Лиза

Автор: Тэффи

Тэффи

Лиза

  

   Тэффи Н.А. Рассказы. Сост. Е.Трубилова. — М.: Молодая гвардия, 1990

  

   Мы сидим втроем: я, сестра Лена и дочь священника Лиза, которая приходит учиться и играть с нами для соревнования в прилежании и послушании.

   Сегодня уроков не было и играть не позволяют. Сегодня день торжественный и тревожный — страстная суббота.

   Нужно сидеть тихо, не лезть, не приставать, не драться, по стулу на коленках не ерзать. Все сложно, все трудно, все сплошь неприятно. И весь день идет под знаком обиды и оскорбления.

   Все заняты, все спешат и сердятся. Гувернантка с красными пятнами на щеках строчит себе блузку на машинке. Ужасно важно! Все равно нос-то щербатый. Няня ушла в девичью гладить передники. Старшие сестры в столовой красят яйца и встретили меня обычными словами:

   «Только тебя тут не хватало. Нянюшка, уведите ее!»

   Я хотела отстоять себя и тут же локтем задела чашку с краской и при помощи подоспевшей няни была водворена в детскую. Во время всей этой катастрофы выяснилось, что к заутрене нас не берут.

   Я со злости даже не заплакала, а просто ядовито сказала:

   — К исповеди-то небось таскали. Что похуже — то нам, а что получше — то для себя.

   Несмотря на эту блестящую реплику, сила осталась на стороне врага и пришлось засесть в детской.

   А тут как на грех нужно было спешно разрешить богословский спор между мной и Леной из-за разбойника и молитвы. Батюшка сказал, что каждое дело надо начинать с молитвой. И вот меня поразило положение разбойника: идет убивать, а ведь должен помолиться, потому что убивать-то ведь это же его дело. А Лена возражала, что ему молиться не надо, что ему, мол, все уж заодно прощается.

   Спросить не у кого, драться нельзя. Беда!

   Наконец пришла Лиза.

   У Лизы лицо худенькое, обтянутое, глаза большие, светлые, очень выпуклые и испуганно-вдохновенные. Все в жизни видит она в двойном, в тройном размере и врет, как нанятая.

   Она на год старше меня. Уже два раза была у исповеди и в нашей компании пользуется уважением.

   Весь быт Лизиной жизни нам известен и очень интересен.

   У нее есть дядя семинарист, Петр Яковлевич, который выпил молоко четырех коров. Пришел, когда никого не было, а в сенях стоял вечерний удой — он все и выпил.

   Потом у них дома есть четыре золотых рояля, но они спрятаны на сеновале, чтобы никто не видал.

   Потом у них никогда не обедают, а стоит в зальце большой шкап, а в шкапу все жареные куры. Кто захочет есть — сунул голову в шкап, съел курицу и пошел.

   Потом у Лизы есть четырнадцать бархатных платьев, но она их носит только ночью, чтобы никто не видал, а днем прячет в кухню под макитру, в которой тесто творят.

   Потом Лиза очень хорошо говорит по-французски, только не на нашем французском, на котором мы с гувернанткой говорим, а на другом, которого никто не понимает.

   Вообще, жизнь у Лизы очень интересная.

   И вот мы сидим тихо, беседуем. Лиза рассказывает новости. Сначала велит клясться и божиться, что никому не проболтаемся. Мы божимся и для прочности еще плюем через левое плечо.

   — Никому?

   — Никому во веки веков аминь!

   Лиза косит глаза на дверь — глаза белые, страшные — и лепечет:

   — Садовника Трифона жена родила двух щенят, а всем сказала, что ребят, а как стали люди дознаваться, она щенят зажарила и велела Трифону съесть.

   — Щенят есть нельзя. Грех, — испуганно говорит Лена.

   — Так ведь она не призналась, сказала, будто ребята.

   У меня похолодели руки. У Лизы у самой от страха на глазах выступили слезы и нос распух.

   — Это ее черт научает. Это уж известно, черт к спящему человеку очень легко может подступиться.

   — Лиза, а ты видела черта?

   — Видела. Это с вечера замечать надо. Коли у тебя на шее крестик очень заблестит, значит, непременно ночью черт и явится.

   — А ты видала?

   — Видала. Я ночью, как проснусь, так сейчас голову высуну и смотрю, и всегда вижу: над папой черт и над мамой черт. Так над каждым по черту всю ночь стоят.

   — В черной кошке, говорят, очень много этого самого, — говорю я.

   — Чего?

   — Черта. Если она дорогу перебежит — беда неминучая.

   — Даже заяц черный и то опасно, — вставляет Лена.

   Я в душе удивляюсь, откуда она без меня такую штуку узнала.

   — Очень опасно, — подтверждает Лиза. — Когда наша Лидочка помирала, поехали мы с тетей Катей в Лычевку за кисеей. Едем назад, вдруг кошка через дорогу. Потом вдруг заяц! Потом волк! Потом медведь! Потом тигр! Потом крот! Приезжаем, а Лидочка уже померла.

   Я от волнения давно уже влезла коленями на стул, локтями на стол.

   — Ох, Лиза, как все это страшно. Только я сама ничего не боюсь. Я только волков боюсь, и привидений боюсь, и темной комнаты боюсь. И покойников тоже боюсь. Ужасно боюсь. И спать одна в комнате боюсь. И вот еще в лес одна ни за что не пойду. А так — ничего не боюсь. Вот если бы мне на Пасху ружье подарили — вот запалила бы я им всем в лоб! Я ничего не боюсь.

   — А что вам на Пасху подарят? — спрашивает Лиза.

   — Не знаю. Может быть, крокет. А тебе что?

   — А мне подарят… тоже крокет и еще… рояль.

   — Так ведь у тебя уже есть рояли.

   — Есть, да еще нужно. Потом подарят карету, потом коробку сардинок с позолотой, потом подарят туфли, вышитые золотом, потом золотой гребешок и золоченую ложечку.

   Счастливая Лиза! Все у нее с золотом.

   — Лиза, а отчего от тебя всегда луком пахнет? И дымом.

   — Это у нас такие одеколоны.

   У Лены глаза стали круглые, но я-то знаю, что одеколон бывает различного запаха, разных цветов и трав. Ну, у них, значит, луковый.

   — А вы к заутрене поедете? — вдруг спрашивает Лиза.

   Ух, этого вопроса я и боялась. Мы ведь всю страстную толковали о том, как будет у заутрени и какие платья нам наденут — неужто, мол, не голубые.

   Я сделала вид, что не слышу, и вдруг с удивлением услышала, как Лена спокойно отвечает:

   — Еще неизвестно ничего. Какая будет погода.

   Вот молодчина! Я бы так никогда не сумела.

   — Тетя Соня говорила, что в прошлом году была на Пасху в Архангельске и там шел снег, — поддерживаю я наше достоинство.

   — А моя мама говорила, будто вас в этом году не возьмут в церковь, — очень бестактно замечает Лиза.

   Входит няня. Держит наотлет выглаженные передники и с негодованием хлопает себя по бедру свободной рукой.

   — Опять она на коленях! Все паголенки протерла — не наштопаешься.

   «Она» — это я.

   Сразу послушаться и слезть со стула невозможно. Унизительно. Я медленно, как будто сама по себе, спускаю одну ногу.

   — Да слезешь ты или нет! — кричит няня. — Говори не говори, что об стену горох. Лиза, одевайся, за тобой тетка пришла.

   Лиза подымается. Тут уж вполне удобно и мне слезть со стула.

   Лиза повязывает голову шерстяным платком и шепчет, кося глаза на няню, чтобы та не слышала:

   — У вашей няни в перине, вместо пуху, три миллиона золотыми деньгами натыкано. Это уже все разбойники знают.

   У Лизы в темном платке лицо белое и худое, как у монашки. От слов ее страшно мне за няню. У Лены нижняя губа кривится и ходит из стороны в сторону. Сейчас Лена заревет.

   Лиза быстро косит глазами на няню: молчите, мол.

   Уходит.

   Мы остаемся с Леной вдвоем. Молчим.

   Все после Лизы делается таким особенным, таинственным и тревожным.

   Вишневое деревцо зеленеющими прутиками шевелит за окном, засматривает в комнату.

   Одеяло на няниной постели будто шевелится. Может быть, разбойник залез туда, спрятался и золото грабит…