Рекламы

Автор: Тэффи

  

Н. А. Тэффи

  

Рекламы

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 1: «И стало так…»

   М., «Лаком», 1997.

  

   Обратили ли вы внимание, как составляются новые рекламы?

   С каждым днем их тон делается серьезнее и внушительнее. Где прежде предлагалось, там теперь требуется. Где прежде советовалось, там теперь внушается.

   Писали так:

   «Обращаем внимание почтеннейших покупателей на нашу сельдь нежного засола».

   Теперь:

   «Всегда и всюду, требуйте нашу нежную селедку!»

   И чувствуется, что завтра будет:

   «Эй ты! Каждое утро, как глаза продрал, беги за нашей селедкой».

   Для нервного и впечатлительного человека это — отрава, потому что не может он воспринимать этих приказов, этих окриков, которые сыплются на него на каждом шагу.

   Газеты, вывески, объявления на улицах — все это дергает, кричит, требует и приказывает.

   Проснулись вы утром после тусклой малосонной петербургской ночи, берете в руки газету, и сразу на беззащитную и не устоявшуюся душу получается строгий приказ:

   «Купите! Купите! Купите! Не теряя ни минуты, кирпичи братьев Сигаевых!»

   Вам не нужно кирпичей. И что вам с ними делать в маленькой, тесной квартирке? Вас выгонят на улицу, если вы натащите в комнаты всякой дряни. Все это вы понимаете, но приказ получен, и сколько душевной силы нужно потратить на то, чтобы не вскочить с постели и не ринуться за окаянным кирпичом!

   Но вот вы справились со своей непосредственностью и лежите несколько минут разбитый и утираете на лбу холодный пот.

   Открыли глаза:

   — «Требуйте всю нашу подпись красными чернилами: Беркензон и сын!»

   Вы нервно звоните и кричите испуганной горничной:

   — Беркензон и сын! Живо! И чтоб красными чернилами! Знаю я вас!..

   А глаза читают:

   «Прежде чем жить дальше, испробуйте наш цветочный одеколон, двенадцати тысяч запахов».

   «Двенадцать тысяч запахов! — ужасается ваш утомленный рассудок. — Сколько на это потребуется времени! Придется бросить все дела и подать в отставку».

   Вам грозит нищета и горькая старость. Но долг прежде всего. Нельзя жить дальше, пока не перепробуешь двенадцать тысяч запахов цветочного одеколона.

   Вы уже уступили раз. Вы уступили Беркензону с сыном, и теперь нет для вас препон и преград.

   Нахлынули на вас братья Сигаевы, вынырнула откуда-то вчерашняя сельдь нежного засола и кофе «Аппетит», который нужно требовать у всех интеллигентных людей нашего века, и ножницы простейшей конструкции, необходимые для каждой честной семьи трудящегося класса, и фуражка с «любой кокардой», которую нужно выписать из Варшавы, не «откладывая в долгий ящик», и самоучитель на балалайке, который нужно сегодня же купить во всех книжных и прочих магазинах, потому что (о, ужас!) запас истощается, и кошелек со штемпелем, который можно только на этой неделе купить за двадцать четыре копейки, а пропустите срок — и всего вашего состояния не хватит, чтобы раздобыть эту, необходимую каждому мыслящему человеку, вещицу. — Вы вскакиваете и как угорелый вылетаете из дому. Каждая минута дорога!

   Начинаете с кирпичей, кончаете профессором Бехтеревым, который уступая горячим просьбам ваших родных, соглашается посадить вас в изолятор.

   Стены изолятора обиты мягким войлоком, и, колотясь о них головой, вы не причиняете себе серьезных увечий.

   У меня сильный характер, и я долго боролась с опасными чарами рекламы. Но все-таки они сыграли в моей жизни очень печальную роль.

   Дело было вот как:

   Однажды утром проснулась я в каком-то странном, тревожном настроении. Похоже было на то, словно я не исполнила чего-то нужного или позабыла о чем-то чрезвычайно важном.

   Старалась вспомнить, — не могу.

   Тревога не проходит, а все разрастается, окрашивает собою все разговоры, все книги, весь день.

   Ничего не могу делать, ничего не слышу из того, что мне говорят. Вспоминаю мучительно и не могу вспомнить.

   Срочная работа не выполнена, и к тревоге присоединяется тупое недовольство собою и какая-то безнадежность.

   Хочется вылить это настроение в какую-нибудь реальную гадость, и я говорю прислуге:

   — Мне кажется, Клаша, что вы что-то забыли. Это очень нехорошо. Вы видите, что мне некогда, и нарочно все забываете.

   Я знаю, что нарочно забыть нельзя, и знаю, что она знает, что я это знаю. Кроме того, я лежу на диване и вожу пальцем по рисунку обоев; занятие не особенно необходимое, и слово «некогда» звучит при такой обстановке особенно скверно.

   Но этого-то мне и надо. Мне от этого легче.

   День идет скучный, рыхлый. Все неинтересно, все не нужно, все только мешает вспомнить.

   В пять часов отчаяние выгоняет меня на улицу и заставляет купить туфли совсем не того цвета, который был нужен.

   Вечером в театре. Так тяжело!

   Пьеса кажется пошлой и ненужной. Актеры — дармоедами, которые не хотят работать.

   Мечтается уйти, затвориться, в пустыне и, отбросив все бренное, думать, думать, пока не вспомнится то великое, что забыто и мучит.

   За ужином отчаяние борется с холодным ростбифом и одолевает его. Я есть не могу. Я встаю и говорю своим друзьям:

   — Стыдно! вы заглушаете себя этой пошлостью (жест в сторону ростбифа), чтобы не вспоминать о главном.

   И я ушла.

   Но день еще не был кончен. Я села к столу и написала целый ряд скверных писем и велела тотчас же отослать их.

   Результаты этой корреспонденции я ощущаю еще и теперь и, вероятно, не изглажу их за всю жизнь!..

   В постели я горько плакала.

   За один день опустошилась вся моя жизнь. Друзья поняли, насколько нравственно я выше их, и никогда не простят мне этого. Все, с кем я сталкивалась в этот великий день, составили обо мне определенное непоколебимое мнение. А почта везет во все концы света мои скверные, то есть искренние и гордые письма.

   Моя жизнь пуста, и я одинока. Но это все равно. Только бы вспомнить.

   Ах! Только бы вспомнить то важное, необходимое, нужное, единственное мое!

   И вот я уже засыпала, усталая и печальная, как вдруг словно золотая проволочка просверлила темную безнадежность моей мысли. Я вспомнила.

   Я вспомнила то, что мучило меня, что я забыла, во имя чего пожертвовала всем, к чему тянулась и за чем готова была идти, как за путеводной звездой к новой прекрасной жизни.

   Это было объявление, прочтенное мною во вчерашней газете.

   Испуганная, подавленная, сидела я на постели и, глядя в ночную темноту, повторяла его от слова до слова. Я вспомнила все. И забуду ли когда-нибудь!

   «Не забывайте никогда, что белье монополь — самое гигиеничное, потому что не требует стирки».

   Вот!

  

КОММЕНТАРИИ

  

   Рекламы. Бехтерев В. М. (1857—1927) — русский невропатолог, психолог и психиатр, основатель Психоневрологического института (1908).