Птичий день

Автор: Тэффи

  

Н. А. Тэффи

  

Птичий день

  

   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: «Городок».

   М., Лаком, 1998.

  

   Какие ужасы бывают в восточных сказках!

   Калиф Багдадский и его великий визирь были злым волшебником обращены в птиц. Это еще было бы с полбеды, если бы они не забыли чародейного слова «Мутабор». Если бы не забыли, могли бы через год вернуть себе человеческий облик.

   И калиф, и визирь страшно горевали. В те времена быть птицей считалось обидным.

  

* * *

  

   В прошлую пятницу был самый модный день в Париже.

   Разыгрывался большой приз на скачках. Весь Париж был на ипподроме. Лучшие «maisons» лансировали {дома мод показывали (от фр.: «lancer» — впервые показывать).} новые модели, устанавливали моду на весь будущий сезон.

   Азартные игроки ревели и свистели, огромные трибуны дрожали от нетерпеливого топота десятков тысяч ног.

   Англичане, специально переплывшие для этого дня свой пролив, лезли друг другу на плечи и тыкали полевыми биноклями в спину соседей.

   Париж был пуст. Все были там, на скачках.

  

* * *

  

   Вечером «monde» {свет, высшее общество (фр.).} был в Bois de Boulogne.

   Весь день суетились лакеи Pre-Catelan, устраивали длинные столы, принимали заказы по телефону, считали стулья, засовывали карточки в бокалы.

   К девяти часам начался съезд.

  

* * *

  

   Распахнулись дверцы мотора. Вытянулась лапка, ярко-розовая.

   — Чукишш! — зашуршали какие-то перья.

   Вытянулась вторая лапка, и гигантская пестрая птица вылезла и отряхнулась.

   Она была голенастой породы, потому что лапы ее были длинны и тонки. Вроде цапли. На головке пестрый хохолок. Оперение — черное с золотом и длинный алый хвост.

   Птица, осторожно вытягивая лапы, сделала несколько шагов, остановилась и, повернув хохолок, пискнула.

   К ней тотчас подбежал ее самец — черный с коротким хвостом, вроде трясогузки или человека во фраке.

   — Мадам Санвиль, — сказал кто-то в толпе.

   Птица, вытягивая розовые лапки и шевеля хохолком, вошла в ресторан.

   Из другого мотора вытянулась зеленая лапка и выпорхнула маленькая полевая курочка. Закружилась, побежала не в ту сторону.

   — Кэ-кэ-кэ-кэ…

   Две трясогузки, с трудом поспевая, загнали ее в ресторан.

   — Квик! Квик!

   Сердито поворачивая клювом, вылезла старая цесарка и, перебирая серыми, ввернутыми внутрь лапами, пошла по желтой дорожке.

   — Квик!

   Золотые цапли, с оранжевыми крапинками, зеленые какаду с черными хвостами, голубые колибри с серебряными лапками, райские птички с тысячецветным оперением вылезают, выпархивают, выпрыгивают.

   Сопровождающие их самцы как будто слегка смущены.

   У них ведь почти человеческий вид. Человеку выступать рядом с птицей все-таки немножко совестно. Но они оглядываются кругом и быстро успокаиваются. Лица из смущенных делаются гордыми.

   — Моя коноплянка не хуже любого какаду.

   Золото, изумруды, бриллиантовые лапки, жемчужные шейки, сапфирные крылышки, серебряные хвостики.

   — Курлык!

  

* * *

  

   Сколько было хлопот, приготовлений, разговоров, стараний, сколько было пролито настоящих, человеческих слез и потрачено человеческого труда, чтобы к этому великому моменту, к этому самому модному дню Парижа переделать человеческую самку в птичью.

   Сколько отдано за счастье быть птицей. Гарун Аль Рашид! Старый дурак! Радуйся, что забыл «Мутабор».

   Вот эта розовая фламинго с золочеными крылышками и самоцветным хохолком наверное изменила унылой трясогузке с печальными человеческими глазами, которая устало провожает ее на заплетающихся лапах. Изменила с красноклювым, седоперым снегирем. Снегирь, может быть, пошел на подлог или шантаж, чтобы позолотить ей крылышки, и круглые глаза его озабочены, как бы все это дельце не выплыло наружу.

   Райская птичка весело подпрыгивает, отряхая шуршащие перышки. Женщина всегда держит себя так, как того требует ее туалет, и райская птичка распушила веером пестро-сверкающий хвост и тихо, чуть слышно, вопросительно курлычет изумрудным горлышком:

   — Eh bien? Eh bien? {Ну и? Ну и? (фр.).}

   Она подбила на какую-нибудь крупную гадость тоскливо бредущую за ней черноносую ворону.

   — Что поделаешь! Должен же кто-нибудь заплатить за этот момент, за это счастье быть хоть один вечер птицей.

   Суетятся распаренные лакеи, с трудом протискиваются между голыми женскими спинами и пестрыми птичьими хохлами, льют рыбный соус на трясогузкину плешь и звякает оркестр новый любимый фокстрот.

   Розовая фламинго с золочеными крылышками клюет и переворачивает на тарелке подсунутого ей (сегодня все слопают!) гнилого рака. Седоперый снегирь кормит ее, как настоящий птичий самец, сам только изредка опуская клюв в тарелку. Унылая трясогузка смотрит на самоцветный радостный хохолок своей фламинго печальными человеческими глазами, сдвигает брови, хочет что-то понять, что-то сказать, что-то вспомнить — и не может.

   Хоть бы кто-нибудь напомнил ему!

   Перья, хвосты, клювы… Звякает фокстрот… и болит сердце и не может вспомнить чародейного слова.

   — Му-та-бор!

   Вот сейчас… сейчас еще минута и он может быть вспомнит:

   — Му-та-бор…