Экзамены

Автор: Тэффи

  

Н. А. Тэффи

  

Экзамены

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 1: «И стало так…»

   М., «Лаком», 1997.

  

   Май месяц — самый разгар экзаменов.

   По улицам ходят бледные гимназисты, с ошалевшими глазами, и испуганные, насмерть зазубрившиеся гимназистки.

   Институтки на улицу не показываются, но всем и так известно, что именно в эти дни они пьют чернила и глотают апельсиновые косточки, за неимением под рукою более сильных ядов.

   Каждое утро несколько тысяч молодых сердец посылают к небу самые горячие мольбы, чтобы гимназия провалилась сквозь землю.

   — Ведь бывают же на свете землетрясения! Почему же именно мы такие несчастные, что у нас земля не трясется…

   Одна девочка даже придумала способ, как искусственно вызвать землетрясение.

   — Очень просто! — говорила она. — Нужно только условиться и людям, и лошадям, чтобы все в один и тот же час, в одну и ту же минуту подпрыгнули. Земля тогда и встряхнется.

   Великая идея не нашла последователей, гимназия не провалилась, провалилась только сама девочка на экзамене по Закону Божию.

   Спросили у нее, кто был евангелист Марк? Она вся затряслась от ужаса и ответила:

   — Лука!

   И батюшка, и ассистенты долго просили ее одуматься, но она решила твердо стоять на своем, и не дала себя сбить с толку. Когда ее отправили на место, она, делая установленный законами реверанс, сказала в последний раз тихо, но ясно:

   — Евангелист Марк был Лука.

   Но тяжелее всего приходится на экзамене по русской словесности, когда нужно писать сочинение.

   Для выпускных экзаменов присылаются темы из министерства в конвертах. В младших классах учитель придумывает их сам, и темы часто конкурируют с исполнением по части глубокомысленности.

   Один учитель, — его, правда, скоро выгнали, — задал тему следующую: «Что бы ответил Евгений Онегин на письмо Татьяны, если бы Татьяна была мужчиной».

   В классе было тридцать восемь девочек, и каждая из них написала сочинение на трех страничках тетради — меньше не допускалось.

   Ах, я думаю, дорого бы дала Академия Наук, чтобы прочесть хоть одно из этих сочинений. Но судьба ее не балует, нашу Академию Наук.

   Но бывают темы и еще интереснее. Недавно у одних знакомых видела я девочку лет двенадцати, с туго заплетенной косичкой и веснушками на круглом носу.

   Косичка прыгала у нее за плечами, потому что девочка была очень довольна: она только что получила двенадцать за трудное сочинение.

   — А какую же вам дали тему? — спросила я.

   — Очень трудную: «О страстях человеческих».

   Родители девочки испуганно переглянулись.

   — Что ты сказала?

   — «О страстях человеческих», — невозмутимо повторила девочка. — На основании Хлестакова и Антигоны.

   — И… и что же ты написала? — задрожал отец.

   — Написала, что у Хлестакова была страсть лгать, а у Антигоны была страсть хоронить своего брата.

   Мы успокоились.

  

* * *

  

   Больше всего волнуются выпускные институтки. У них, кроме экзаменов, столько чисто институтских обычаев и обрядов, которые все надо выполнить с надлежащим усердием.

   Теперешняя институтка отличается от прежних в самом основном своем миросозерцании.

   Так, например, прежние убеждения, что коровка дает молочко, а телятки — сливки, и что на лугу пасется говядина, — разделяются далеко не всеми институтками.

   Многие, не убоявшись прозы жизни, окончив институт, собираются на медицинские курсы, тогда как в былые времена, каждая уважающая себя девица должна была «выезжать» и искать жениха, а не уважающая шла в гувернантки — воспитывать помещичьих детей.

   — Милые детки! — говорила такая гувернантка, гуляя с воспитанниками по деревне. — Посмотрите, как бедные мужички безвкусно одеваются. Посмотрите, как неизящны мужицкие дамы.

   Подготовляя девочек к вступлению в институт, они внушали им самые строгие правила религии, а также и самые строгие правила приличия. Эти два принципа до того тесно перепутывались в старых институтских головах, что бедные обладательницы сих последних никак не могли уяснить себе, что из чего вытекает и что чем обусловливается.

   — Ma chère, — говорили они. — Снимите локти со стола! Разве можно держать локти на столе? Разве вы видели, чтобы кого-нибудь из святых изображали с локтем на столе? Локти на стол из всех апостолов клал только один Иуда!

   И строго внушали детям считать апостолов образцом бонтонных манер.

   Остатки этой славной гвардии старого закала встречаются еще до сих пор в институтах и доживают свой долгий век законсервированные в классных дамах и инспектриссах…

   Одна из них очень гордится, что ей удалось лично побеседовать с Александром II.

   Государь, осматривая институт, увидел на стене портрет Петра Великого, и, обернувшись, спросил у классной дамы:

   — Это кто?

   Та, вся затрепетав от ужаса и счастья, перепутала все и пролепетала:

   — Государь! Это ваш потомок.

   Государь очень удивился, посмотрел на нее пристально и спросил:

   — Сколько же вам лет?

   Ей было тридцать, но язык ее согласился выговорить все, что угодно, кроме этой цифры, и, щелкая зубами, она пробормотала:

   — Тринадцать! — и заплакала. Государь прекратил расспросы.

   Но это — лучшее и самое гордое воспоминание в ее жизни.

   Недавно в подведомственном ей классе решили исключить одну воспитанницу-хохлушку Мазько за недостаток математического воображения. Никак не могла понять, что между двумя точками можно провести только одну прямую линию.

   Нарисует на доске две точки, каждую с добрый кулак величиной, начертит между ними пять-шесть линий и торжествует:

   — Га! Чи-ж неможно?

   Вот за все это, а отчасти и за «га!», от которого никак не могли ее отучить, решили ее отправить домой.

   За девочкой приехал отец, здоровенный степной помещик, и стал упрашивать классную даму, чтоб она оставила его дочь еще хоть на годок.

   Та отказала.

   — Я здесь ни при чем, раз сама maman (так называют начальницу) решила, что вашу дочь нужно удалить.

   Помещик вдруг вспыхнул и, топнув ногой, выпалил:

   — Я прекрасно знаю, что моя Наталка дюже способная. И для меня ровно ничего не значит ауто-да-фе вашей начальницы!

   Помещик хотел сказать «авторитет», да слово это, очевидно, в его обиходе было довольно редкое, а тут еще разгорячился, вот и вышло «ауто-да-фе».

   Классная дама, однако, ничуть не удивилась. С «ауто-да-фе» она была знакома еще по Иловайскому. Она только очень обиделась и, придя в класс, немедленно вызвала к доске обреченную на изгнание воспитанницу.

   — Мазько! — сказала она тоном упрека. — Ваш отец очень дурно воспитан. Он сказал, что для него ничего не значит… (всхлипывание)… ничего не значит ауто-да-фе нашей доброй maman!

  

* * *

  

   Память об экзаменах сохраняется долго, у многих на всю жизнь.

   Один старый генерал как-то жаловался:

   — Каждую весну мука! Как лягу спать, так непременно во сне экзамены держу. Чушь! Ерунда! Будто я в корпусе, и меня вызывают: «Ваше превосходительство! Пожалуйте к доске»! Выхожу, и можете себе представить — ни в зуб! Спрашивают о каком-то Петре Амьенском. Молчу и чувствую, что провалился. Начинаю оправдываться… Я, — говорю, — не мог подготовиться. Я уже сорок два года в корпусе не был. Я полком командовал.

   «Это, — отвечают, — не резон. Покажите записку от родителей!» Ну, и провалили.

   И генерал злился, распекал прислугу, укорял жену и обещал сыну, что отдаст его свиней пасти.

   Пусть тот, кто никогда не проваливался во сне на экзамене, первый бросит в него камень.

   Пусть!

  

КОММЕНТАРИИ

  

   Экзамены. Евангелист Марк — спутник и ученик апостола Петра.

   Евангелист Лука — спутник и ученик апостола Павла.

   Хлестаков — персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836).

   Антигона — в древнегреческой мифологии дочь Эдипа и Иокасты. За то, что несмотря на запрет дяди, царя Креонта, погребла тело своего брата Полиника, была замурована в каменной пещере и покончила с собой. Персонаж трагедий Софокла, Расина, оперы Скарлатти и т. п.

   Разве вы видели, чтобы кого-нибудь из святых изображали с локтем на столе? Локти на стол из всех апостолов клал только один Иуда! — имеется в виду эпизод «Тайной вечери»; на фресках и картинах, посвященных «Тайной вечере», Иуда изображен, согласно Священному Писанию, с протянутой рукой.

   ауто-да-фе — сожжение на костре (фр. — autodafé).

   Иловайский — см. коммент. к рассказу «Дача».

   Петр Амьенский (Петр Пустынник, Pierre l’Ermite, ок. 1050—1115) — французский монах и проповедник, вдохновитель первого крестового похода, его бронзовая статуя установлена в Амьене напротив собора.