Из Фиолетовой тетради II

Автор: Тэффи

Н. А. Тэффи

  

Из Фиолетовой тетради II

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: «Городок».

   М., Лаком, 1998.

  

   …Странно мы относимся к словам ближнего своего. И никому в голову не приходит, что, в сущности, так относиться нельзя, что пора, наконец, пересмотреть этот вопрос и в корне изменить.

   Вот вы встречаете у входа в метро мало знакомого вам человека. Человек этот приостанавливается и приветливо, но, конечно, с горячим любопытством спрашивает:

   — Как ваше здоровье?

   И что же получает он в ответ? Короткое, идиотское «мерси». И при чем тут мерси? Неужели трудно удовлетворить желание этого милого человека и рассказать ему то, что ему так хочется знать? Отвести его немножко в сторону и начать задушевно и просто:

   — В детстве, мол, хворала я часто желудком, потом, очевидно, под влиянием здорового режима деревенской жизни, организм мой окреп. В тысяча девятьсот первом году перенесенный мною тиф оставил следующие осложнения: во-первых, что касается кишечника…

   Если молодой человек вырвется от вас и вскочит в свое метро, вы не должны, воспользовавшись тем, что он торопится, считать свою задачу по отношению к нему выполненной. Вы должны разузнать его адрес и написать ему все подробно или же постараться созвониться с ним по телефону и изложить устно.

   Что касается меня, — я верю людям. Если у меня спрашивают: «Что вы поделываете?» — я никогда не позволяю себе отделаться какой-нибудь оскорбительной ерундой, вроде: «Да ничего, помаленьку».

   Ну какое представление может человек получить о моем времяпрепровождении от «помаленьку»! Ведь форменный вздор. Если он хочет знать, как я поживаю, я ему это и сообщу. Подробно, толково, — скрывать мне нечего.

   — Сегодня утром зашивала дырку на чулке. Потом искала левую перчатку. Перчатки не нашла, но нашла шоколадину. Конечно, съела. Потом прачка принесла белье. Двух платков не хватало. Я ей говорю: «пуркуа» {почему? (фр.).}? Потом разбила стакан…

   Уверяю вас, что любой человек сможет вполне удовлетворить самое голодное свое любопытство, если прослушает описание моего утра. Надо быть внимательным к потребностям ближнего своего. Раз спрашивает — верьте, что ему это нужно знать.

   Я верю. Я вообще верю ближнему своему. Порою это очень тяжело, но я верю.

   Получила на днях письмо:

   «Дорогой друг, мы в страшном отчаянии, что не можем быть у вас в пятницу, так как в четверг уезжаем на юг».

   Как меня это расстроило! Не то, что они не придут. Это-то пустяки, я-то без них обойдусь. А вот их жалко. Люди в полном отчаянии. И какой тут юг спасет, когда нет спокойствия и на душе тяжелый мрак. Синее небо, сверкающее море, ликование весенней природы, веселая нарядная толпа — все это только раздражает, на этом радостном фоне только выпуклее выступит тоска и душевное угнетение. Им бы легче было, если бы они уединились куда-нибудь в дикие скалы, где плачут чайки и глухо рокочет прибой. И нет около них преданного человека, который научил бы их, как избыть, как изжить горе, и удержал бы от малодушного и рокового шага, когда на вершине скалы или у обрыва над бездной мелькнет у них мысль:

   «А что, если… одно движение и…»

   Как все это тяжело! Милые, бедные… Как я за них боюсь!

   А вот недавно — казалось бы, пустяк, а вместе с тем…

   Поручили мне предложить одному банкиру билет на благотворительный вечер.

   Банкир спросил, сколько стоит, но я еще не успела ответить, как он воскликнул:

   — Ого! как дорого!

   Потом сказал:

   — Я подумаю и потом вам сообщу мое решение по телефону.

   — Да у меня нет телефона.

   — Так я напишу.

   — А вы знаете мой адрес?

   — Ну, это уже пустяки. Я разыщу общих знакомых и от них и узнаю — очень просто. Словом — я подумаю.

   Какой милый! Сколько берет на себя.

   И вот каждый вечер, как только останусь одна, рисуется мне картина: пышно убранный стол. Нарядные люди пируют. Гремит музыка. И среди них один не поддается общему веселью. Он бледен, рассеян. Видно, что неотвязная мысль не дает ему покоя. Это он — мой банкир.

   — Еще телятины, — предлагает ему кокетливая хозяйка дома.

   Он даже не слышит. Как далеки от него всякая телятина, всякий разгул и наслаждение жизнью. В ответ он молча сжимает виски и прикладывает салфетку ко лбу.

   — Миша, — шепчет ему жена, — ты утираешься шарфом мадам Гуртовник, — что с тобой?

   — Молчи, я думаю… Я обещал подумать о билете, и я думаю…

   А кругом декольте и шампанское. И вот вижу я другой вечер.

   Уютный домашний очаг. Банкир с семьей сидит у камина. Тут же в роскошном сервизе дымятся кофе, чай, шоколад и какао. Беспечно резвятся дети. Преданно улыбается жена. Но банкир угрюм. Машинально окунает он свой палец в чужую чашку и отряхает пепел сигары в вазу с вареньем.

   — Отошли детей, — говорит он жене. — Мы должны наконец решить.

   Детей уводят.

   — Я все понимаю, — говорит жена. — Как быть? Покупать билет или нет? Какую цену назначила эта дурища?

   — Двадцать франков. Как быть? Думаю уже три недели. Время идет! Время бежит!

   — Откажемся от поездки в Ниццу и купим билет.

   — А твои бедные нервы, которые так хорошо отдохнули бы под южным солнцем? Уж лучше продать имение.

   — А наша любовь, которая окрепла бы на почве собственных лугов? Может быть, можно уплатить ей векселями?

   — Ты рассуждаешь, как женщина. Что ты понимаешь в банковских операциях?

   — Миша, подожди, может быть, какая-нибудь неожиданность спасет нас. Может быть, она успеет за это время умереть. Скоропостижно. Я не желаю ей больших страданий — пусть скоропостижно.

   — Увы! — вздыхает мой банкир, — у нее вид был очень крепкий. Она при мне съела четыре пирожка и еще говорила: «У меня сегодня что-то нет аппетита». Нет, на это рассчитывать нельзя.

   — Миша! Да ты, наконец, можешь отказаться от билета.

   — Эта мысль уже приходила мне в голову, но… это же нельзя решить так сразу. Надо как следует обдумать, взвесить.

   — Ты погубишь свое здоровье! — отчаянным воплем вырывается из груди жены давно терзавшая ее мысль.

   Он горько усмехается.

   — Жизнь, дорогая моя, не соткана из одних беззаботных радостей. Иди, малютка, смежи свои вежды, а я буду думать до утра. Иди и прикажи подбросить дров в камин — меня давно знобит…

   Он думает. Я, подлое беспечное существо, погашу сейчас лампу и буду спать, а он… Я плачу — это правда, но что стоят мои скупые слезинки в сравнении с его страданиями!

   И зачем это я сделала?

   Я даже поделиться ни с кем не могу моими душевными терзаниями. Я окружена поверхностными, легкомысленными людьми. Они скажут:

   — Ха-ха! Да он ответил, что подумает, просто, чтобы от вас отвязаться, а вы-то распустили сантименты.

   Как я могу допустить такую грубую мысль? Поверить такому вздору? Такой клевете?

   Я знаю, что он, мой банкир — думает. А я — я за него страдаю. Каждому свой крест.

   В душе звенят слова романса: «…тебя обнять и плакать над тобой!».

   Время! Время! Прибавь ходу! Беги скорей! Ибо тают силы!..

КОММЕНТАРИИ

  

   Из фиолетовой тетради II. Впервые: «Возрождение». — 1927. — 30 января. — No 607. — С. 2.

   …слова романса «…тебя обнять и плакать над тобой»… — имеется в виду романс на стихи А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…», где вторая и четвертая строфа заканчиваются строкой «…тебя любить, обнять и плакать над тобой». Стихотворение из сборника «Вечерние огни» (М. — 1883), написанное 2 августа 1877 г., положено на музыку несколькими композиторами; наиболее известен жестокий романс Ширяева.