Шантеклер (Певец зари), или Певучая дверь

Автор: Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич.

 

Шантеклер (Певец зари), или Певучая дверь.

 

Безысходная психологическая трагедия в 2-ух актах.

 

Действующие лица:

Дверь.

Письменный стол.

Диван.

Старая кушетка.

Новая, «молодая» кушетка.

Палка с костяным набалдашником.

Лампа.

Клоп.

Мокрица.

Пылинки.

 

Акт 1.

 

Комната. В комнате письменный стол, старая кушетка, «молодая» кушетка, пылинки. Помещение освещено лампой. Зацепившись за ручку двери, висит палка с костяным набалдашником.

 

Палка. О, как вы прекрасны, дверь! Какая у вас красивая медная ручка! И потом, — как вы скрипите! Когда вы впервые распахнулись, что бы пропустить моего хозяина, а, следовательно, и меня вместе с ним, вы заскрипели так чудесно, что сердце у меня замерло! Вы нарочно так скрипите?

Лампа (подмигивая). Это тайна нашей гениальной двери, она никогда её не раскроет!

Письменный стол (басом). Да! Дверь — это гордость нашей комнаты. О ней знают даже в других покоях. Я много пожил на своём веку и понимаю толк в дверях, чёрт возьми!

Лампа. Ну, я гасну! Пора спать.

В комнате темнеет.

 

Голос 1-ой пылинки. Я ненавижу дверь!

Голос клопа. Я жажду её смерти!

2-ая и 3-тья пылинки. Смерть двери!

Мокрица. О, как бы нам избавиться от двери?!

Палка. За что вы так ненавидите эту прекрасную дверь?

1-ая пылинка. Мы ненавидим её за то, что она проводник свежего воздуха, который сдувает нас и мешает нам жить! Долой свежий, чистый воздух!

Клоп (зловеще). Я ненавижу дверь за то, что она однажды чуть не раздавила меня, неожиданно распахнувшись. И потом, она пищит, и её писк вызывает целые потоки свежего воздуха.

Мокрица. А я просто, без всякой причины её ненавижу! Смерть ей!

Насекомые и пылинки. Смерть двери!

Палка. Как же вы причините ей смерть?

Клоп. Нужно попробовать повернуть ключ в двери. Тогда она лишится способности двигаться, пищать и напускать свежий воздух, а это самое главное!

Тишина. Все засыпают.

 

Акт 2.

 

Там же. Под утро.

 

Палка. О прекрасная дверь! Ты, вызывающая своим скрипеньем волны свежего воздуха! Бежим! Уйдём от них в широкое поле, где я ещё недавно подпирал какого-то старика!

Дверь (вдохновенно, широко раскрыв замочную скважину). Нет! Я вступлю с ними в бой и одолею все эти тёмные силы! За меня правда, за меня свежий воздух, который я вызываю своим скрипом.

Палка. О, как ты прекрасна!

Лампа (загораясь и подмигивая). Жалкий самообман. Твой скрип вовсе не причина свежей струи воздуха. Просто тебя отворяют — вот и всё.

Кто-то снаружи хочет открыть дверь. Палка в любовном экстазе цепляется за косяк и незаметно для себя препятствует её открытию.

 

Дверь. О, пусти меня! Я хочу исполнить свою великую миссию! Не удерживай меня.

Неожиданно от сильно порыва открывается оконная форточка и впускает свежий воздух.

 

Дверь (трагически). Что это?! Свежий воздух проходит мимо меня! Я не пищала и всё-таки чувствую его струю. Это всё ты, палка?!

Дверь дёргают сильнее. Палка страдальчески переламывается.

 

А я всё-таки, несмотря ни на что, буду исполнять своё великое назначение: пищать, скрипеть и освежать атмосферу! (Скрипит).

Письменный стол. Давайте скорее занавес! Сюда приближается человек!

Занавес.

 

1910 г.

 

Из рецензий:

«Певучая дверь» — вещь, безусловно, символическая. Дверь — это наш вечный жизненный самообман, когда мы думаем так, а всё на самом деле обстоит иначе. И большая заслуга наша, если мы, узнав, что ошибались, не бросаем дело, а продолжаем его дальше ради высших идеалов.

«А всё-таки я буду пищать», — говорит дверь, получив наглядное доказательство своих заблуждений.

И тёмные силы — все эти клопы, мокрицы и пылинки — бывают посрамлены.

Прекрасно проведена госпожой Музиль-Бороздиной роль Двери. Артистка даёт полную иллюзию двери и скрипит изумительно натурально. Артистке, очевидно, пришлось потратить на создание роли, костюма и грима много труда.

Очень изящна Палка с костяным набалдашником — господин Глаголин. Тип Палки, мешающей двери открываться, удерживающей её по причине своей узкой эгоистической любви, — передан бесподобно.

Письменный стол — господин Хворостов — нас не удовлетворил. Он часто забывал стоять на четырёх ножках, и ящики его выдвигались довольно ненатурально. Очень забавна и остроумна Лампа. Не мешало бы ей надевать абажур посветлее.

Изящны Пылинки: госпожи Христофорова, Валярская и Кирова. Тарский для роли клопа немного тяжёл. Собравшаяся в громадном количестве публика с большим интересом следила за сложной душевной драмой благородной пылкой Двери и любящей Палки. Пьеса возбуждает хорошие чувства к тому, что принято теперь в ироническом смысле именовать «домашней меблировкой».

Непонятно лишь назначение Кушеток, в пьесе они заявлены драматургом, но их присутствие никак не выражено в сюжете, их роли остаются немыми и неподвижными в самом буквальном значении.

Автору на будущее следует это иметь в виду.

 

Источники текста:

«Современная драматургия»,  3 — 4. 1992 г. С. 235 — 236.

«Русский театральный фельетон» [сборник / сост. и примеч. Е. Ю. Хваленской; вступ. ст. В. З. Паперного]. Л., «Искусство», 1991 г. С. 439 — 441.

Аверченко А. Т. «Малое собрание сочинений», СПб, «Азбука-Аттикус», 2014 г. С. 199 — 202.