Предисловия к книгам Ф.Н. Слепушкина

Автор: Федоров Борис Михайлович

Предисловие.

 

Четыре времени года — воспеты в Англии Томсоном и Попе, в Германии Захариею, во Франции Сен-Ламбертом. Клейст посвятил поэму Весне, а Английской поселянин Блумфильд описал Сельские работы.

Но еще не было поэмы, в которой четыре времени года были бы представлены сообразно с нашею отечественною природою, в которой бы описаны были труды и удовольствия Русских поселян в каждое время года. — Ф. Н. Слепушкин, внушенный природою и любовию к сельской жизни, воспел Русскую Весну, Лето, Осень и Зилу. — Сие новое произведение первого Русского сельского поэта, без сомнения, будет приятнейшим явлением в отечественной Словесности. —

«Стихотворения доброго и почтенного Слепушкина (так сказано в Отечественных Записках, Генварь 1830) приобрели себе Европейскую известность и переводятся в Англии, во Франции и Германии. Имя его сделалось любезно для Русских поселян, которые гордятся его дарованием; во многих селах знают наизусть его стихи и книга Слепушкина переходит, как драгоценность, из рук в руки. Каждый желает насмотреться на портрет его, чтобы сохранить в памяти своей черты человека, делающего честь своему званию — своими дарованиями и примерною доброю жизнию. После сего не удивительно, что сочинения его возбуждают в простолюдинах соревнование и  любовь к просвещению. Этого еще мало. Сии стихотворения, исполненные добродушием поэта, и уроками в преданности к Богу, Царю и Отечеству, разсевают в сердцах благотворные семена добрых нравов, питают прекрасные чувства любви семейной, чистой Веры, почтения к старости, сострадания к ближним, усердия к Отечеству и к Государю.»

 

 

Б. Ф.

 

Предисловие к поэме Ф. Слепушкина «Четыре времени года», 1830г.

 

 

 

 

От издателя.

 

 

Стихотворения Русского крестьянина поэта представляют необыкновенную и приятную новость в области Русской Словесности.— Крестьянин Слепушкин, который воспел свои полевые труды и начертал верную картину сельской жизни, по справедливости заслуживает имя Русского Гезиода.

В надежде, что его единоземцам и собратиям приятно будет видеть черты человека, который трудами своими и способностями приносит особенную честь своему званию, и желая и в других, подобных ему, возбудить соревнование к обращению часов досуга на труды, способствующие к просвещению ума, считаю не излишним приложить при сем издании портрет сего крестьянина-поэта, который к своему дарованию присоединяет особенное искусство в живописи. — В книжном магазине И. В. Сленина выставлен был живописный портрет, списанный за несколько лет пред сим Слепушкиным с самого себя. — Крестьянин поэт — сам говорит:

. . . пишу портреты,

Я с родни, с детей, с друзей,

Ставлю верно их приметы —

В память радости своей.

Я искусства не имею,

Пред судьями вкуса нем.

Хвалят? — веселюсь душею;

Хулят?— Не печалюсь тем.

Но самые строгие судьи вкуса хвалили портрет Графа Мусина — Пушкина, списанный крестьянином Слепушкиным с портрета, находящагося в Музее известного любителя отечественных художеств — П. П. Свиньина. —  Читателям сей книги без сомнения будет приятно узнать, что одна особа, знаменитая любовию к просвещению и благотворениями — приемля участие в Слепушкине, доставила ему случай обозреть чудеса искусства в Императорском Ермитаже— где и позволено крестьянину живописцу-списать копию с картины, какую он сам назначит. Слепушкин избрал для сего одну из портретных картин Рембранта.

 

 

Б. Ф.

1826.

 

(1) Предисловие при первом издании.

 

Досуги сельского жителя. Стихотворения Федора Слепушкина, 1828г.

 

 

 

О жизни  крестьянина Слепушкина.

 

 

Федор Никифорович Слепушкин, крестьянский сын, родился в 1783 году, в Романовском уезде, Ярославской Губернии, и принадлежит к вотчине Екатерины Владимировны Новосильцовой, урожденной Графини Орловой, а проживает здесь около двадцати лет в 15 верстах близ Петербурга, в большой Рыбацкой слободе, что по Шлиссельбургской дороге.

Грамоте — его обучал отец его, сколько умел, принадлежа и сам к числу людей недалеких в грамоте. Девятилепний Федор, оставшись после отца сиротою, отдан был в сидельцы к Московскому лавочнику, торговавшему съестными припасами, но 1е лет был снова взят в деревню для подмоги мельнику, и однажды на ветреной мельнице поспешив пособить при слабом ветре ходу нижних колес — попал левою рукою в самую шестерню, и едва было не лишился жизни. Руку его переломало колесами, хотя другие работники и успели остановить шестерню. — Слепушкин, по словам его, сам себя вылечил, прикладывая к руке блины из ячменной муки, но долго не мог владеть рукою, однако же успел возвратить и движение прикладыванием муравьев; впрочем и поныне на руке его остались следы от раздробления шестернею.—

Чрез несколько лет после сего женился он и с тестем приехал в Пепербург, и снял мелочную лавку в Колонистской слободе. Сначала было трудно Слепушкину жить среди иностpанцев, но мало по малу он научился понимать Немецкий язык — и в короткое время успел приобресть и доверие и любовь окружных жителей, и не одних Колонистов, но и Рыбацкие жители ездили к нему за реку покупать у него, и товар, купленный у зарецкого лавочника, был и дешевый и лучший. Это было причиною, что Слепушкина все стали называть Зарецким.

Между тем по всегдашней набожности любив беседовать о священном писании, Слепушкин от легкомыслия и суеверия вовлечен был в раскол Перекрещенской секты, и пробыл в сем заблуждении около 6 лет; но убеждаясь совестию, что в сем расколе не приобретет спасения души — перешел к другой Старообрядческой церкви, но и там пробыв не более года почувствовал внутреннее влечение возвратиться к истинной Церкви, и по примеру заблуждшего сына, омывая слезами раскаяния ноги отца духовного в 18о9 году, по благословению Преосвященного Митрополита Амвросия, он с женою, детьми и, тестем, бывшим 35 лет в расколе, торжественно вновь присоединен к сынам Православной церкви , и примером своим и советами обратил до шестидесяти человек от раскола к православию.

В 1820 году лишась первой жены и оставаясь с 7 малолетными депьми, Слепушкин хотел, чтоб они не вовсе лишились матери. — Умной забавник-Зарецкой, полюбился дочери Рыбацкого крестьянина, а она ему — и слажена свадьба. Молодая жена удивилась узнав чрез несколько недель, что муж ее прозывается не Зарецким, а Слепушкиным.

Рыбацкие жители столько полюбили Зарецкого, что переманили его на свою сторону; но это очень опечалило Колонистов, которые прощаясь с ним, дали ему в знак благодарности их — Аттестат за общею подписью и свидетельством Пастора их о честности и безкорыстии доброго, услужливого, гостеприимного Слепушкина. С тех пор Слепушкин, благословляя почтенных господ своих — стал, как говорится — жить припеваючи. Тогда – то жена стала петь, а муж начал стихи писать. В пиэсе Вечер — он описал вид из Рыбацкой на другой берег Невы; в пиэсе игра детей радостный опец представил резвость своих милых малюток; в пиэсе: Перевоз, описал случай, доставивший некогда ему щастие спасти жизнь нескольких человек, во время бури на Неве, ехавших в город из дома Пастора Фольборта, и которым Слепушкин по добродушию предложил и лодку и помощь.— Впрочем первые стихи Слепушкина были вдохновение горести; — надгробие первой жене его.

Слепушкин много обязан знакомству с П. П. Свиньиным, копорый указал стeзю его дарованию, дав совет описать сельскую жизнь, и первый ознакомил публику с крестьянином-поэтом в любопытной статье: Прогулка в Шлиссельбург, помещенной в Опечествен. Записках.

Но склонность к живописи обнаружилась в Слепушкине с самого детства. — Еще по шестому году — он рисовал ппичек, избушечки, и мельницы, — а краски его были: сок из черники и малины; в последствии он получил охоту к портретной живописи; списал портреты с себя, жены своей, детей, тестя, тещи, со священника слободы Рыбацкой, с родных, с друзей (1), даже с двух своих прикащиков. — Многие удивляясь сходству, в котором особенное достоинство портретов Слепушкина, просили его писать портрепы, и Слепушкин безденежно наделял портретами своих знакомцев и приятелей. Наконец искусство Слепушкина так ославилось, что вдова купца Брюхова, который умер не заплатя Слепушкину довольно значущей суммы, которою Слепушкин ссудил его не на вексель  — а на честное слово, заплатила сей долг Слепушкину, чтоб только получить от него порпрет ее мужа, написанный Слепушкиным по смерти Брюхова, единственно при помощи памяти и необыкновенного своего дарования, которое и в живописи и в стихотворстве имело наставником — одну природу. (2)

Проезжающие чрез Рыбацкую могут короче познакомиться с сим почтенным крестьянином, который на сорок втором году уже отец многочисленного семейства, имеет трех сыновей, шесть дочерей, и при всем том еще успокоивает с сыновним попечением старость осьмидесятилетнего тестя, отца его первой жены.

 

 

Б. Ф.

1825 Августа 10.

 

(1) С ярослав. купца Крупеникова, с Романов. купца Чагинского, с дочери купца Терликова и проч.

(2) Слепушкин любит чтение, но не много имел времени и случаев читать лучших писателей. Он имеет четкий и красивый почерк, пишет довольно правильно, и в простом его разговоре блестят искры остроумия.

 

 

Досуги сельского жителя. Стихотворения Федора Слепушкина, 1828г.

 

 

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ.

В сей части помещены новые стихотворения Ф. Н. Слепушкина, сочиненныя им после первого издания. В продолжении двух лет он написал сорок новых пиэс.

В то самое время, когда изданныя стихотворения Слепушкина ознакомили его соотечественников с сельским Поэтом, представилось еще приятнейшее явление: общее единодушное ободрение его дарованиям, которое осчастливило участь Слепушкина и всего семейства его.

Господин Министр народного просвещения Александр Семенович Шишков, первый обратил внимание свое на стихотворения Слепушкина и представил их Государю Императору и всей Августейшей фамилии.

Монарх, покровитель Отечественного просвещения осчастливил сельского поэта особенным знаком благоволения, пожаловав ему богатый кафпан с золотыми галунами, а Государыня Императрица Алвксандра Феодоровна пожаловала Слепушкину золотые часы.

Государыня Императрица Мария Феодоровна изъявила желание видеть крестьянина Поэта, и Слепушкин, представленный Ее Величеству в Зимнем Дворце Господином Министром народного просвещения, имел счастие слышать самые милостивые приветствия из уст Самой Государыни. Ее Величество с особенным благоволением распрашивала его подробно о семействе его, сельской жизни, стихотворениях, и Слепушкин удостоился получить от Ней золотые часы.

О сих щедротах Слепушкин с восхищенным сердцем упоминает в стихотворении своем: глас благодарности:

 

Меня средь поселян друзей

В одежде блещущей покажут.

Отныне время жизни дней

Часы златые мне укажут.

 

Туда Вельможей я введен

Куда мне не было дороги,

И сельской житель приглашен

Царицей Русскою в чертоги.

 

ОНА во славе там была

Но больше благостью сияя,

Со мной Царица речь вела —

Меня приветливо лаская.

 

Милости Августейшей фамилии внушили Слепушкину много прекрасных пиэс, ознаменованных глубоким сердечным чувством благодарности; например: сельская песня: есть у нас Царь батюшка; Рыбацкие мины, детям о Государыне Императрице Марии Феодоровне, где так трогательно выражено им общее сердечное желание:

МАРИЯ! будь здесь доле с нами,

Чтоб долее благотворить!

Российская Императорская Академия наградила Слепушкина золотою медалью в 50 червонных, с надписью: приносящему пользу Русскому слову. Медаль сия вручена ему Президентом Академии, Министром народного просвещения, Александром Семеновичем Шишковым.

В числе знаменипых особ заслуживающих покровительством дарованиям признательность Отечества — должно особенно сказать о Ее Сиятельстве Княгине Татьяне Васильевне Юсуповой, которая собрала в пользу Слепушкина три тысячи рублей, и сим значительным пособием  доставила ему средства к получению отпускной со всем многочисленным семейспвом (*). Вот лучший пример благотворения и подвиг любви к Отечественному просвещению! — Слепушкин ныне уже не крестьянин Екатерины Владимировны Новосильцовой, а Санктпетербургский Купец 3й гильдии, но не оспавляет Рыбацкой слободы и продолжает свои сельские труды и торговлю.

И Вельможи и Литераторы проезжая чрез Рыбацкую посещают жилище сельского Поэта и каждый с удовольствием видел его приветливое гостеприимство, добродушие, и жизнь в благословенном семействе, — Жилище Слепушкина украшается портретами самим им писанными — с жены и детей его. Посетители с удовольствием замечают портрет Александра Семеновича Шишкова, писанный Слепушкиным заочно — с помощию памяти благодарного сердца; а за стеклом в красивой раме читают следующее собственноручное письмо Его Высокопревосходительства к Слепушкину от 3 февраля 1826 года.

«Почтеннейший крестьянин Федор Никифорович!

Российская Императорская Академия, в заседание свое сего Генваря 23 дня, 1826 года, слушала стихотворное сочинение твое, под названием: Досуги сельского жителя. Академия с удовольствием и не без удивления к природным дарованиям твоим нашла оное весьма хорошим, как по изящному вкусу и благонравию, так равно по простому, но благородному слогу и чистому языку, сельским описаниям приличному: а притом ведая, что ты, при должном попечении о семействе своем, не отставая никогда от занятий, состоянию твоему сродных, научился также самоучкою живописному искусству, и добрым поведением своим от многих заслужил похвалу, определила в ободрение за похвальную жизнь и труды твои награду, состоящую в средней золопой медали с надписью; приносящему пользу Русскому слову.

Препровождая к тебе оную от лица Академии, желаю, чтобы ты, достигши до глубокой старости, обратил заслугами и трудолюбием своим к чести Отечественных наук и художеств большее на себя внимание.»

« Министр народного просвещения и Президент Российской Академии Александр Шишков, »

Февраля 3, 1326 года.

 

Жители Рыбацкой любят, уважают Слепушкина, и хвалятся его именем. Приятно видеть, с какою приветливостию они встречаются с ним. — Он приобрел общую их любовь ласками, услугами и почитается общим их другом, к которому они обращаются для советов. — Удивительно, сколько один пример его приохотил жителей Рыбацкой и промышленников к чтению: многие из них в свободные часы — принимаются за книги, предпочитая мирные занятия прежним привычкам. Вот как развивается благодетельное семя любви к просвещению — смягчающее нравы и улучшающее жребий людей!

Михаил Суханов, Архангельский крестьянин, молодой человек, заслуживающий особенного внимания к его участи, первый счастливо последовал примеру Слепушкина; но дарование сего нового крестьянина Поэта — раскрылось не столько в сельских картинах, как в баснях, остроумных и приятно написанных. Суханов, почитая Слепушкина, сочинил к нему два послания и надпись к его портрету:

« Он первый на Руси свяпой

Из сельской хижины смиренной,

Самой Природой вдохновенный,

Пленял свирелью нас простой. »

Имя Слепушкина известно не в одной России. — В Англии, в Германии, во Франции, (смотри Rеvue Еnciclopedique и другие иностранные Журналы) — знают и хвалят Русского сельского Поэта — Рыбацкой.

Стихотворения Слепушкина тем более любопытны для иноcтранцев, что знакомят их с Русскими сельскими нравами и обыкновениями.

Из числа новых стихотворений (см. Первый пир новобрачных, Помощь поселян, Рекрутская очередь и проч.) многие замечательны красотами рассказа, на пример: Дедушкина прогулка и проч. — Пиэса Конь и Домовой сочинена Слепушкиным по задаче Александра Сергеевича Пушкина.

В первой части помещены прежде изданные стихотворения Слепушкина, с некоторыми поправками, сделанными им (**).

При новом издании приложенный портрет Слепушкина, (представленного в жалованном ему кафтане), чрезвычайно сходен и выражает все черты лица его, умного и приятного.

Заключаю сие предисловие прекрасною чертою души нашего сельского Поэта:

Расказывая мне, сколько теперь он себя почитает счастливым, относя все свое счастие к Промыслу Божию, Слепушкин признавался, что переворот с ним случившийся часто самого его удивляет. -«Когда, говорит он, еду я чрез заставу в Петербург, спрашивают меня об имени, и надобно мне отвечать: купец Слепушкин; внезапно мысль о столь быстром, столь неслыханном перевороте моего прежнего состояния, представляется мне, и кажется сам сомневаюсь, то ли я говорю? и сам себе не верю, как все это совершилось со мною! Тогда вдруг исторгаются слезы из глаз моих, душа моя исполняется благоговением к неисповедимому Промыслу и милосердию Божию, и я плачу пред изумленными часовыми, благословляя Царские милости и моих благодетелей.»

 

 

Б. Ф.

 

(*) У Слепушкина девять человек детей, жена и престарелый тесть.

**) Что же касается до замечания Г. Полевова, которому не полюбилось в предисловии прежнего издания, что Слепушкин вылечил ясными блинами свою руку, переломанную на мельнице, — то издатель не намерен в угождение прихоти Журналиста уничтожить описание случая, примечательного в жизни Слетушкина, и утаивать простое средство, спасшее жизнь его.

 

Досуги сельского жителя. Стихотворения Федора Слепушкина, 1828г.