Бронникова Е. [Вступительная статья: Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских…] // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1992. — С. 469—470. — [Т.] II—III.
http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra2/ra2-469-.htm
А. Т. Болотов
Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских…
В коллекции стихотворений ЦГАЛИ (ф. 1346, оп. 1, ед. хр. 56) хранится небольшая рукописная книга «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских, изображенных в ямбических белых четверострочных стихах: — в разныя времена и при разных поводах и случаях. А… Б… в 1817 году в Дворенинове». Это весьма любопытный документальный памятник отечественной словесности, памятник целостного христианского мироощущения.
Книга принадлежит перу Андрея Тимофеевича Болотова (1738—1833), человека разносторонних интересов: естествоиспытателя и философа, садовода и автора известных воспоминаний «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».
Рукописная книга размером 10 см x 16 см, объемом 304 страницы имеет темно-бордовый кожаный переплет, на корешке которого вытеснено: «Вздохи». На форзаце книги ее владельцами были сделаны записи следующего содержания: «Сочинение Андрея Тимофеевича Болотова, подаренное мне теткой Александрой Петровой Воронцовой-Вельяминовой»; далее — другим почерком: «От Алексея Павловича подарена Николаю Павловичу, а от него Павлу Аркадьевичу, его племяннику. Варшава. 12 сентября 1882 года. Н. Воронцов-Вельяминов».
В книгу вложен листок бумаги, на котором дано разъяснение этих записей: «Павел Аркадьевич — отец Михаила Павловича Вор.-Вел., проживающего ныне в Париже и являющегося собственником книги — и сын Аркадия Павловича, брата упомянутых Николая и Алексея Павловичей. Их отец Павел Петрович Вор.-Вел. родной брат упомянутой Александры Петровны и сын Петра Ивановича Вор.-Вел. и Настасьи Андреевны, урожденной Болотовой — дочери Андрея Тимофеевича Болотова» {ЦГАЛИ, ф. 1346, оп. 1., ед. хр. 56, л. 155.}.
«Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских» как-то затерялась среди огромного литературного наследия А. Т. Болотова и осталась не замеченной исследователями его творчества. Сведения об этой рукописной книге отсутствуют в наиболее полном описании рукописей Болотова, составленном историком литературы, библиографом С. А. Венгеровым в конце прошлого века {Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. V. СПб., 1897, с. 106—122.}. Факт этот можно объяснить отчасти колоссальным объемом написанного Болотовым в течение своей долгой жизни и составляющего, по подсчетам Венгерова, 350 томов обычного формата {Тамже, с. 107.}. Но главная причина — в утвердившемся мнении о скудости поэтической музы Болотова, не поднимавшегося далее создания «худосочных опусов» {Тамже, с. 107; БердышевА. П. Андрей Тимофеевич Болотов — выдающийся деятель науки и культуры. 1738—1833. М., 1988, с. 267—268, 300; Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1 (А—И), М., 1988, с. 117.}.
Однако не более ли близок к истине при оценке литературного дарования Болотова А. Гулыга, писавший: «Болотов — стилист замечательный, придающий словам особое, порой прямо-таки музыкальное звучание. Но чтобы зазвучала эта музыка, нужна была дистанция во времени: сто лет назад многое в болотовской прозе (и в поэзии?! — Е. Б.) ля нас это красота архаизма» {Гулыга А. Он писал о себе для нас // Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М., 1986, с. 4.}.
Судя по описанию рукописей С. А. Венгерова, в основу «Дюжины сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских» были положены «Вздохи», написанные ранее.
Так, в коллекции иваново-вознесенского краеведа Д. Г. Бурылина (1852—1924) имелись «Чувствования и мысли утешительныя, увеселительныя», «Чувствования и мысли устрашительныя и укорительныя» и «Чувствования и вздохи благодарственныя ко Творцу и Богу» {Венгеров С. А. Указ. Соч., т. V., с. 116, 120.}. В 1892 г. Императорская Публичная библиотека приобрела рукопись А. Т. Болотова, озаглавленную «Чувствования и вздохи покаянныя ко Творцу и Богу. Сочиненныя в разныя времена А. Б. в Дворенинове {Отчет Императорской публичной библиотеки за 1982 год. СПб., 1895, с. 130, 131.}. В отчете библиотеки были опубликованы три четверостишия из 386, составляющих рукопись. «Покаянные» вздохи не совпадают с теми, которые вошли во «Вздохи 4-го разбора. Вздохи разкаяния и покаянныя» из рукописной книги, хранящейся в настоящее время в ЦГАЛИ {Ср.: РО ГПБ, ф. 89 Болотовы, No 101.}.
Не удалось установить, каким образом и когда «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских» попала от потомков Анастасии Болотовой на государственное хранение.
При подготовке к публикации «Дюжины сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских» мы стремились к наиболее полному сохранению особенностей рукописи: сохранены архаизмы (незапно, егда, севодни, лзя);
сохранены случаи написания с заглавной буквы нарицательных существительных; сохранено различное написание некоторых слов: счастье—щастье, отцом—отцем и т. п.;
сохранено отсутствие или наличие мягкого знака между двумя согласными: нелзя—нельзя, сколко—сколько, делатся—делаться;
оставлено без изменений особенное написание некоторых слов: месец (месяц), блиска (близка), домайа (до мая), прозба (просьба), отъучать (отучать), выттить (выйти), нехочем, втеченьежизнимоея (в теченье жизни моей);
сохранено слитное написание частиц «ль» и «б»;
сохранены окончания прилагательных и местоимений: «-аго», «-яго», «-ыя»;
сохранена полностью авторская пунктуация;
сохранена авторская нумерация «вздохов».
«Вздохи» печатаются с некоторыми изменениями в орфографии. Буква «ять» заменена на «е», «і» — на «и», «ъ» (ер) в конце слова опускается. Унифицировано раздельное написание предлогов с существительными, частицы «не» — с глаголами, частиц «бы» и «ли» с существительными и глаголами. Обращения к Богу пишутся с заглавной буквы.
В угловые скобки заключены слова, прочитанные предположительно.
«Дюжине сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских» мы хотели бы предпослать отрывок из предисловия, написанного А. Т. Болотовым для своего нравоучительного сочинения «Чувствования христианина, при начале и конце каждого дня в неделе, относящиеся к самому себе и к Богу» и опубликованного в 1781 г. Н. И. Новиковым в типографии Московского университета:
«Не золотую и не бриллиантовую книжку предлагаю я Вам, благосклонный Читатель, а простую и содержащую в себе только слабое изображение чувствований и мыслей одного содержания Вашего, не стыдящагося тем званием, которое придано ему при Крещении.
Ежели Вы также не поставляете себе в стыд называться Христианином; имеете не совсем еще испорченное сердце; и не живете в явной вражде с самим Богом и Искупителем: то не сомневаюсь я, что может быть не одна, а многия из находящихся в ней мыслей, удостоятся Вашего благоволения; и Вы найдете в ней что-нибудь для Вас угодное, и не безполезное.
Когда же последует тому противное, и Вам будет она вовсе не угодна: то отпустите мне, что я неумышленно отяготил Вас сею небольшею книжкою, или чтением оной. В извинение свое скажу только то, что сочиняема она мною была не с теми мыслями, чтоб быть ей некогда преданой печати, также, что и теперь издаю ее не из тщеславия и не для получения корысти, а единственно только в том мнении, что может быть, послужит она кому-нибудь и иному в пользу, и найдутся люди, которые удостоив ее своим прочтением, меня за нее и не выбранят».
Болотов А. Т. Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских, изображенных в ямбических белых четверострочных стихах: — в разные времена и при разных поводах и случаях А….. Б….. в 1817 году в Дворенинове // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1992. — С. 471—539. — [Т.] II—III.