В магазинах

Автор: Тэффи

  

Н. А. Тэффи

  

В магазинах

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 1: «И стало так…»

   М., «Лаком», 1997.

  

   Когда дама уезжает на лето, пусть даже в Париж, она непременно должна запастись всякой дрянью на всякий случай жизни.

   А каких только случаев не бывает! Например, прогулка на лодке с мужем и детьми требует серенького платья и высоких башмаков.

   Та же прогулка, но без мужа и детей, требует уже белого платья с открытой шеей и ажурных чулок.

   Все нужно взвесить, все обдумать, все разыскать и купить.

   А то подумайте, какой ужас: вдруг летом приедет к вам в гости Иван Степанович, тот самый Иван Степанович, который недавно сказал вам: «Я люблю голубой цвет — в нем есть что-то небесное», а вы как на грех ничего с собой голубого не взяли! Ну, подумайте только: в хорошеньком вы окажетесь положеньице?

   Поэтому, удивительно ли, что все гостиные дворы и торговые ряды всего мира гудят в начале лета как улей, готовящийся строиться. С утра до ночи, то замирая, то снова ожесточаясь, жужжат по магазинам отъезжающие дамы.

   Дамы бывают разные: дамы покупающие, дамы изнывающие, дамы просто созерцающие. Дамы с картонками, дамы с детьми, дамы со свертками, дамы с мужьями…

   — Анна Николаевна! Вы куда бежите?

   — Простите, дорогая, не узнала вас. Я так измучена… Шестой час, а я с утра здесь. Нужно было пол-аршина ленточки… Зонтик потеряла, не знаю, где… И кошелек, оказывается, дома забыла!

   В магазинах давка и теснота. Покупательницы толкаются, наступают друг другу на шлейфы, и раздающееся при этом томное «pardon» звучит как самое грубое русское «о, чтоб тебе!»

   Измученные приказчики к трем часам дня уже теряют всякую логику.

   — Возьмите этот помпадур-с, — говорят они, развертывая материю. — Ново! Оригинально! Ни у кого еще нет — для вас начинаем. Будете довольны. Все хвалят. Вчера шестьдесят кусков продали этой самой материи, да сегодня восемьдесят, ей-Богу-с!

   — Послушайте, я просила синюю, а вы мне показываете зеленую!

   — Совершенно наоборот, — это зеленая-с.

   — Да, что я не вижу, что ли? И вообще она мне не нравится.

   — Совершенно наоборот, — очень нравится-с.

   — Сударыня! — раздается сладостный голос. — Пожалте наверх. Получите разнообразие.

   — Мальчик! Проводи мадам!

   Несчастнее всех чувствуют себя в этой сутолоке мужья, сопровождающие своих жен. Сначала они еще пробуют острить и подшучивать над дамскими страстями.

   — Бабы!.. Тряпки!.. Отчего нам не придет никогда в голову заниматься подобной ерундой?

   Но они скоро теряют последнюю бодрость духа, смолкают, бледнеют, и глаза их приобретают невинно-фанатическое выражение прерафаэлистских девственниц.

   — Мишель! Которая материя тебе больше нравится — вот эта голубая или сиреневая?

   — Го-голубая…, — раздается тихий стон.

   — Ну, так отрежьте десять аршин сиреневой, — обращается дама к приказчику. — А ты, Мишель, не должен обижаться. Ты ведь сам знаешь, что у тебя нет вкуса!

   И он не обижается! После четырехчасовой беготни по магазинам утрачиваются многие тонкости человеческой психики.

   — Сколько стоит эта пряжка?

   — Шесть рублей.

   — Отчего же так дорого?

   — Помилуйте, сударыня, — отвечает продавщица тоном оскорбленного достоинства, — ведь это — настоящая медь! Чего же вы хотите?

   — А камни плохие!

   — Настоящее шлифованное стекло!

   — Гм… Так нет ли у вас чего-нибудь попроще?

   — Вот могу вам предложить.

   И продавщица, с торжествующим видом, вынимает из ящика нечто в роде печной заслонки.

   — Без всякого лишнего изящества — красиво, прочно, элегантно и дешево!

   Но самый центр, самый пульс жизни представляют шляпные магазины. Перья, птицы, цветы, ленты и еще многое, «чему названья нет», вертится, поднимается, опускается, примеряется…

   Странные шляпки бывают на белом свете! Иная, посмотришь, шляпа как шляпа, а вглядись в нее — целая трагедия: на отогнутых полях, конвульсивно поджав лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или желтая птица, а тут же рядом, «сияя наглой красотой», расцветает букет гвоздики.

   Прямо — гражданский мотив!

   Или представьте себе совершенно невинную шляпку с ленточками, цветочками, и вдруг вы видите, что из этих ленточек торчит маленькая золоченая лапка. Вдумайтесь в эту лапку! И вам покажется будто туда, в самые недра шляпы, провалилась несчастная птица; ее уже не видно, только простертая вверх лапа отчаянно взывает о помощи.

   Жутко!

   Но на психологию шляпок мало обращают внимания.

   — Послушайте, отчего это здесь какой-то неподрубленный лоскут болтается?

   — Это самая последняя французская неглижа! — отвечает приказчик.

   А как прельщают покупательниц продавщицы хороших магазинов. Они поют, как сирены, и как соловьи, сами закрывают глаза, заслушавшись своего пения.

   Они заставят вас купить, вместо намеченной вами хорошенькой розовой шляпки, какой-нибудь коричневый ужас, и вы даже не заметите этого!

   Им ничего не стоит водрузить над бледным, измученным лицом пожилой женщины яркий зеленый колпак, с угрожающими перьями, и потом замереть в экстазе, словно они очарованы представшей пред ними красотой.

   И несчастная, загипнотизированная женщина покупает колпак и делается на весь сезон предметом издевательств уличной толпы, злорадства знакомых и стыда своих родственников.

   И, натешившись вдоволь над одной жертвой, сирены принимаются за другую.

   — Да, но се трешер, слишком дорого, — слабо обороняется жертва.

   — Вы, вероятно, хотите сказать: слишком дешево, — издевается сирена. — Взгляните! Ведь это натуральное воронье перо! Эта шляпка ничего не боится. Вы можете надевать ее и под дождь, и в концерт, и везде она будет одинаково хороша! Мы только потому и уступаем ее так дешево, что она приготовлена в нашей мастерской.

   Через пять минут другая сирена поет над той же самой шляпкой, но уже перед другой покупательницей:

   — Взгляните, какая работа! Здесь все подклеено, ничего нет натурального. Это наша мадам привозит из Парижа.

   Поет, а воронье перо трепещет в ее руках,— трепещет и не знает, что ему думать о своем происхождении: подклеено ли он в Париже, или произошло натуральным путем в России?

   А дама смотрит на него в тоскливом недоумении: когда оно должно стоить дороже — когда натуральное и ровно ничего не боится, или когда подклеено со всей искусственностью, на какую способен Париж?..

   Дама просит, пока что, отложить для нее эту шляпку, потому что ей надо посоветоваться с мужем, подругой, теткой, женой брата и двумя сестрами. Потом она выходит на улицу, долго моргает, приложив палец к виску, и не может понять — кто она, зачем сюда попала, что нужно еще купить и, главное, где она живет.

   — Извозчик! Алло! 127 — 51, тридцать копеек… Ну, чего смотришь? Не хочешь — не надо. Другого возьму.

  

КОММЕНТАРИИ

  

   В магазинах. …невинно-фантастическое выражение прерафаэлистских девственниц — имеются в виду женские образы с картин английских художников-членов «Братства прерафаэлитов» (1848—1853) — Д. Г. Россетти, X. Ханта, Дж. Э. Миллеса и их последователей.