Дополнения и комментарии к комедии Великодушный муж

Автор: Чернышевский Николай Гаврилович

Николай Гаврилович Чернышевский

Дополнения и комментарии к комедии «Великодушный муж»

Ред. и ком. А. П. Скафтымова.

   Источник: Полное собрание сочинений, т. 13 ( XIII), М. ГИХЛ. 1949 г.

  

Комментарии:

   Печатается по авторской рукописи, хранящийся в Центральном государственном литературном архиве ( N 1006). Рукопись состоит из 9 листов большого почтового формата ( 18 стр.). Нумерация листов дана рукой Чернышевского ( 1-7 и 1-2). Рукопись черновая, с поправками и замечаниями на полях.

   Впервые напечатано в Полном собрании сочинений Н. Г. Чернышевского, т 10, СПб, 1906 г.

   Первоначальное начало комедии имело иную ( потом отвергнутую) редакцию, см. дополнение.

   Со слов Кайданова: » … Или будете уговаривать»… до слов Полянского » До свидания, ( встаёт, громко) Прохор Маркелович»… было зачёркнуто, потом восстановлено. Против этого места рукой Чернышевского написано: » Видел я, что у вас Николай Васильевич, слишком много страха, что бы не вышло опять шесть листов вместо одного. Думал, думал и решил: » Ну, Бог вам судья, пусть пьеса останется без вступительной сцены между вами и Максимом Николаевичем. А, главное, устал и ленюсь. Пусть же останется, как там написано, начало. Восстановите вычеркнутые нами в разговоре Полянского с Кайдановым слова о Пафнутьевых».

   Начиная с 13 явления Праведнов в рукописи начинает именоваться Пафнутьевым.

  

Дополнение:

Явление 1-ое.

Полянский

( стоит, опершись на раму окна локтем, перебирает пальцами по стеклу, потом начинает напевать тихо, после — громче)

   Я здесь, Инезилья,

   Стою под окном.

   Покрыта Севилья

   И мраком и сном.

  

   Исполнен отвагой,

   Закутан плащом,

   С гитарой и шпагой

   Стою под окном.

  

   Ты спишь ли? Гитарой

   Тебя разбужу,

   Проснётся ли старый?

( Выпрямляется).

   Мечом уложу!

Между тем входит Востронюхов на цыпочках, останавливается подле двери и слушает. Полянский идёт по комнате, сделав несколько шагов, снова поёт последние два стиха с полным пафосом самозабвения.

   Проснётся ли старый?

   Мечом уложу.

( Продолжает ходить).

   Востронюхов. Кхе, кхе…

   Полянский ( встрепенувшись). А! Вы пришли, Прохор Маркелович!

   Востронюхов. Прекрасно изволите петь, Аркадий Тимофеевич. По малой моей образованности, не могу вполне понимать всего, но слушало с таким удовольствием, что совсем заслушался.

   Полянский. И понимать-то бесполезно, Прохор Маркелович, потому что к нам это вовсе не идёт. То Испания, а у нас, слава Богу, Россия, то Севилья, а мы в Петербурге. Там женщины умеют любить, мужчины расправляться с врагами, а у нас этого не принято.

   Востронюхов. Точно-с, самоуправство у нас не одобряется-с. Всё должно по закону-с… Зачем изволили требовать, Аркадий Тимофеевич?

   Полянский. Рассчитаться с вами, Прохор Маркелович. Завтра в вагон, и я уезжаю из вашего прекрасного Петербурга.

  

   1869 г.