Памятник
Автор: Хвощинская Надежда Дмитриевна
Памятник.
В гостиной, убранной роскошно, но пустой,
Когда в окне играл луч солнца золотой,
Между статуями, картинами немыми
Любила я сидеть одна, безмолвно с ними,
И мне казалося в тот час, как шум смолкал,
Что в них — безжизненных — дух жизни воскресал,
Дух жизни, вызванный той тесной мастерскою,
Где появился он впервые и рукою
Художника был в холст иль мрамор заключен,
И жизнью веяло со стен, со всех сторон….
Из множества картин мне памятней одна,
Хоть может быть, другим не нравилась она
Тенями резкими и колоритом знойным:
На ней представлена равнина; к ней спокойно
И жарко небеса склонились, и вдали —
Чуть видною чертой — синела грань земли.
А ближе, на краю дороги желтой, пыльной,
В кустах олив и мирт был памятник могильный,
Но стиля древнего, покрытый прахом, мхом,
Какой-то барельеф изображен на нем
И надпись. Перед ним два путника стояли
И надпись стертую прилежно разбирали.
Она еще теперь как будто предо мной
Своей томительной сияет красотой,
Однообразная, печальная картина:
И небо желтое, и желтая равнина,
И черные плащи двух странников. Меня
Томил зной южного, пылающего дня,
Томило жадное, пытливое вниманье,
С каким истертое, старинное сказанье
Те двое путников старались разобрать.
Как мне хотелося прервать их и сказать:
«Уйдите! для чего распросы у могилы?
Все то, что в ней лежит — уж так давно отжило!
Какая нужда знать, кто спит покойно в ней:
Вольноотпущенник, раб, консул, иль плебей,
Матрона ль гордая, которая сияла
Роскошной прелестью и пышно угощала
Безумный, вечный Рим на играх трижды в год!
Идите вашею дорогой! Пусть займет
Вас мысль вседневная о пище, о ночлеге,
О римской доблести, о жизни полной неги
Не думайте, и в мысль пусть не приходит вам
Оставить памятник таинственный векам,
За тем, чтоб будущность пытливую тревожить.
К чему желать того, что снова быть не может!
На что вам памятник?.. Придет, быть может, час
Когда на всей земле не сыщется для вас,
Погибших, может быть, без пищи и без крова,
Не только мрамора — но глыбы известковой.»
Н. Хвощинская
Пантеон, 1855г., № 2