Визы, каюты и валюты

Автор: Тэффи

Н. А. Тэффи

  

Визы, каюты и валюты

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: «Городок».

   М., Лаком, 1998.

  

   «Не пожелай себе визы ближнего твоего, ни каюты его, ни валюты его».

   Так гласит ново-беженская заповедь.

   Единственная и мудрая.

   Ибо слишком много скорби и в визе, и в каюте, и в валюте нашей.

   Что знали мы, средние российские обыватели, в былые времена о визе?

   Знали только, что если едешь в Австрию или через Австрию, то нужна какая-то ерунда с паспортом. Нужно зайти на Сергиевскую и там кто-то вроде швейцара пришлепнет что-то вроде печати и возьмет за это что-то вроде трех рублей.

   — И на что это?

   — Австрия страна бедная, нужно же им чем-нибудь питаться. Тоже ведь люди.

   Вот и все.

   Теперь виза приобрела форму и значение почти мистическое, посему и человек, общающийся с нею, называется визионером.

   Бьется человек, старается и права все имеет на какой-нибудь въезд или выезд — а визы не получает. И почему — неизвестно.

   Наводит справки.

   Выплывают из мистического тумана странные штуки. Из Лондона советуется ехать в Париж через Голландию.

   Почему?

   Потому что видят визионеры то, чего другим видеть не дано. Видят они, что какие-то большевики проехали прямым путем. Следовательно, раз вы тоже поедете прямым путем, то и вы большевик. А так как Франция в большевиках не нуждается, то вас во Францию и не пустят. Ясно? Железная логика визного дела несокрушима. Раз по той же дороге, значит такой же.

   Видна птица по полету.

   А через Голландию это дело другое. В Голландии каналы, воздух чистый — человек выветривается. Большевик воздуху боится, настроением своим дорожит и через Голландию не поедет.

   Еще одна фигура визной логики очень нас смущает: почему выезд из Франции так же затруднен, как въезд в нее?

   Я понимаю: Франция очень любит нас и расстаться с нами ей тяжело. Потому она всячески затрудняет наш выезд, так сказать, отговаривает нас. Это очень любезно. Хозяева так и должны.

   — Ну посидите еще! Все равно на метро опоздаете. Не пустим вас, и баста. Вот двери запрем и ключ спрячем.

   Правда — даже приятно? Лестно, что так дорожат.

   Но вот почему назад въехать трудно — этого уж я не понимаю, и никак в свою пользу объяснить не могу. Неужели какая-нибудь шестинедельная разлука сделает меня нежеланной и немилой?

   «Забыть так скоро, Бож-же мой!»

   Что за капризы!

   Обычно в сердечных делах так: чем тяжелее расстаться, тем радостнее встретиться. А тут…

   Неужели это просто нежелание, чтобы мы «циркулировали»?

   Опасение сквозняков?

   И вот приступаем к изучению вопроса.

   Начинаем «хлопотать».

   Этот удивительный глагол существует только на русском языке. Хлопочут только русские. Иностранец даже не понимает, что это за слово.

   Хлопотать — значит бегать в посольство, когда оно уже закрыто, и в консульство, когда оно еще не открыто. Сидеть там и тут в передней на венском стуле. Всюду просить разрешения поговорить по телефону и никуда не дозвониться. По чьему-то совету начать ездить к чьей-то тетке, чтобы тетка на кого-то надавила. Ловить на улице знакомых и, держа их за пуговицу, — чтобы не удрали, рассказывать все подробно и спрашивать совета. Потом заглянуть в какой-то банк и спрашивать какого-то Петра Иваныча, которого там отродясь не было. Потом поехать жаловаться на беспорядки в газету, как раз в те часы, когда в редакции никого нет.

   При всем том полагается досадливо хлопать руками по бокам, терять кошелек и забывать портфель с бумагами всюду, куда только можно его приткнуть: в метро, в автобусе, в такси, в ресторане, на прилавке магазина, в посольстве, в консульстве и в банке. И искать его не там, где он оставлен.

   Все вместе взятое называется «хлопотать», и занимаются этим только русские. Прочие народы просто едут. Русские хлопочут о праве выезда. Прочие народы учатся — русские хлопочут о праве учения. Прочие народы лечатся — русские хлопочут о праве лечения. Наконец, прочие народы живут, а русские только хлопочут о праве существования.

   Обрядливый русский человек до того привык хлопотать, что стакана чая не выпьет, не похлопотав предварительно, сколько полагается.

  

* * *

  

   Получившему визу тоже не сладко. Ее можно не то просрочить, не то недосрочить, не то утратить в значении. Лежит-лежит виза на дне бумажника, да вдруг и потеряет свой срок. И опять все заводи сначала: забывай портфели, звони, лови и бегай.

   Но пока виза цела и в полном соку, человек спешит обзавестись каютой. Это дело трудное. Никто не хочет человека везти. Или ставят такое условие: двенадцать дней ничего не ешь. И опять надо хлопотать.

   Французы не берут, англичане не берут, итальянцы не берут. Говорят, есть такие племена, которые берут — южно-полинезийцы, но возить им не на чем.

   Иногда какие-то греки нахитрят человека за большую сумму на какой-нибудь американский пароход, гуляющий под тайтийским флагом между Севастополем и Константинополем. Посадят и начнут мотать. Потащат в Одессу, чтобы в него постреляли, потом в какой-нибудь Бердянск, чтоб похлопотал. Дней двадцать поболтают и назад привезут. А где надо высадиться, не позволят. Вернут назад и опять хлопочи: теряй кошелек, забывай бумаги, звони, лови, бегай.

  

* * *

  

   О валюте писать не стану.

   И без того меня укоряют, что затрагиваю слишком мрачные темы.

   Одно скажу:

   — Не пожелай!

КОММЕНТАРИИ

  

   Визы, каюты и валюты. Впервые: «Последние Новости». — 1920. — 25 июля. — No 77. — С. 2.

   Хлопочут только русские… — Тэффи развивает основной мотив рассказа А. Т. Аверченко «Хлопотливая нация» (вошел в сборник: Фома Опискин. Сорные травы. — СПб. — 1914).