На французские деньги

Автор: Криницкий Марк

Марк Криницкий

На французские деньги

   Под таким заглавием приходится мне писать о клубе работниц общества попечения о молодых девицах, потому что этот клуб существует, главным образом, на ежегодный сбор с концертов, которые дают в Москве приезжие французы, так называемый парижский квартет общества старинных инструментов.

   Едва ли в Москве есть организация беднее, и, тем не менее, сегодня, по случаю воскресенья, в клубе стоит такое веселье, что хоть отбавляй. Помещение клуба состоит из нескольких небольших комнат: так называемой залы (она же библиотека и читальня, а до двух часов дня тут бывает детский сад), чайной комнаты с огромнейшим самоваром, общежития на несколько кроватей и лавочки, где продаются катушки, гребешки, перчатки, тетрадки, английские булавки, пуговицы. Тут же над прилавком висит, приклеенный к стене, портрет Льва Толстого, очевидно, вырванный из какого-нибудь журнала.

   Девять часов вечера. Центром веселья в данный момент является зала, где танцуют под пианино. На стенах залы самодельные украшения малышей из детского сада — рисунки красками, по которым с трудом можно различить, где морковь, где яблоко, а где человеческая голова. Тут же в ряд повешенные изображения писателей: Достоевского, Некрасова, Горького и… двух белок.

   Красивая молодая дама с преждевременно поседевшими волосами тут же, за библиотечным прилавком, выдает книги и что-то записывает.

   — Позвольте мне членскую книгу. Кто из вас хорошо грамотен? Садитесь записывать адреса новых членов.

   Пианино умолкает. Раздается балалайка: играет маленькая приземистая девушка на вид лет шестнадцати. Другая в синем .платье скачет, размахивая руками и прищелкивая пальцами.

   — Во саду ли, в огороде девица гуляла.

   — Вот как она гуляет: смотрите на нее.

   — Кому еще надо книги, господа, менять? Вы деньги мне отдавали?

   — Мне «Войну и мир».

   — Надежда Витальевна, сыграйте.

   Хлопают в ладоши. Надежда Витальевна садится опять за пианино.

   Тарантелла. В тесном зале танцует пар двадцать, почти плечо к плечу. Мелькает синее, голубое, лиловое, белое. Сутулые плечи и плоские груди. Юбки в обильных и широких складках. Танцуют с редкою добросовестностью, старательно выделывая па, некоторые помогают себе даже губами. В глазах выражение серьезности и блаженства. Видно, что здесь танцуют для самого процесса танцевать. Любоваться тут некому.

   Особенно выделяются: барышня от Эйнем, с крупными передними зубами, в коричневом платье, с белым кружевным жабо, и барышня в песочном, которая танцует, слегка согнувшись и выставив перед лицом руку с модным ручным портмоне. Барышня от Эйнем не столько танцует, сколько плывет, подчеркивая своими движениями принадлежность хорошего тона. Барышня в песочном с упоением отдается ритму: кажется, нет места в ее теле, которое не участвовало бы в танце; она танцует движением плеч, глаз, каждого пальца. Именно поэтому она является центром общего внимания, и большинство старается подражать ей, хотя и неудачно.

   — Кто она?

   — Мастерица из модной мастерской.

   Танец длится довольно долго, и не мудрено, потому что это не танец, а зачарованный сон. Больше того: это самое настоящее священнодействие богу танцев! Сомнамбулизм, гипноз, все, что хотите, гипнотический транс, только не танец. И поэтому сомнительно, чтобы он когда-нибудь прервался сам по себе, без вмешательства внешней силы.

   Вдруг кто-то захлопал. Недоумевающие взгляды, потом смех, и все разом начинают хлопать в ладоши.

   — Ух, устала.

   — Настя, дай конфету.

   — Ты завтра в какой смене?

   . — Господа, давайте песни играть.

   Обмахиваясь ладонями (настоящие барышни обыкновенно обмахиваются платками), они тесной группой сгрудились у пианино.

   — Надежда Витальевна, да играйте.

   Надежда Витальевна играет, потом постепенно к ней пристают голоса.

  

   Возле речки, возле моста близ Урала,

   Школа земская стояла, процветала.

  

   Барышня в синем не унимается и скачет через всю залу, иллюстрируя руками и глазами процветание земской школы. Группа непоющих и сидящих у противоположной стены, возле окон, смеется над нею.

   — Сумашеччая.

   Хор продолжает:

  

   Десять лет она стояла…

  

   — И упала! — громко и выразительно подчеркивают сидящие у окон, внезапно присоединяясь к хору.

   И теперь поет вся зала. Синяя продолжает иллюстрировать телодвижениями и мимикой слова песни. Хор заканчивает:

  

   Ах ты Русь, ты Русь святая,

   Не умом крепка, родная,

   Только глоткой:

   Заливаешь свое горе только водкой.

  

   Сами себе рукоплещут.

   — Мы в середке спутались.

   — Кто еще членский взнос взносит, господа?

   — Мария Мильевна, дайте мне «Ревизора» Гоголя.

   — Русско-славянский! Становитесь, господа!

   — Как, как?

   Передняя пара (песочная и синяя барышни) показывает. Песочная со своим неизменным модным ридикюлем, который она держит перед собою точно талисман, синяя и здесь находит скачущие телодвижения.

   Начинают все, но вдруг одна кричит;

   — Мы спутались, постойте.

   Начинают сначала. И опять сон, гипноз, мистерия.

   — Каблук оторвался.

   Смех. Аплодисменты. Остановка.

   — Барыню! Барыню!

   Моментально очищается круг. Выходят, разумеется, песочная и синяя. У песочной растрепались пышные черные косы. Она не обращает внимания.

   — Причешись.

   Но она уже чертит ногами по полу, Покачивает туловищем, выделывая самые невероятные па. В одной руке у нее неразлучный ридикюль, другою она точно кого-то заманивает.

   Потом, возбуждая всеобщий смех, выступает синяя, но она больше топчется на месте, давая больше простору рукам, которыми усердно размахивает во все стороны.

   — Фабричная.

   Опять выступает песочная. Чтобы не ударить лицом в грязь, синяя бросается вприсядку. Победа остается за нею.

   Потом танцуют па-де-катр и еще какой-то танец, с похлопыванием в ладоши.

   — Это что такое танцуют? — спрашиваю я у группы нетанцующих.

   — Такой танец… кажется, этранж…

   — Нет, тарантен. Интранж! Дура!

   И наконец опять хлопанье и всеобщие крики:

   — Лезгинку, лезгинку! .

   В передней паре идут песочная с синей, во второй шоколадная барышня от Эйнем в белом жабо и с аристократическими движениями.

   — Начинайте… Не так начали! Подайтесь опять назад.

   Передние нажимают на задних.

   — Начинаем сначала.

   И опять синее, голубое, лиловое, белое. Кое-кто в накинутых на плечи вязаных платках. Темп музыки медленный. Движения рассчитанные. За окном идет снег. Пара за парой выходят из строя. И наконец, лезгинка сама собою потухает и ликвидируется.

   — Небось, трудно!

   — Как она махнет рукой, мине прямо в ухо.

   — И мине в глаз.

   Вечер кончается тем, что мы всех фотографируем при общей суете, криках и соревновании где, кому стоять.

   — Вот бы снять нашу мастерскую! — говорит барышня в песочном. — От лезгинки да за работу. Завтра вставать рано.

   Когда мы уходим, нас провожают шумными криками:

   — Прощайте, прощайте!

   Мы желаем процветания молодому клубу и выходим на крыльцо, густо запорошенное первым снегом.

   — Спасибо французам, — говорит мой спутник-фотограф. — От лезгинки к швейной машинке… Надо будет эту попрыгунью завтра сфотографировать за работой.

  

————————————————————————-

   Источник текста: Криницкий, Марк. Припадок [и др. рассказы] — Москва: Современные проблемы, 1916, 260 с. 18 см. (Библиотека русских писателей).

   Распознание, современная орфография, подготовка текста: В. Г. Есаулов, ноябрь 2015 г.