьму Опраксу твою дщерь за парубка». Пошел отламывать замки — да в терем к Опраксии: та — согласна, рада за князя идти. Но вдогонку за Дунаем — послана ее сестра, поляница Настасья. Залетела было на Дуная, но… он обнял ее, поцеловал — и она сдалась, она выходит за него замуж.) Взяли Опраксу — поехали в Киев. Спать легли, оставив в головах колья, сабли. Догоняет их татарин какой-то. Бой его с Дунаем. «Рыкнул татарин по-звериному, свистнул по-змеиному», — свалился Дунай. Вскочил — сбил с ног татарина, насел на него. Хочет убить его, но… увидал девичьи груди: то была Настасья. И взял ее за себя замуж: две свадьбы в Киеве сразу… (конец былины: состязание в стрельбе — Настасья попадает стрелой в лезвие ножа, так что стрела рассекается на две половины; Дунай попробовал — промахнулся, не может так. Рассердился Дунай — и спустил стрелу в Настасьину белу грудь…)

  

* * *

  

   1. Добрыня подошел к пещере Змея Горыныча, чтобы убить его. Здесь же и Алеша — струсил… За тем же — пришел и другой богатырь, который оказывается Настасьей. Но увидел Лебедь — натянул стрелу. (12 лебедей.) Лебедь выходит из воды и оказывается Настасьей. Добрыня женится на ней, обмен кольцами — и возвращается, чтобы сразиться со Змеем. Возвращается и убивает Змея. Алеша же — струсил, убежал.

   Дома — Алеша Попович привозит известие, что он погиб. Соблазняет Настасью. Свадьба. Возвращение Добрыни в виде скомороха etc.

   2. Потык и сорок калик. Зарок. В тереме князя Владимира. Опраксия — в роли жены <нрзб.>. И здесь же встреча с Авдотьей и любовь ее. Чаша в сумке Потыка. Он — вор. Калики решают похоронить его заживо. Плач, прощанье их, с ним, колокол… Авдотья сама ложится в могилу и протягивает веревку от колокола. Потыка зарывают. Авдотья спасает его…

  

   <1932-1933>

  

КОММЕНТАРИИ

  

   Былины публикуются впервые по автографу, хранящемуся в Бахметевском архиве Колумбийского университета.

   Заглавие «Былины» дано самим автором. Хотел ли он впоследствии разделить рукопись на отдельные сюжеты — неизвестно. Во всяком случае понятно, что это подготовительный материал либо к киносценарию, либо к пьесе.