Невский проспект

Автор: Лукаш Иван Созонтович

  

И. С. ЛУКАШ

Невский проспект

   Серия «Русский путь»

   Москва-Петербург. Pro et contra

   Диалог культур в истории национального самосознания

   СПб, Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000

  

   Каждая улица, каждый проспект и переулок города имеют свое лицо.

   Лицо улицы — это звучит странно, но, кажется, чувствуешь, видишь это лицо, когда присмотришься к пестряди мелькающих вывесок, к колоннадам фронтонов, к подъездным фонарям и завиткам решеток… Миллионная. Она чиста даже и теперь, она лоснится, точно натертый воском паркет в барских апартаментах. Что-то холодное, джентльменски-чопорное и вместе с тем уютное, тихое, как старинные парки русских усадеб.

   Идешь от Летнего сада, всматриваешься в даль, где уже багрово краснеет Зимний дворец, а в ушах звучат полузабытые стихи 60-х годов, вспоминаются странички Тургенева, Дворянские гнезда, Лаврецкие, Райские…

   Большой проспект Петроградской стороны. Это — мещанин в нелепо сшитом пиджаке, с аляповатой цепью в три пальца вдоль жилета. Таков он на углу Введенской.

   Подальше — он бедный чинуша, скромный интеллигент, богаделка, выглядывающая из деревянного ветхого дома.

   Каменноостровский. Серый северный гранит. Широкая торцовая мостовая… Сытый покой.

   Это наш европеец — который боится сделать шаг по грязи, чтобы не обмочить лакированных ботинок.

   Лиговка. Убогая, грязная, бесконечно длинная, как темный коридор, Лиговка.

   Слоняются узкоглазые, коричнево-лиловые китайцы. Торговки-бабы у панели. Лотки со снедью. Павшие лошади. Мальчишки, солдаты… Какой-то грязный и темный азиатский базар. Квартал татарщины рядом с европейской улицей. Это не то хунхуз, не то хмурый хулиган, прячущий за пазуху длинный и темный сапожницкий нож.

   Лицо улиц… Еще совсем не изучена эта своеобразная физиогномика. Не изучен и наш знаменитый — Невский проспект.

   Чопорный джентльмен, развязный мещанин, откормленный купчина, забитый чинуша, наглый хулиган, элегантный европеец — в нем есть все, смешалось все путаной и пестрой мозаикой. И трудно сказать, кто он — этот призрачный проспект призрачного города.

   Его любил Достоевский.

   О нем писал Пушкин.

   Свои переполненные гнетущего ужаса повести «Невский проспект» и «Портрет» — о нем, об его ночном шелесте, нарумяненном пороке и тоскующей любви бедного художника, — написал Гоголь.

   Невский проспект…

   Здесь каждый камень, чугунная решетка, тусклые ржавые орлы на мостах через каналы, — реликвия былого.

   Круглые следы пуль, трещинки в красных стенах Аничкова дворца… Может быть, это следы не только наших ежедневных перестрелок, а и 9 января, а и студенческих демонстраций у Казанского собора…

   Старик Невский отражает, как в зеркале, всю нашу историю. Историю «петербургского периода», ПетраI, декабристов, Николая I, Пушкина, Софьи Перовской1.

   Сырые апартаменты дворца и прокуренная комната гвардейских заговорщиков.

   Оды Державина и свист плетей, и вырванные ноздри «воров» на торговой казни.

   Строгие залы бюрократического департамента и жалкая квартирка длинноволосых нигилистов, упорных и мрачных страдальцев-народовольцев. Жандармы и поэты. Бомбисты и монахи. Свист плетей и надушенные томики Вольтера, Дидро, и Руссо…

   Страшная и загадочная российская смесь грязной и грубой азиатчины с парижским шиком и модами Лондона.

   Кто он, этот призрачный Невский проспект, и кто сможет отгадать тайну его лица полупалача-полупоэта, полусвятого-полукликуши?..

   Вчера поздно вечером я проходил Невским.

   Мы живем теперь до 6—8 ч. вечера. Как только стемнеет, мы запираемся в своих квартирах.

   И странно и тревожно мне было видеть, что в полутьме надвигающейся весенней ночи — Невский кишит толпой.

   Огни не горят. Все в какой-то серовато-мертвецкой дымке.

   Толпа кишит. Идет волною. Ровная, глухая, — скребет тысячью ног о тротуар.

   Молодые люди в дешевых пальто с претензией на элегантность. Не то шоферы, не то рабочие в кожаных куртках. Старики, матросы, бледные гимназисты, попыхивающие огоньками папирос.

   Нарумяненные женские лица. Лихорадочно горят подведенные глаза. Алой раной кажутся намазанные губы…

   Мелькают бледные, голодные, животно-злые лица. Какие-то насурмленные маски — порока и преступления. Хриплый, короткий смех.

   Здесь торгуют телом и болезнями. Какие-то люди в потертых пальто из-под полы продают пакетики кокаина. Зазябшие мальчишки на углах допродают перемятые, захватанные пальцами плитки шоколада…

   Полутьма. Погашенные огни.

   Светит желтоватым электричеством подвал CafИ.

   У входа — небольшая толпа. В стеклянных дверях — два солдата с винтовками.

   — Пойдем скорее, Маруська — сипит женский шепот — обход начинается. Еще накроют.

   Роится в полутьме толпа. Старики, гимназисты, рабочие. Бледные маски голодных зверей плывут в серой полутьме. Невский ночью ужасен… Ночью он зверь, у которого сочатся болезнью и пороком омерзительные язвы.

   А днем он щурит на солнце свое неразгаданное лицо полужандарма-полупоэта, грязного варвара и изысканного европейца.

  

   1918

ПРИМЕЧАНИЯ

   Печатается по первопубликации: Современное слово. 1918. No 3532. 17/4 апреля. С. 1—2. Подпись: И. Лукаш.

  

   Лукаш Иван Созонтович (1892—1940) — русский писатель, журналист, очеркист, сценарист, прозаик. Окончил Петербургский университет. Дебютировал стихотворениями в прозе «Цветы ядовитые» (1910). Сотрудничал в издании «Петербургский глашатай», газете «Современное слово». С 1921 г. — в эмиграции, сотрудничал в газете «Свободная речь» (София), в Риге был среди редакторов газеты «Слово». Написал в 1922 г. книгу очерков «Голое поле. Книга о Галлиполи», мистерию «Литургия верных» (1922), повесть «Смерть», поэму «Дом усопших», издал сб. рассказов «Черт на гауптвахте», через год — роман «Бел-Цвет». Создал новую историческую прозу: «Дворцовые гренадеры» (1928); «Сны Петра» (1931); романы: «Граф Калиостро» (1925); «Пожар Москвы» (1930); «Бедная любовь Мусоргского» (1940). Это далеко не полный перечень его книг.

  

   Соч.: Две России / Руль. 1924. 9 сентября; Вьюга. Париж, 1937; Ветер Карпат. Париж, 1938.

  

   1 Перовская Софья Львовна (1853—1881) — организатор покушения на Александра II; член «Земли и воли» и кружка «чайковцев». Повешена в Петербурге 3.04.1881.