Изоповесть

Автор: Кушнер Борис Анисимович

Борис Кушнер

Изоповесть

   В городском быту

   кино,

   как только вышел из стадии изобразительного курьеза, тотчас же занял должность

   суррогата театра.

   И потому, что театр не отличался и не отличается доступностью для пролетариата и малоимущих слоев городского населения, и потому, что он мертв и замена его чем либо более живым и жизнеспособным стала давно насущной потребностью.

   На безрыбьи и рак рыба.

   При полной неудовлетворительности театра и невозможности пользоваться им, можно принять вместо него и кино.

   Но, по совести, —

   какой же кино театр?

   Совсем неважный.

   Главного рессурса театральной техники — речевой передачи роли — в нем нет.

   Не может кино претендовать на театральность и по линии пантомим.

   Во-первых, пантомима — не театр, а цирк.

   Во-вторых, в кино пантомим не бывает.

   Пантомима строится на молчаливом разыгрывании, исключительно помощью жеста и действия.

   Кино отнюдь не молчалив. Персонажи кинодействия всегда не прочь поговорить, побалагурить. Они лишены не дара речи, как персонажи пантомимы, а лишь дара звукового ее воспроизведения.

   Быть может кино заменяет звукоречь иными приемами, доступными его технике и позволяющими ему достигнуть театральных результатов.

   Кино богат приемами.

   Однако, самое тщательное исследование не найдет среди богатства этого ничего, что могло бы само по себе, или в комбинации с другими элементами, заменить рессурс непосредственной звуковой передачи речи.

   Театральные возможности кино безнадежно ограничены в отношении, быть может, самого сильного средства сцены.

   Своим могуществом и обаянием, кино, обязан не присущим ему убогим театральным талантам, а его выдающимся и совершенно оригинальным повествовательным способностям.

   Качества кино, как изумительного, остроумного и увлекательного рассказчика, развертываются перед нами вполне при самом беглом даже обзоре исторического развития кинорепертуара.

   Начало —

   картины научные и видовые

   — тут преемственность от солидного ученого и любознательного диапозитива волшебного фонаря и от пронырливого, бестолково-любопытного «все видящего и все знающего», как Патэ, кодака.

   Искусственное разведение рыб,

   сплав леса на Амазонке,

   виды норвежских фиордов,

   и пр. в таком же духе —

   все это, конечно, повествования, в простой и ясно выраженной форме.

   После поучительных рассказов о рыбе и прочем пришел на экран анекдот, из которого кино, с присущим ему талантом, быстро выработал весьма своеобразный, динамичный и современный вид занимательного повествования —

   комическую фильму.

   За анекдотом вслед, смыкаясь с ним, потянулись экранные транскпозиции литературно-повествовательного, беллетристического материала.

   И лишь в четвертую очередь пышно взошла на экран с подмостков

   захватывающая кинодрама.

   В 500 метров.

   В 1.000 метров.

   В 2.000 метров.

   В 4.000 метров.

   В 10.000 метров…

   Кинодрама лихорадочно нагоняла километры, пока, растянувшись в пространстве и сжавшись во времени, она не потеряла всех признаков драматического действия и не превратилась в сплошной нескончаемый

   бульварный кинороман,

   или в наиболее совершенное и современное его видоизменение, в

   американский детектив.

   Схема истории кинорепертуара:

   рассказ о чудесах природы,

   анекдот,

   бульварный роман,

   детектив.

   От поучительных сцен из жизни земноводных и до соблазнительного быта парижских апашей, вся деятельность кино: сплошь одно

   повествование.

   В кино ходят не видеть, а лишь просмотреть мастерски и напряженно преподнесенный рассказ, точнее

   изоповесть.

   С точки зрения научной, термин «изоповесть» вполне законен.

   Изобразительность требует материальной фиксации форм в пространстве и, согласно закона о непроницаемости, допускает одновременность явлений при недопущении их одноместности.

   Повествовательность фиксирует явления во времени и лишь к времени применяет закон непроницаемости.

   Повествовательность допускает одноместность и вводит понятие временной последовательности.

   Приемы фильмы сообщают явлениям на экране как одновременность, так и одноместность, одинаково используя последовательность пространственную и временную.

   Результат этого двойного приема — та крайняя концентрация явлений, которая достигнута кино.

   Кино повествует приемами изобразительности.

   В этом сила его техники и секрет его могущества.

   Литераторам-повествователям не худо бы многому поучиться у кино.

  

   Источник текста: Кушнер Б. Изоповесть. [Рассказ] // Леф. 1923. N 3. С.132-134.