Брошечка

Автор: Тэффи

  

Н. А. Тэффи

  

Брошечка

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 1: «И стало так…»

   М., «Лаком», 1997.

  

   Супруги Шариковы поссорились из-за актрисы Крутомирской, которая была так глупа, что даже не умела отличать женского голоса от мужского и однажды, позвонив к Шарикову по телефону, закричала прямо в ухо подошедшей на звонок супруге его:

   — Дорогой Гамлет! Ваши ласки горят в моем организме бесконечным числом огней!

   Шарикову в тот же вечер приготовили постель в кабинете, а утром жена прислала ему, вместе с кофе записку:

   «Ни в какие объяснения вступать не желаю. Все слишком ясно и слишком гнусно. Анастасия Шарикова».

   Так как самому Шарикову, собственно говоря, тоже ни в какие объяснения вступать не хотелось, то он и не настаивал, а только старался несколько дней не показываться жене на глаза. Уходил рано на службу, обедал в ресторане, а вечера проводил с актрисой Крутомирской, часто интригуя ее загадочной фразой:

   — Мы с вами, все равно, прокляты и можем искать спасения только друг в друге.

   Крутомирская восклицала:

   — Гамлет! В вас много искренности! Отчего вы не пошли на сцену?

   Так мирно протекло несколько дней, и вот однажды, утром, а именно в пятницу десятого числа, одеваясь,

   Шариков увидал на полу, около дивана, на котором он спал, маленькую брошечку с красноватым камешком. Шариков поднял брошечку, рассматривал и думал:

   — У жены такой вещицы нет. Это я знаю наверное. Следовательно, я сам вытряхнул ее из своего платья. Нет ли там еще чего?

   Он старательно вытряс сюртук, вывернул все карманы.

   Откуда она взялась?

   И вдруг он лукаво усмехнулся и подмигнул себе левым глазом.

   Дело было ясное: брошечку сунула ему в карман сама Крутомирская, желая подшутить. Остроумные люди часто так шутят, — подсунут кому-нибудь свою вещь, а потом говорят: «А ну-ка, где мой портсигар или часы? А ну-ка, обыщем-ка Ивана Семеныча».

   Найдут и хохочут. Это очень смешно.

   Вечером Шариков вошел в уборную Крутомирской и, лукаво улыбаясь, подал ей брошечку, завернутую в бумагу.

   — Позвольте вам преподнести, хе-хе!

   — Ну к чему это! Зачем вы беспокоитесь! — деликатничала актриса развертывая подарок. Но, когда развернула и рассмотрела, вдруг бросила его на стол и надула губы:

   — Я вас не понимаю! Это, очевидно, шутка! Подарите эту дрянь вашей горничной. Я не ношу серебряной дряни с фальшивым стеклом.

   — С фальшивым стекло-ом? — удивился Шариков. — Да, ведь, это же ваша брошка! И разве бывает фальшивое стекло?

   Крутомирская заплакала и одновременно затопала ногами — из двух ролей зараз.

   — Я всегда знала, что я для вас ничтожество! Но я не позволю играть честью женщины!.. Берите эту гадость! берите! Я не хочу до нее дотрагиваться: она, может быть, ядовитая!

   Сколько ни убеждал ее Шариков в благородстве своих намерений, Крутомирская выгнала его вон.

   Уходя, Шариков еще надеялся, что все это уладится, но услышал пущенное вдогонку: «Туда же! Нашелся Гамлет! Чинуш несчастный!»

   Тут он потерял надежду.

   На другой день надежда воскресла без всякой причины, сама собой, и он снова поехал к Крутомирской. Но та не приняла его. Он сам слышал, как сказали:

   — Шариков? Не принимать!

   И сказал это — что хуже всего — мужской голос. На третий день Шариков пришел к обеду домой и сказал жене:

   — Милая! Я знаю, что ты святая, а я подлец. Но нужно же понимать человеческую душу!

   — Ладно! — сказала жена. — Я уже четыре раза понимала человеческую душу! Да-с! В сентябре понимала, когда с бонной снюхались, и у Поповых на даче понимала, и в прошлом году, когда Маруськино письмо нашли. Нечего, нечего! И из-за Анны Петровны тоже понимала. Ну, а теперь баста!

   Шариков сложил руки, точно шел к причастию, и сказал кротко:

   — Только на этот раз прости! Наточка! За прошлые раза не прошу! За прошлые не прощай. Бог с тобой! Я, действительно, был подлецом, но теперь клянусь тебе, что все кончено.

   — Все кончено? А это что?

   И, вынув из кармана загадочную брошечку, она поднесла ее к самому носу Шарикова. И, с достоинством повернувшись, прибавила:

   — Я попросила бы вас не приносить, по крайней мере, домой вещественных доказательств вашей невинности — ха-ха!.. Я нашла это в вашем сюртуке. Возьмите эту дрянь, она жжет мне руки!

   Шариков покорно спрятал брошечку в жилетный карман и целую ночь думал о ней. А утром решительными шагами пошел к жене.

   — Я все понимаю, — сказал он. — Вы хотите развода. Я согласен.

   — Я тоже согласна! — неожиданно обрадовалась жена. Шариков удивился.

   — Вы любите другого?

   — Может быть.

   Шариков засопел носом.

   — Он на вас никогда не женится.

   — Нет, женится!

   — Хотел бы я видеть… Ха-ха!

   — Во всяком случае, вас это не касается.

   Шариков вспылил:

   — По-озвольте! Муж моей жены меня не касается. Нет, каково? А.

   Помолчали.

   — Во всяком случае, я согласен. Но перед тем, как мы расстанемся окончательно, мне хотелось бы выяснить один вопрос. Скажите, кто у вас был в пятницу вечером?

   Шарикова чуть-чуть покраснела и ответила неестественно честным тоном:

   — Очень просто: заходил Чибисов на одну минутку. Только спросил, — где ты, и сейчас же ушел. Даже не раздевался ничуть.

   — А не в кабинете ли, на диване, сидел Чибисов? — медленно проскандировал Шариков, проницательно щуря глаза.

   — А что?

   — Тогда все ясно. Брошка, которую вы мне тыкали в нос, принадлежит Чибисову. Он ее здесь потерял.

   — Что за вздор? Он брошек не носит! Он мужчина!

   — На себе не носит, а кому-нибудь носит и дарит. Какой-нибудь актрисе, которая никогда и Гамлета-то в глаза не видала. Ха-ха! Он ей брошки носит, а она его чинушом ругает. Дело очень известное! Ха-ха! Можете передать ему это сокровище.

   Он швырнул брошку на стол и вышел.

   Шарикова долго плакала. От одиннадцати до без четверти два. Затем запаковала брошечку в коробку из-под духов и написала письмо.

  

   «Объяснений никаких не желаю. Все слишком ясно и слишком гнусно. Взглянув на посылаемый вам предмет, вы поймете, что мне все известно.

   Я с горечью вспоминаю слова поэта:

   Так вот где таилась погибель моя:

   Мне смертию кость угрожала.

   В данном случае кость — это вы. Хотя, конечно, ни о какой смерти не может быть и речи. Я испытываю стыд за свою ошибку, но смерти я не испытываю. Прощайте. Кланяйтесь от меня той, которая едет на «Гамлета», зашпиливаясь брошкой в полтинник. Вы поняли намек?

   Забудь, если можешь!

А».

  

   Ответ на письмо пришел в тот же вечер. Шарикова читала его круглыми от бешенства глазами.

  

   «Милостивая государыня! Ваше истерическое послание я прочел и пользуюсь случаем, чтобы откланяться. Вы облегчили мне тяжелую развязку. Присланную вами, очевидно, чтобы оскорбить меня, штуку я отдал швейцарихе.

Sic transit Catilina. Евгений Чибисов».

  

   Шарикова горько усмехнулась и спросила сама себя, указывая на письмо:

   — И это они называют любовью?

   Хотя никто этого письма любовью не называл. Потом позвала горничную:

   — Где барин?

   Горничная была чем-то расстроена и даже заплакана.

   — Уехадчи! — отвечала она. — Уложили чемодан и дворнику велели отметить.

   — А-а! Хорошо! Пусть! А ты чего плачешь?

   Горничная сморщилась, закрыла рот рукой и запричитала. Сначала слышно было только «вяу-вяу», потом и слова:

   — …Из-за дряни, прости Господи, из-за полтинниной человека истребил… ил…

   — Кто?

   — Да жених мой — Митрий, приказчик. Он, барыня-голубушка, подарил мне брошечку, а она и пропади. Уж я искала, искала, с ног сбилась, да, видно, лихой человек скрал. А Митрий кричит: «Растеряха! Я думал, у тебя капитал скоплен, а разве у растерях капитал бывает». На деньги мои зарился… вяу-вяу!

   — Какую брошечку? — похолодев, спросила Шарикова.

   — Обнаковенную, с красненьким, быдто, с леденцом, чтоб ей лопнуть!

   — Что же это?

   Шарикова так долго стояла, выпучив глаза на горничную, что та даже испугалась и притихла. Шарикова думала:

   — Так хорошо жили, все было шито-крыто, и жизнь была полна. И вот, свалилась нам на голову эта окаянная брошка и точно ключом все открыла. Теперь ни мужа, ни Чибисова. И Феньку жених бросил. И зачем это все? Как все это опять закрыть? Как быть?

   И так как совершенно не знала, как быть, то топнула ногой и крикнула на горничную:

   — Пошла вон, дура!

   А, впрочем, больше ведь ничего и не оставалось!

  

КОММЕНТАРИИ

  

   Брошечка. «Так вот где таилась погибель моя…» — строки из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (1822).

   Катилина Луций Сергий (108—62 до н. э.) — римский патриций, организатор заговора с целью свержения республиканской власти; был изобличен Цицероном.