Светлый оазис

Автор: Криницкий Марк

Марк Криницкий

Светлый оазис

   Девять часов вечера. Глухая ноябрьская, запорошенная снегом Пресня. Пьяные и развязные фигуры мужчин и женщин. Еще более глухой переулок. Зияющие пасти трактиров и портерных.

   И вот в темноте высокий и светлый дом, пронизанный электрическим светом, и спешащие к нему по тротуару маленькие деловитые фигурки. Иду за ними и с ними. Высокая многоэтажная лестница. В одном этаже где-то за дверью громко поет виолончель. Мимо. Две фигурки в платочках, одна с большой смешной муфтой (первая дань городской моде), оглядываясь на меня и смеясь, бегут все выше и выше.

   На самой верхней площадке ходьба таких же фигурок, но уже без верхнего платья. Платьица, большею частью, короткие, хотя здесь клуб для девиц от шестнадцати лет. Но это скорее девочки. Фабрика и мастерская задерживают развитие роста и форм. Но они не могут убить веселья и молодости. Налево, в большой комнате, напоминающей по мебели класс, у длинного стола совершается чаепитие. Тут же, возле длинной вешалки разматываются головные платки, и сбрасывается верхнее платье. Калош нет, но пол паркетный чистый.

   — Боже, до сих пор нет самовара.

   — Успокойся. Ставится. Сейчас подадут. Иди пока слушать культуру.

   — А что такое культура?

   — Вот в той комнате за дверью.

   Идем слушать культуру. В небольшом зале тишина и мрак. На освещенном волшебным фонарем экране полуголые фигуры в звериных шкурах, очевидно, что-то жарят на плохо нарисованном костре. Перед экраном ряды скамеек и густая масса подвижных шумных полудетских, полу взрослых фигурок. Высокая дама в сером, остриженная, курчавая, в мужской манишке и галстухе читает лекцию:

   — В это время уже варили пищу. Где? Разумеется, не в печке. А в чем же? На костре. Какими продуктами питались? Кукурузой. Каким образом? Они знали уже употребление муки.

   Голос из публики:

   — Делали лепешки.

   Общий смех.

   — Совершенно верно. Делали и пекли лепешки. На этом я сегодня кончу.

   Вспыхивает электричество, и мы оказываемся в совершенно белой яркой комнате с белым экраном и белыми скамьями. Лекторша, она же председательница попечительства, подходит ко мне. Девочки делают гримасы:

   — Скажите! Нас пришли описывать. Чего у нас описывать?

   Но я объявляю, что пришли не описывать, а фотографировать. Сенсация. Смущение.

   — А я в старом платье… Сучкова, причешись… Вот беда!

   Закинутые вверх локти, ленточки в зубах. Круглые, испуганные глаза. Мелькающие в дверь и из двери фигуры.

   — Ага, забегали.

   — Господа, сейчас считка.

   Входит полная дама бальзаковского возраста с грубым, но приятным голосом. Ей все подчиняются и ее любят. Но, по-видимому, в ее распоряжении мало времени. Она даже не снимает шапки с белым султаном. Муфту и сумочку она бросает на стол.

   — Чай будем пить после, господа. К тому же и самовар все еще не поспел.

   Опять все рассыпаются по скамьям.

   — А Снегурочка здесь? Затворите дверь.

   — Снегурочка не пришла. У них сегодня большая смена.

   В двери врывается черноволосая стремительная с растрепанными космами фигурка:

   — Господа, кто хочет взносить членский взнос?

   — Тише! Не видишь, началась репетиция?

   — Пузакова, подите сюда. Теперь попробуем ваш голос.

   Высокая блондиночка, похожая на спичку, робко приближается к столу и, выставив одну ногу, а руки соединив на животе, неожиданно звонко говорит:

   — В урочный час, обычной чередой являюсь я…

   — Хорошо… А Снегурочку придется, значит, пока выбрать другую. А кто же будет Купавой? Постойте, у меня еще нет Весны.

   — Я — Весна.

   — Подите сюда, Весна.

   Весна выходит из рядов в синей кофточке с розовой отделкой и длинной теплой шали.

   — Вот так Весна! Ей холодно.

   — А ваша фамилия, в сереньком платьице?

   — Она играет девушку Маврушу.

   Сконфуженно встает и низко смотрит в землю та, которая будет играть Маврушу. Это почему-то вызывает особенную веселость собравшихся?

   — А вот Федяшина. Она пришла.

   — Почему Федяшина.

   — А у нее громкий голос. Она будет играть Бермяту. Ну-ка, скажи громко свою фамилию. .

   — Федяшина, — говорит сиплым басом девочка на весь зал.

   — Теперь узнаю. А то она вся размокла: я ее было не узнала.

   — А по-моему Сучкова не похожа на Весну.

   — Почему?

   — Господа, вы меня совсем выперли.

   — А кто же будет играть Масленицу?

   — Не надо Масленицы. Просто проедет чучело — и ладно.

   — Как интересно!

   — Вы меня сбиваете, господа: я вас так плохо знаю, а вы меня еще сбиваете. Да затворите же дверь: там музыка.

   — Наши слушать пошли.

   — Нет, самовар поспел.

   — Ничего подобного.

   — А кто из вас двух повыше?

   Дама надевает пенсне. Начинается сравнение, при чем две девочки становятся друг к другу спиною.

   — Ну, теперь все. Значит, Берендей — Степанова, Мороз — Сучкова.

   — Я не буду. У нас теперь много работы: мне некогда учить роли.

   — А меня почему не выбрали?

   — А вот Вальковой надо играть лешего: у нее голос к лешему подходит.

   — Ошибаешься.

   — Господа, приступим к чтению. Пожалуйте. Весна и Мороз.

   Мороз кладет муфту.

   Когда я вхожу через пять минут опять, репетиция уже идет полным ходом.

   — Ужасный смысл таится в этом слове «таять».

   Мороз говорит с пафосом, но плохо выделяя отдельные слова. Дама в пенсне горячится, и ее белый султан дрожит.

   — Чем свет бежит на родничок куница… Ударение на слове «куница».

   — Сударыня, теперь позвольте вас всех снять.

   — У-у!

   Смятение. Поднятые к прическам руки.

   Большие глаза.

   — Стойте же смирно, делайте вид, что мы продолжаем репетицию.

   — Господа, слышите? Делайте вид.

   Фотограф расставляет свой аппарат и накрывается черным сукном. Последнее обстоятельство вызывает всеобщую веселость.

   — Ну, делайте же вид, господа! Ведь это же просто отчаяние!

   — Господа, будем серьезны… «Чем свет бежит на родничок куница»…

   Дзум! — Вспыхивает магний. Кто-то из будущих актрис сломя голову прыгает через рамку в зал и ослепленный кидается лицом на скамью.

   — Вот ужас!

   Между тем в чайной подали уже самовар.

   — Кто дежурный член правления?

   — Сегодня дежурная Косарева.

   — Косарева, дайте мне на копейку конфет.

   — Билетик есть?

   — Пожалуйста, не беспокойся: я его сама насадила на шпильку.

   — А разве у вас есть и члены правления?

   — Как же, и кандидатки к ним. У нас по всей форме. Мы и выбираем сами.

   — И как же вы выбираете?

   — Собираемся мы все девочки и выбираем промежду себя. Кто получит больше всего голосов, того и выбираем: кому обязанности по буфету, кто у вешалки стоять, чтобы смотреть, а которая билеты контролирует.

   — Мы и вам можем налить стакан чаю.

   Я и фотограф пьем чай, взяв предварительно по белому билетику и заплатив по копейке за стакан. Время уходить.

   Когда мы прощаемся, председательница озабоченно просит меня как можно точнее озаглавить официальное название оазиса:

   — Пресненское попечительство первого участка. Комиссия разумных развлечений и больше ничего.

   Она кого-то и чего-то боится и опять просит, чтобы я не написал чего-нибудь лишнего.

   — Ах, пожалуйста! Понимаете? Пожалуйста.

   На нее со всех сторон надвигаются смутные, не совсем понятные мне страхи.

   — Конечно, учреждение молодое. С одной стороны, нас радует гласность. Мы не прочь немного себя порекламировать, чтобы привлечь молодежь. Но вы понимаете? Уж, пожалуйста…

   Когда я прохожу, чтобы спуститься вниз по площадке сквозь полуоткрытую дверь комнаты, где происходит репетиция, доносится чистый серебристый голосок, звучащий точно не из этого темного и грязного мира пресненских улиц и закоулков, куда я должен буду сейчас опять погрузиться:

   — Проснитесь, отзовитесь на голос мой, — звенит серебряный колокольчик. — Ау, ау!

  

————————————————————————-

   Источник текста: Криницкий, Марк. Припадок [и др. рассказы] — Москва: Современные проблемы, 1916, 260 с. 18 см. (Библиотека русских писателей).

   Распознание, современная орфография, подготовка текста: В. Г. Есаулов, ноябрь 2015 г.