Плохой номер

Автор: Романов Пантелеймон Сергеевич

   Пантелеймон Романов

ПЛОХОЙ НОМЕР

  

   Изд-во "Художественная литература", Москва, 1988.

   OCR и вычитка: Александр Белоусенко (http://belolibrary.imwerden.de), 20 августа 2002.

  

  

   Около остановки трамвая набралась длинная очередь. Впереди стояли женщины в платках, за ними старушка в шляпке и повязанном поверх нее теплом платке, потом толстый гражданин и подбежавшие под конец человек пять парней в теплых куртках и сапогах.

   — Сейчас начнется сражение,— сказала одна из женщин, выпростав рот из повязанного платка и оглянувшись назад, на очередь.— И отчего это такое наказание?

   — Это самый плохой номер,— ответила другая,— с ним и кондуктора-то измучились. Ни на одном номере столько народу не садится, сколько на этом. Каждый раз светопреставление, а не посадка.

   — Усовершенствовать бы как-нибудь…

   — Как же ты его усовершенствуешь?

   — Вон, идет. Уродина проклятая!

   — Эй, бабы,— крикнули парни,— работай сейчас лучше, губы не распускай.

   Все подобрались и смотрели на подходящий вагон, как смотрит охотник во время облавы на показавшегося зверя. Некоторые выскочили было вперед, чтобы перехватить его во время движения.

   — Бабы, вали! — крикнули парни,— подпихивать будем.

   Едва вагон остановился, как все бросились к нему и стали ломиться на площадку.

   Несколько секунд были слышны лишь приглушенные звуки сосредоточенной борьбы.

   Только изредка вырывалось:

   — О господи, душа с телом расстается… Да что вы остановились-то?!

   — Ногу не подниму никак,— говорила старушка в шляпке с платком.

   — Васька, подними ей ногу! — крикнули сзади.

   — Две версты крюку в другой раз дам, а на этот номер не сяду.

   Наконец все втиснулись, и только парни висели на площадке. А один, расставив руки, держался ими за железные столбики и животом нажимал на старушку.

   — Васька, просунь подальше эту старуху, а то ногу поставить некуда.

   — Господи боже мой, ведь перед вами живой человек, а не бревно! — кричала старушка в шляпке.— Что вы меня давите!

   — Потому и давлю, что живой, живой всегда подастся. Вот и прошла,— сказал парень, всунув в дверь старуху, которая, скрестив прижатые к груди руки, как перед причастием, даже повернулась лицом назад, и ее течением понесло внутрь вагона.

   — Кондуктор, отчего такое безобразие тут всегда?

   — Оттого, что номер плохой,— сказал тот недовольно,— все номера, как номера, а этот собака… сил никаких не хватает.

   — А исправить никак нельзя?

   — Кого исправить? — спросил недовольно, покосившись из-за голов, кондуктор.

   — "Кого"!..— вагон.

   — Язык болтает,— голова не ведает, что… Вагон и так исправный. Дело не в вагоне, а в номере. На других номерах никогда столько народу не бывает, а тут постоянно, как сельди в бочке. И откуда вас черт только наносит сюда, все на один номер наваливаетесь! Прямо работать нету никакой возможности.

   — Раз народу много, вот бы и надо…— сказал голос какого-то придушенного человека.

   — Что "надо"? — переспросил иронически кондуктор.

   — Как номер плохой, так тут ничего не выдумаешь,— прибавил минуту спустя кондуктор.— Да и народ тоже… на этот народ все горло обдерешь, кричамши.

   — Русский человек без крику не может. Тут для этого особого кондуктора надо.

   — Да ведь тоже и у кондуктора горло не железное. А вот бы радио установить, чтобы со станции на остановках всех матом крыть.

   — Они останавливаются-то не в одно время; что же ты во время движения ни с того ни с сего и будешь крыть?..

   — Можно предупредить, что это к следующей остановке относится.

   — А почему вагонов не прибавляют?

   — Потому что второстепенная линия — движение небольшое,— сказал недовольно кондуктор.

   — Какое ж, к черту, небольшое, когда мы все ребра себе переломали.

   — Мало что поломали — определяется по статистике, а не по ребрам.

   — Батюшка, ослобони! — крикнула старушка из середины.

   — То-то вот — "ослобони"!.. А зачем лезла на такой номер, спрашивается? По зубам бы выбирала. Села бы, вон, на четвертый.

   — Куда ж я на четвертый сяду, когда он совсем не в ту сторону?

   — Еще разбирет, в какую сторону,— проворчал недовольно кондуктор.— Ну, что же там, вы! Олухи царя небесного, ведь вам сказано наперед потесниться!

   — Нельзя ли повежливее?

   — Садись на другой номер, там повежливее будут.

   — Вы, кажется, навеселе?..

   — На этом номере только пьяному и ездить, никакой трезвый не выдержит,— отозвался кондуктор и прибавил: — Ах, окаянные, ну и народ! Ежели на них не кричать без передышки, они на вершок не подвинутся.

   — Голубчик, крикни на них посильнее! — послышался голос старушки,— совсем ведь смерть подходит.

   — Криком тут много не сделаешь,— ответил недовольно кондуктор и мигнул вожатому: — Панкратов, стряхни-ка!

   Вагон, летевший под уклон, вдруг неожиданно замедлил ход, и все пассажиры, стоявшие в проходе, посыпались друг на друга к передней площадке.

   — Боже мой! Что же это?! Что случилось?!

   — Да ничего не случилось,— сказал кондуктор,— вот стряхнул всех,— теперь свободнее стало.

   — Слушайте, нельзя ли потише?! — крикнул какой-то гражданин, сидевший на скамейке, у которого шапка слетела через задинку назад.

   — Потише ничего не выйдет,— отозвался кондуктор.— На другом номере, конечно, можно и потише, а тут народ так образовался, что его только вот когда под горку разгонишь да остановишь сразу, ну, тогда еще стряхнется. Они стоять на особый манер приспособились: на других номерах человек стоит себе как попало, а тут он норовит вдоль вагона раскорячиться. Поди-ка его сшиби, когда он одной ногой в пол упирается!

   — Вот пять лет езжу на этом номере,— сказал толстый человек,— и каждый божий день такая мука.

   — И десять лет проездишь, все та же мука будет,— сказал кондуктор.— На этом номере за три года пенсию выдавать надо.

   — А ничего с ним сделать нельзя? — спросил опять кто-то.

   — Это не с ним, а с народом делать надо. Да и с народом ничего не сделаешь; ежели только перебить вас половину, тех, что на этом номере ездят,— ну, тогда, может быть, послободнеет.

   Вагон остановился на остановке, и на задней площадке опять завязалось сражение.

   — Проходите наперед, ведь там вышли! — кричали снаружи.

   — Кондуктор, не пускайте же больше, скажите, что мест нет! — кричала какая-то женщина в вагоне, у которой шляпка от тесноты перевернулась задом наперед.

   — Пускай лезут,— ответил кондуктор,— ведь если бы ты там, а не тут была, другое бы совсем говорила.

   — Передние, проходите дальше! Кондуктор, крикнете же им.

   — У меня уж голос пропадать стал от крику,— сказал кондуктор,— а вот сейчас тронемся, тогда и разровняемся.

   И когда вагон тронулся и разошелся под уклон, он крикнул:

   — Панкратов, стряхни их, чертей, как следует!..