Переоценка ценностей

Автор: Тэффи

Тэффи

  

Переоценка ценностей

  

   Мелочи жизни. Русская сатира и юмор второй половины XIX — начала XX в.

   М., «Художественная литература», 1988. (Классики и современники, Рус. классич. лит.)

   OCR Бычков М. Н.

  

   Петя Тузин, гимназист первого класса, вскочил на стул и крикнул:

   — Господа! Объявляю заседание открытым!

   Но гул не прекращался. Кого-то выводили, кого-то стукали линейкой по голове, кто-то собирался кому-то жаловаться.

   — Господа! — закричал Тузин еще громче.— Объявляю заседание открытым. Семенов-второй! Навались на дверь, чтобы приготовишки не пролезли. Эй, помогите ему! Мы будем говорить о таких делах, которые им слышать еще рано. Ораторы, выходи! Кто записывается в ораторы, подними руку. Раз, два, три, пять. Всем нельзя, господа; у нас времени не хватит. У нас всего двадцать пять минут осталось. Иванов-четвертый! Зачем жуешь! Сказано — сегодня не завтракать! Не слышал приказа?

   — Он не завтракает, он клячку жует.

   — То-то, клячку! Открой-ка рот! Федька, сунь ему палец в рот, посмотри, что у него. А? Ну то-то! Теперь прежде всего решим, о чем будем рассуждать. Прежде всего, я думаю… ты что, Иванов-третий?

   — Плежде всего надо лассуждать пло молань,— выступил вперед очень толстый мальчик с круглыми щеками и надутыми губами.— Молань важнее всего.

   — Какая молань? что ты мелешь? — удивился Петя Тузин.

   — Не молань, а молаль! — поправил председателя тоненький голосок из толпы.

   — Я и сказал молань! — надулся еще больше Иванов-третий.

   — Мораль? Ну хорошо, пусть будет мораль. Так, значит, мораль… А как это мораль… это про что?

   — Чтобы они не лезли со всякой ерундой,— волнуясь, заговорил черненький мальчик с хохлом на голове.— То нехорошо, другое нехорошо. И этого нельзя делать, и того не смей. А почему нельзя — никто не говорит. И почему мы должны учиться? Почему гимназист непременно обязан учиться? Ни в каких правилах об этом не говорится. Пусть мне покажут такой закон, я, может быть, тогда и послушался бы.

   — А почему тоже говорят, что нельзя класть локти на стол? Все это вздор и ерунда,— подхватил кто-то из напиравших на дверь.— Почему нельзя? Всегда буду класть…

   — И стоб позволили зениться,— пискнул тоненький голосок.

   — Кричат «не смей воровать!»,— продолжал мальчик с хохлом.— Пусть докажут. Раз мне полезно воровать…

   — А почему вдруг говорят, чтоб я муху не мучил? — забасил Петров-второй.— Если мне доставляет удовольствие…

   — А мама говорит, что я должен свою собаку кормить. А с какой стати мне о ней заботиться? Она для меня никогда ничего не сделала!..

   — Стоб не месали вступать в блак,— пискнул тоненький голосок.

   — А кроме того, мы требуем полного и тайного женского равноправия. Мы возмущаемся и протестуем. Иван Семеныч нам всё колы лепит, а в женской гимназии девчонкам ни за что пятерки ставит. Мне Манька рассказывала…

   — Подожди, не перебивай! Дай сказать! Почему же мне нельзя воровать? Раз это мне доставляет удовольствие.

   — Держи дверь! Напирай сильней! Приготовишки ломятся.

   — Тише! Тише! Петька Тузин! Председатель! Звони ключом об чернильницу — чего они галдят!

   — Тише, господа! — надрывался председатель.— Объявляю, что заседание продолжается.

   Иванов-третий продвинулся вперед.

   — Я настаиваю, чтоб лассуждали пло молань! Я хочу пло молань говолить, а Сенька мне в ухо дует! Я хочу, чтоб не было никакой молани. Нам должны всё позволить. Я не хочу увазать лодителей, это унизительно. Сенька! Не смей мне в ухо дуть! И не буду слушаться сталших, и у меня самого могут лодиться дети… Сенька! Блось! Я тебе в молду!

   — Мы все требуем свободной любви. И для женских гимназий тоже.

   — Пусть не заплещают нам зениться! — пискнул голосок.

   — Они говорят, что обижать и мучить другого нехорошо. А почему нехорошо? Нет, вот пусть объяснят, почему нехорошо, тогда я согласен. А то эдак все можно выдумать: есть нехорошо, спать нехорошо, нос нехорошо, рот нехорошо. Нет, мы требуем, чтобы они сначала доказали. Скажите пожалуйста — «нехорошо». Если не учишься — нехорошо. А почему же, позвольте спросить,— нехорошо? Они говорят — «дураком вырастешь». Почему дурак нехорошо? Может быть, очень даже хорошо.

   — Дулак — это холосо!

   — И по-моему хорошо. Пусть они делают по-своему, я им не мешаю. Пусть и они мне не мешают. Я ведь отца по утрам на службу не гоняю. Хочет — идет, не хочет — мне наплевать. Он третьего дня в клубе шестьдесят рублей проиграл. Ведь я же ему ни слова не сказал. Хотя, может быть, мне эти деньги и самому пригодились бы. Однако смолчал. А почему? Потому что я умею уважать свободу каждого ин-ди…юн-ди…ви-ди-ума. А он меня по носу тетрадью хлопает за каждую единицу. Это гнусно. Мы протестуем.

   — Позвольте, господа, я должен все это занести в протокол. Нужно записать. Вот так: «Пратакол засе…» «Засе» или «заси»? «Засидания». Что у нас там первое?

   — Я говорил, чтоб не приставали локти на стол…

   — Ага! как же записать?.. Нехорошо — «локти». Я напишу «оконечности». «Протест против запрещения класть на стол свои оконечности». Ну, дальше.

   — Стоб зениться…

   — Нет, врешь, тайное равноправие!

   — Ну ладно, я соединю. «Требуем свободной любви, чтоб каждый мог жениться, и тайное равноправие полового вопроса для дам, женщин и детей». Ладно?

   — Тепель пло молань.

   — Ну ладно. «Требуем переменить мораль, чтоб ее совсем не было. Дурак — это хорошо».

   — И воровать можно.

   — «И требуем полной свободы и равноправия для воровства и кражи, и пусть все, что нехорошо, считается хорошо». Ладно?

   — А кто украл, напиши, тот совсем не вор, а просто так себе человек.

   — Да ты чего хлопочешь? Ты не слимонил ли чего-нибудь?

   — Караул! Это он мою булку слопал. Вот у меня здесь сдобная булка лежала: а он все около нее боком… Отдавай мне мою булку!.. Сенька! Держи его, подлеца! Вали его на скамейку! Где линейка?.. Вот тебе!.. Вот тебе!..

   — А-а-а! Не буду! Ей-богу, не буду!..

   — А, он еще щипаться!..

   — Дай ему в молду! Мелзавец! Он делется!..

   — Загни ему салазки! Петька, заходи сбоку!.. Помогай!..

   Председатель вздохнул, слез со стула и пошел на подмогу.