Арапов Пимен Николаевич

Автор: Зотов Владимир Рафаилович

Арапов, Пимен Николаевич, русский писатель, род. в 1796 г., ум. в 1861 г. Воспитывался в Москве, сначала в пансионе В. В. Измайлова, известного литератора, потом в университетском благородном пансионе. При вступлении в Москву французов, оставив ее, жил в Пензе, в имении отца; в 1814 г., по возобновлении московского университета получил из него свидетельство на звание студента словесного отделения. В том же году писал политические статьи в журнале «Вестник Европы», издаваемый Измайловым. В 1817 г. поступил юнкером в Преображенский полк, где сошелся близко с поручиком Катениным, также страстно любившим театр, как Арапов, и также много трудившимся для нашей сцены. Перейдя потом в кавалергардский полк, сблизился со многими из писателей, играл на домашних театрах, в Москве у князя И. М. Долгорукова, в Петербурге у Шаховского и Загоскина, печатал статьи в «Сыне Отечества» и «Благонамеренном», был избран в члены петербургского «Общества любителей российской словесности и соревнователей просвещения и благотворения». Оставив военную службу, по ходатайству Сперанского, знавшего Арапова в Пензе, определен в канцелярию сибирского генерал-губернатора. Перейдя потом в канцелярию московского военного генерал-губернатора, был его секретарем по управлению московскими театрами, для которых сочинил и перевел до 20-ти пьес, игранных и в Петербурге. Из них напечатаны отдельно и имели в свое время успех: «Польдер, или амстердамский палач», драма, «Блажнин» (в стихах); комедии-водевили: «Статья из газеты», «Прихотник без денег», «Медведь и Паша», «Ватель», «Одушевленные цветы», «Чортов колпак», «Лизанька» (Сандунова, не игранная), «Госпожи Сельмины» и «Секретарь и повар». Из не напечатанных назовем: «Вертер», «Демьянова уха», «Пикасьет», «Волшебное стекло» и проч. Страсть к театру была преобладающею в жизни Арапова; она не оставляла его и во время занятий службою, в вице-губернаторство в Саратове и Новгороде, при министерстве двора и финансов. В первой молодости издал он (в 1813 г.) две переводные повести с немецкого: «Тильзитский мир» и «Смерть Карла I, короля английского», «Кривой коршун» и «Кузнецкий мост» оригинальные рассказы в стихах изданы в 1814 г. под общим заглавием: «Моя жертва Наполеону». Но преимущественно труды его были посвящены театру. В изданном им в 1830 г. альманахе «Радуга» уже преобладало драматическое направление. В 1850 г. издал он «Драматический альбом» с 20-ю портретами русских артистов, снимками со старинных афиш и редких рукописей, относящихся к театру (Москва, в большую осьмушку). В этом альманахе он написал, кроме биографий артистов, исторический очерк постепенного хода и усовершенствования русского театра. Путешествуя за границей, он присылал оттуда частые заметки (в «Северную Пчелу») о театрах парижском лондонском, брюссельском, берлинском, издал в Париже «Драматический букет» собрание портретов русских актрис и танцовщиц (превосходно отпечатанных в литографии Лемерсье), и два большие листа портретов актеров александринской сцены. Но капитальный труд его, единственный в своем роде, составляет «Летопись русского театра», изданная уже по смерти автора. При совершенном отсутствии какой-либо истории нашего театра, книга Арапова служит единственным источником, из которого можно почерпнуть сведения, в хронологическом порядке, о судьбе нашей сцены от начала драматических зрелищ до царствования Николая I. Первая часть труда его: от начала мистерий до царствования Елизаветы разработана слабее, но исследования о театрах при Екатерине и Александре отличаются полнотою и добросовестным изложением фактов. Этот труд дает Ар пову, писателю, не отличающемуся особенным дарованием, право на звание если не первого историка, то первого летописца русского театра.

 

 

В. Зoт.

Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами.

Том V.

Санкт-Петербург, 1862.