Сватовство

Автор: Тэффи

Н. А. Тэффи

  

Сватовство

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: «Городок».

   М., Лаком, 1998.

  

   Она подмазала брови и губы, причесала волосы гладко, чтобы четко выделился профиль, и надела темно-красное платье, потому что для своей Каточки, для своей милой подружки, готова была на все.

   Коренев эстет. Коренев и разговаривать не станет с вульгарно причесанной и пошло одетой женщиной.

   А нужно его заставить не только разговаривать, но внимательно вслушаться в ее советы и доводы. Вслушаться и послушаться.

   Она волновалась. Смотрела в зеркало, репетировала наиболее ответственные фразы.

   — Вы должны это сделать! — говорила она сама себе в зеркало и властно сдвигала подмазанные брови. — Вы должны сделать Каточку своей женой. Любовь одной рукой дает нам права, а другой накладывает на нас обязанности… — Нет, положительно, лицо должно быть при этом бледнее!

   Она долго и тщательно втирала пудру, подправляла кисточкой брови и снова репетировала:

   — Любовь одной рукой дает права, а другой… Теперь лучше.

   Как это все трудно! Но, милая Каточка, ты можешь быть спокойна. Ты доверила свою судьбу другу умному и опытному.

   Наконец!

   Коренев пришел очень оживленный и немножко удивленный.

   — Вы меня очень обрадовали, милая Лидочка, вашей запиской, но очень удивили обещанием какого-то серьезного разговора. В чем же дело?

   Она повернулась в профиль, властно сдвинула брови и сказала твердо:

   — Владимир Михайлович! Любовь одной рукой дает вам права, а другой накладывает…

   — Как? — удивился Коренев. — Другой рукой накладывает?

   — Не перебивайте меня! — вспыхнула Лидочка. — Другой рукой накладывает обязанности.

   Коренев подумал, потом взял собеседницу за обе руки и поцеловал сначала одну, потом другую.

   — Я всегда знал, что вы хорошая и серьезная женщина. Только почему вы говорите со мной, точно миссионер с эфиопом? В чем я провинился?

   Лидочка растерялась.

   — Нет, Вовочка, вы не провинились; только вы очень легкомысленный человек, и я боюсь за судьбу моего друга.

   Лицо Коренева сделалось серьезным.

   — В чем дело, Лидочка, говорите прямо?! Дело идет, очевидно, о Каточке?

   — Да, вы угадали. Я лучший друг Каточки. Я дала ей слово, что никому ничего не скажу. И я сдержу клятву. Вы знаете, что Каточка уехала к тетке в Киев?

   — В Киев? Когда? Зачем?

   — Вчера. Уехала от вас. И я поклялась, что не открою вам место ее пребывания, и я не открою.

   — Да ведь вы же сказали, что она в Киеве.

   — Разве? Ну, это я так, вскользь.

   — Послушайте, Лидочка, не мучьте меня! Скажите мне правду — в чем дело? Уверяю вас, что для меня это очень серьезно.

   Он даже побледнел. Лидочка посмотрела на него с некоторым недоумением.

   Неужели он действительно серьезно любит эту Катюшку-вертушку?

   — Извольте, я скажу вам правду, — торжественно ответила она. — Мой друг, Каточка Леженева, любит вас серьезно и искренно. На легкий флирт она не способна. Она рождена быть женой и матерью, а вы рвете ее сердце и относитесь к ней легкомысленно. И вот она решила бежать от вас и там, в уединении, или забыть вас или…

   Она зловеще замолчала. Он схватил ее за руки.

   — Лидочка? Ради Бога? Что вы говорите! Ведь я же люблю ее!

   — Может быть, — иронически скривила губы Лидочка. — Может быть, и любите, но не той любовью, какую заслуживает такая женщина.

   — Но ведь это же недоразумение? Я люблю ее очень серьезно. Я собирался просить ее руки.

   — Неужели? — совершенно некстати удивилась Лидочка.

   — Да! да! Я считаю Каточку очень серьезной и умной девушкой…

   — Ну, относительно этого я, положим, с вами не согласна. В гимназии она еле плелась. На выпускном экзамене ответила, что Геростат был конь Александра Македонского. Нет, уж будем откровенны — умной ее никак нельзя назвать. Я могу это сказать, потому что я лучший ее друг.

   — Я, конечно, не спорю, — замялся Коренев, — но у нее такая серьезная и глубокая душа, какой я не встречал у современных женщин.

   Лидочка вспыхнула. Кому приятно выслушивать такие вещи?

   — Серьезная, ха-ха! За новую шляпку душу продаст!

   — Ну, что вы говорите! Конечно, она любит все красивое, как всякое талантливое существо.

   — Это Каточка-то талантливая? Каточка, которая с трудом одним пальцем на рояли тренькает. «Мадам Лю-лю-у! Я вас люблю-у!» Как моторный гудок. Ха-ха! Ну и удивили же вы меня!

   — Так вы не находите ее талантливой! — опечалился Коренев. — Что-ж, — может быть, вы и правы. Когда смотришь на такое очаровательное личико, как у нее, то невольно приписываешь ему какие-нибудь душевные качества. У нее очаровательная внешность. Она так выделяется между всеми своими приятельницами. Такая изящная красота! Акварельная какая-то!

   Лидочка даже побледнела.

   «Вот идиот какой нашелся! Прямо какой-то бешеный».

   — Ну, знаете, Владимир Михайлович, можно быть смешным, но не до такой степени! У Каточки изящная красота! Конечно, когда она вымажет на себя четыре банки краски всех цветов, так трудно не сделаться акварелью. А вы бы посмотрели на нее утром, пока она не успела еще навертеть на себя фальшивые подкладки да накладки. То-то бы удивились! Мне вы можете верить. Я ее лучший друг и знаю все ее тайны.

   Коренев притих и долго молчал.

   — Лидия Николаевна, — сказал он наконец. — Не щадите меня, она, скажите мне всю правду — она поручила вам поговорить со мною?

   — Нет!.. то есть да. Я дала слово не выдавать ее, но ведь вы же ей не скажете об этом! Это было бы неловко, раз я ее лучший друг.

   — Та-ак. Значит, она все-таки любит меня? Значит, она, несмотря на свое легкомыслие и э-э-э… ограниченность, способна на искреннее и серьезное чувство, в наш век, когда женщины…

   — Ах, перестаньте, Вовочка! Ну, что вы наивничаете. Каждая барышня старается так или иначе выйти замуж. Точно вы не понимаете. Каточка — мой лучший друг, и я, конечно, не позволю сказать о ней ничего дурного, но само собой разумеется…

   — Позвольте, Лидочка? А как же вы намекали как будто даже на самоубийство с ее стороны. Или мне это показалось?

   — Ну, конечно, показалось.

   Оба помолчали. Лидочка глубоко вздохнула и сказала с печалью и состраданием:

   — Ну, что же, милый друг, ведь придется вам жениться, ничего не поделаешь.

   Коренев тоже вздохнул.

   — Я ничего не имею против брака вообще. Боюсь только, что мы с Каточкой мало подходим друг к другу. Ну, да свет не клином сошелся.

   Он ушел печальный, но спокойный. Лидочка долго улыбалась себе в зеркало, тоже печальная, но спокойная.

   — Милая Каточка! Я сделала все, что могла! Но ведь этот Коренев такой упорный идиот!

КОММЕНТАРИИ

  

   Сватовство. Рассказ входил в сборник «Вчера» (Пг. — Издание журнала «Новый Сатирикон». — 1918).

   …что Герострат был конь Александра Македонского — Герострат — житель Эфеса, желая прославиться, поджег в 356 г. до н.э. храм Артемиды в Эфесе. Александр Македонский (356—323 до н.э.) — царь Македонии, великий полководец; согласно преданию, родился в ночь, когда Герострат поджег храм Артемиды. Конь Александра Македонского — Букефал (Буцефал) пал в битве против Пора в 326 г. до н.э.; в гимназических учебниках истории пересказывалась легенда о том, как Александр Македонский укротил Буцефала, не поддававшегося до него ни одному наезднику. Ср. в «Древней истории» Тэффи, пародирующей гимназический курс Иловайского: «Сын Филиппа был Александр Македонский. Хитрый Александр родился нарочно как раз в ту ночь, когда сжег храм безумный грек Герострат; сделал он это для того, чтоб присоединиться к Геростратовой славе, что ему и удалось вполне.

   Александр с детства любил роскошь и излишества и завел себе Буцефала.

   Одержав много побед, Александр впал в сильное самовластье. Однажды друг его Клит, спасший ему когда-то жизнь, упрекнул его в неблагодарности. Чтоб доказать противное, Александр немедленно собственноручно убил несправедливца.

   Вскоре после этого он убил еще кое-кого из своих друзей, боясь упреков в неблагодарности. Та же участь постигла полководца Пармениона, сына его Филона, философа Каллисфена и многих других. Эта невоздержанность в убиении друзей подорвала здоровье великого завоевателя. Он впал в неумеренность и умер значительно раньше своей смерти» («Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — СПб. — 1910. — С. 32).