На перепутье

Автор: Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич.

 

На перепутье.

 

Пьеса в 4-рёх действиях.

 

Действующие лица:

 

Профессор Рудницкий.

Саша, его сын.

Соня, его дочь.

Юрий Ходотов.

Варварина.

Лина, артистка.

Красильников, друг Ходотова.

Никанор, старый трактирщик.

Публика.

Действие первое.

 

В доме Рудницкого.

 

Рудницкий за столом в окружении детей.

 

Рудницкий. Ну, ребята, мы всё-таки должны сыграть пьесу «На перепутье»… Неловко… Публика собралась, и афиши уже напечатаны.

Саша. Ну, что ж, играть так играть! Только вы, полупапаша, не мямлите, в начинайте скорее.

Рудницкий. Ладно… Сын мой! Ставь превыше всего добродетель, а пороки презирай! Порок — очень нехорошая вещь!

Соня (зевает). Кажется, и выспалась сегодня, а зевается. Знаете что, я с первого акта начну умирать, всё-таки время как будто скорее пройдёт!

Рудницкий. Не рано ли? Ведь ты только в четвёртом акте умираешь! Дорогая моя голубка, моя больная кошечка…

Соня. Б-же мой… Кошмар!!! Ещё три акта…

Все уныло молчат.

 

Ходотов (входя). Здравствуйте, господа! Искусство украшает жизнь! Нужно служить ему и ставить превыше всего добродетель, а пороки презирать… Порок — очень нехорошая вещь!

Рудницкий (со слезами). Весь в меня!

Ходотов. Что ты, Соня, невесела?

Соня. Ещё три акта…

Ходотов. Потерпи, милая!

Саша. Эй, как вас там… Полупапаша! Дайте мне кусок земли в Крыму.

Рудницкий. Для чего тебе?

Саша. Для четвёртого акта. Мы на этом клочке всю пьесу распутаем.

Рудницкий. Возьми. Только помни: труд облагораживает человека, и снег выпадает нередко и в летние месяцы…

Действие второе.

 

В гостиной у Рудницких.

 

Рудницкий и Варварина.

 

Варварина (как бы продолжая спор). Сейчас придёт моя дочь — Верочка.

Рудницкий (нервно). Не понимаю — зачем? Для чего она понадобилась в этой пьесе? Лишнюю актрису занять?

Варварина. Для злободневности, батюшка, для неё всё! Тебя, старого, думаешь, для чего потревожили? Пусть мол, за либерализм пострадает! Небось в кадетской партии состоишь, непутёвый? Автор-то то же, поди, газеты читает…

Рудницкий. Да я не про себя. Девчонку зачем?!

Варварина. Для ради лиги. Лиги эти свободной любви пошли… Ну, Зайченко одесский с гимназистками и прочее. Вот Ходотов мою Верочку и приспособил! Меня намедни за кулисами встретил — так чуть не плачет. «Мамаша, — говорит, — до чего мне, — говорит, — жалко, что я в пьесу дела Коваленских не вставил и последнюю речь Покровского… Озлободневить бы её»!

Уходят.

 

Входят Лина и Ходотов.

 

Лина. Ах, как я люблю искусство!.. Надо ему служить, не правда ли, Юрий?

Ходотов. Правильно! Я то же: буду издавать журнал с направлением… Знаешь, Лина… (Задумчиво). Журнал — это рассадник просвещения, а лошадь есть самое благородное животное. Разрешите вас поцеловать?

Лина. Ах, зачем вы меня схватили на руки и тащите к окну? Неужели вы хотите меня выбросить?

Ходотов. Нет, помилуйте… Это я вас так люблю! Любовь — это высшее благо человека, а снег выпадает главным образом зимой.

Лина. Но теперь весна.

В публике движение. Несколько человек собираются уходить.

 

Ходотов. Господа, куда же вы? Ещё не кончилось. Ещё в третьем акте я буду пьянствовать и покажу бывшего человека наподобие горьковского Сатина. Он играть будет на рояле — честное слово. Оставайтесь! А в четвёртом акте декорация есть: «Южный берег Крыма». Право, остались бы…

Публика стоит в недоумении и нерешительности.

 

Один. Остаться уж, что ли?

Другой. Послушайте… А девица эта… Соня — не выйдет больше? Тогда останусь.

Ходотов. Будьте покойны! Она недолго промучится… Раньше четвёртого акта помрёт. Её-б-гу оставайтесь. У нас — без обману.

Публика нерешительно переглядывается, потом садится.

 

Действие третье.

 

Комната в трактире.

 

Ходотов и Красильников за столом, уставленным бутылками.

 

Вокруг, за другими столами, разнообразная публика.

 

Ходотов. Вот сейчас мы будем пьяные! Красильников, расскажите мне вашу жизнь!

Красильников. Анекдот могу. Приходит купец в трактир, видит соловья. «Сколько стоит»? «Сто рублей»! «Зажарь»! Зажарили!.. А он потом говорит: «Отрежь на три (3) копейки».

В публике движение.

 

Ходотов (сильно пьяный). Куда же вы? Ещё я плакать буду! Ещё четвёртый акт будет! Декорации Крыма, световые эффекты… Общее примирение при бенгальском освещении… Господа, позвольте! Никанор, затворяй двери, держи их!!! Скажи там, что б не выдавали верхнего платья!!! Господин пристав! Обратите ваше внимание… Ах, отец, отец!!! Как тяжело мне!.. Я написал пьесу и потерял в себя веру, — никто меня не понимает… Никанор! Верни того штатского, что через ложу улизнуть хочет… Б-же, как тяжело мне, отец! (Плачет).

Занавес.

 

На этом рукопись обрывается. Не окончено.

 

1908 г.

 

Источники текста:

«Современная драматургия», No 3-4. 1992 г. С. 233 — 234.

Аверченко А. Т. «Малое собрание сочинений», СПб, «Азбука-Аттикус», 2014 г. С. 170 — 173.