Жертвы Искупительные

Автор: Крюков Федор Дмитриевич

«Донские ведомости», No 17. 20 января (2 февраля) 1919. С. 1[1]

    

Жертвы Искупительные

    

   Сегодняшняя годовщина относится к разряду тех, что будят смешанные чувства: чувство грусти и боли по поводу потери большого, светлого человека — с одной стороны, и горделивого счастья, что все же был он среди нас.

   Сегодня мы поминаем Чернецова[2]. Через несколько дней подойдет годовщина смерти атамана Каледина. Но в печали этих дней не столько хочется нам сказать с тоской «их нет», сколько с благодарностью — «были»[3]. Ибо смерть этих людей не является простым исчезновением с арены жизни индивидуальных существований — нет, это — жертвы искупительные на алтаре блага народного.

   Чернецов, Каледин, за ними — Волошинов, Назаров, Богаевский и другие — их же имена Ты, Господи, веси[4], — жертвы искупительные, и смерти их — набатный звон, от которого проснулось, прозрело казачество. Проводя параллель между тем, что было на Дону год тому назад, и тем, что видим мы сейчас, ясно становится, что драгоценные жертвы эти не прошли даром, а расцвели пышным цветом оздоровления народного и реальных возможностей возрождения русского государства.

   Все в тех же нечистых, кровавых руках, что и в прошлом году, томится ныне сердце России, но заря освобождения сияет отовсюду, и отовсюду идет накапливание сил, подымающихся на борьбу с насильниками. Союзники, поляки, литовцы, финляндцы движутся с запада, Колчак наступает с востока, а обновленное, возрожденное казачество вместе с Добровольческой армией сокрушает с юга красные банды. И хотя в злобе своей озверелые полчища еще жалят и яростно сопротивляются борцам за право, свободу и порядок, но это уж н<е> что иное, как предсмертные судороги умирающего зверя.

   Дон и Кубань уже очищены. Дон и Кубань уже построили жизнь свою на началах порядка, свободы и народоправства. И подобно тому, как жертвами наших великих вождей возродились цветущие степи наши, так верим мы непоколебимо, что и вся Россия спасется теми жертвами, что приносились и приносятся казачеством.

    

   [1] Это неподписанная редакционная статья в жанре хроники.

   [2] В.М. Чернецов (1880-1918) — полковник, донской казак, участник 1-й мировой и гражданской войн. Активный участник Белого движения на Юге России. Командир и организатор первого белого партизанского отряда. Кавалер многих орденов, обладатель Георгиевского оружия. Погиб, попав в плен к красным, от руки Федора Подтелкова.

   [3] Измененные заключительные строки из стихотворения В.А. Жуковского «Воспоминание» (1827):

  

   О милых спутниках, которые наш свет

   Своим сопутствием для нас животворили,

   Не говори с тоской: их нет,

   Но с благодарностию: были.

  

   [4] Их же имена ты, Господи, веси —  слова, которые произносит священник при поминовении (заздравном или заупокойном), если имена не известны, или по каким-то причинам не удается прочитать поминальный список целиком. Веси — ведаешь.

  

   Оригинал здесь