Шантеклер (Певец зари), или Певучая дверь
Автор: Аверченко Аркадий Тимофеевич
Аверченко Аркадий Тимофеевич.
Шантеклер (Певец зари), или Певучая дверь.
Безысходная психологическая трагедия в 2-ух актах.
Действующие лица:
Дверь.
Письменный стол.
Диван.
Старая кушетка.
Новая, «молодая» кушетка.
Палка с костяным набалдашником.
Лампа.
Клоп.
Мокрица.
Пылинки.
Акт 1.
Комната. В комнате письменный стол, старая кушетка, «молодая» кушетка, пылинки. Помещение освещено лампой. Зацепившись за ручку двери, висит палка с костяным набалдашником.
Палка. О, как вы прекрасны, дверь! Какая у вас красивая медная ручка! И потом, — как вы скрипите! Когда вы впервые распахнулись, что бы пропустить моего хозяина, а, следовательно, и меня вместе с ним, вы заскрипели так чудесно, что сердце у меня замерло! Вы нарочно так скрипите?
Лампа (подмигивая). Это тайна нашей гениальной двери, она никогда её не раскроет!
Письменный стол (басом). Да! Дверь — это гордость нашей комнаты. О ней знают даже в других покоях. Я много пожил на своём веку и понимаю толк в дверях, чёрт возьми!
Лампа. Ну, я гасну! Пора спать.
В комнате темнеет.
Голос 1-ой пылинки. Я ненавижу дверь!
Голос клопа. Я жажду её смерти!
2-ая и 3-тья пылинки. Смерть двери!
Мокрица. О, как бы нам избавиться от двери?!
Палка. За что вы так ненавидите эту прекрасную дверь?
1-ая пылинка. Мы ненавидим её за то, что она проводник свежего воздуха, который сдувает нас и мешает нам жить! Долой свежий, чистый воздух!
Клоп (зловеще). Я ненавижу дверь за то, что она однажды чуть не раздавила меня, неожиданно распахнувшись. И потом, она пищит, и её писк вызывает целые потоки свежего воздуха.
Мокрица. А я просто, без всякой причины её ненавижу! Смерть ей!
Насекомые и пылинки. Смерть двери!
Палка. Как же вы причините ей смерть?
Клоп. Нужно попробовать повернуть ключ в двери. Тогда она лишится способности двигаться, пищать и напускать свежий воздух, а это самое главное!
Тишина. Все засыпают.
Акт 2.
Там же. Под утро.
Палка. О прекрасная дверь! Ты, вызывающая своим скрипеньем волны свежего воздуха! Бежим! Уйдём от них в широкое поле, где я ещё недавно подпирал какого-то старика!
Дверь (вдохновенно, широко раскрыв замочную скважину). Нет! Я вступлю с ними в бой и одолею все эти тёмные силы! За меня правда, за меня свежий воздух, который я вызываю своим скрипом.
Палка. О, как ты прекрасна!
Лампа (загораясь и подмигивая). Жалкий самообман. Твой скрип вовсе не причина свежей струи воздуха. Просто тебя отворяют — вот и всё.
Кто-то снаружи хочет открыть дверь. Палка в любовном экстазе цепляется за косяк и незаметно для себя препятствует её открытию.
Дверь. О, пусти меня! Я хочу исполнить свою великую миссию! Не удерживай меня.
Неожиданно от сильно порыва открывается оконная форточка и впускает свежий воздух.
Дверь (трагически). Что это?! Свежий воздух проходит мимо меня! Я не пищала и всё-таки чувствую его струю. Это всё ты, палка?!
Дверь дёргают сильнее. Палка страдальчески переламывается.
А я всё-таки, несмотря ни на что, буду исполнять своё великое назначение: пищать, скрипеть и освежать атмосферу! (Скрипит).
Письменный стол. Давайте скорее занавес! Сюда приближается человек!
Занавес.
1910 г.
Из рецензий:
«Певучая дверь» — вещь, безусловно, символическая. Дверь — это наш вечный жизненный самообман, когда мы думаем так, а всё на самом деле обстоит иначе. И большая заслуга наша, если мы, узнав, что ошибались, не бросаем дело, а продолжаем его дальше ради высших идеалов.
«А всё-таки я буду пищать», — говорит дверь, получив наглядное доказательство своих заблуждений.
И тёмные силы — все эти клопы, мокрицы и пылинки — бывают посрамлены.
Прекрасно проведена госпожой Музиль-Бороздиной роль Двери. Артистка даёт полную иллюзию двери и скрипит изумительно натурально. Артистке, очевидно, пришлось потратить на создание роли, костюма и грима много труда.
Очень изящна Палка с костяным набалдашником — господин Глаголин. Тип Палки, мешающей двери открываться, удерживающей её по причине своей узкой эгоистической любви, — передан бесподобно.
Письменный стол — господин Хворостов — нас не удовлетворил. Он часто забывал стоять на четырёх ножках, и ящики его выдвигались довольно ненатурально. Очень забавна и остроумна Лампа. Не мешало бы ей надевать абажур посветлее.
Изящны Пылинки: госпожи Христофорова, Валярская и Кирова. Тарский для роли клопа немного тяжёл. Собравшаяся в громадном количестве публика с большим интересом следила за сложной душевной драмой благородной пылкой Двери и любящей Палки. Пьеса возбуждает хорошие чувства к тому, что принято теперь в ироническом смысле именовать «домашней меблировкой».
Непонятно лишь назначение Кушеток, в пьесе они заявлены драматургом, но их присутствие никак не выражено в сюжете, их роли остаются немыми и неподвижными в самом буквальном значении.
Автору на будущее следует это иметь в виду.
Источники текста:
«Современная драматургия», 3 — 4. 1992 г. С. 235 — 236.
«Русский театральный фельетон» [сборник / сост. и примеч. Е. Ю. Хваленской; вступ. ст. В. З. Паперного]. Л., «Искусство», 1991 г. С. 439 — 441.
Аверченко А. Т. «Малое собрание сочинений», СПб, «Азбука-Аттикус», 2014 г. С. 199 — 202.