Стихотворения

Автор: Слепушкин Федор Никифорович



                              Ф. Н. Слепушкин

     Федор  Никифорович  Слепушкин был крепостным крестьянином. Он родился в
1783   году   на   Ярославщине,  в  деревне  Малое  Мочино.  Когда  мальчику
исполнилось  девять  лет от роду, отец, выучив грамоте, отвез его в Москву и
отдал   в   услужение   в   съестную   лавку.   Ярославская   губерния  была
малоземельная,  поэтому  многих  крестьян  господа  посылали  на заработки в
город.  Прослужив семь лет, Слепушкин вернулся на родину, нанялся работником
на  мельницу,  потом  женился  на  дочери  мельника и переселился в семьей в
Петербург, где занялся мелочной торговлей и лодочным перевозом через Неву.
     Под  влиянием  прочитанных  им  басен Крылова Слепушкин сам стал писать
басни;  четыре  его  басни  -  "Лев  и  Волк",  "Бык и Комар", "Лев и Барс",
"Собака,   Осел   и   Козлы"   были  в  1823  году  опубликованы  в  журнале
"Отечественные  записки". Издатель журнала П. П. Свиньин, поэты Ф. Н. Глинка
и  Б. М. Федоров приняли большое участие в судьбе крепостного поэта, помогли
ему выкупиться на волю, и он приписался к купцам третьей гильдии
     Окрыленный   успехом  своих  первых  стихотворных  опытов,  Слепушкин с
увлечением   отдается   творчеству.   В   1826   году  выходит  сборник  его
стихотворении,   который  назывался  "Досуг  сельского  жителя".  Российская
Академия присудила автору сборника зологую медаль.
     А.  С. Пушкин, жпвя в это время в Михайловской ссылке, читал, а потом и
перечитывал  "Досуги  сельского жителя", по его собственному признанию, "все
с  большим и большим удивлением", находя в их авторе "истинный свой талант".
Пушкин  просит  Дельвига:  "...пожалуйста,  перешлите  ему от меня экземпляр
Руслана  и  моих Стихотворений - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал
идти своею дорогою".
     Через   год   состоялось  личное  знакомство  двух  поэтов.  (Александр
Сергеевич в одном из писем не удержался от каламбура, обыгрывая две фамилии:
Пушкин   и  Сле-Пушкин).  Пушкин  подсказал  Слепушкину  тему,  которую  сам
разрабатывал   в   незавершенном   стихотворении   "Всем   красны   боярские
конюшни...".
     В альманахе "Памятник отечественных муз на 1828 год" Слепушкин поместил
стихотворение  "Конь  и домовой", которое вошло во 2-е издание книги "Досуги
сельского  жителя".  В предисловии "От издателя" указывалось: "Пиэса "Конь и
домовой" сочинена Слепушкиным по задаче Александра Сергеевича Пушкина".
     Впоследствии  Слепушкин  издал  еще две книги стихотворений и эпическую
поэму   "Четыре   времени   года".   Простота  и  непосредственность  первых
стихотворений   Слепушкина   позднее  сменились  вычурностью  и  откровенной
назидательностью.  В  своем творчестве Слепушкин почти не касался социальных
мотивов,  он  прославлял  такие  добродетели русского мужика, как смирение а
усердие  в  труде,  совершенно  но  принимая  во  внимание,  что труд эгот -
подневолен.  По  большей  части он создавал или стихотворные этнографические
описания,  или буколики. Для последних характерно стихотворение "Сбор грибов
и ягод", где русские крестьяне рисуются аркадскими пастушками:


...Как бархат, краснеет грядой земляника;
Увидев, девица как к кладу спешит;
Радостно сердце - находка велика!
Сбирает в корзинку и дале глядит,

Товаркам любезным "ау" повюряет.
К ней парень красивый тотчас подбежал,
Взглянула,- па сердце боязнь ощущает.
"Не бойся, Анюша",- ей парень сказал.

Приятное слово с приятной улыбкой
Девице любезной Иван изъявлял;
Анюша краснела, склонясь над корзинкой,
Он ягод в услугу сбирать пособлял...

     Реакционная  критика поддерживала Слепушкина в его стремлении создавать
далекие  от  жизни  идиллии,  видя  в  поэте "русского Феокрита". Белинский,
напротив,  не  одобрял  идиллических картин, создаваемых воображением поэта:
"Крестьяне  Слепушкина,-писал  он,-  похожи  на  тех  крестьян и крестьянок,
которые  пляшут в дивертисментах на сцене театра". Однако ранние, отмеченные
Пушкиным  стихотворения  Слепушкина  интересны  и  важны для истории русской
поэзии  тем,  что  они были первыми шагами в том направлении, которое вскоре
получило полное и великолепное развитие в творчестве А. В, Кольцова.
     Умер Слепушкин в 1848 году.



  ИЗБА

Я о мирной жизни сельской
Вам хочу сказать, друзья!

Как в тиши здесь деревенской
Добрая живет семья.
Старый дом с двумя окнами,
Весь соломою покрыт;

В нем и верх, и со стенами -
Все простой имеет вид.
Тамо видел я икону!
Впереди она стоит:

Перед нею ж по закону -
Свечка желтая горит.
Стол большой, и весь дубовый,
Не накрыт стоит ничем;

Лишь один корец кленовый
С добрым пивом был на нем!
Лавки с чистыми скамьями
В той избе вокруг стоят;

Шубы рядышком висят,
Чинно, вместе с зипунами.
Полки с кринками, с горшками,
Все опрятпо, на уряд.

Печь большая: - там полати,
Где семья ночной порой
Спит равно как на кровати
По трудах своих зимой.

Колыбель с дитей висела,
Там его покоил сон;
Мать при нем тогда сидела,
Пряжу вила с веретен.

Дед на печке и с детями
Сидя, лапотки плетет
И веселыми словами
Про старинушку поет!

На скамьях же за гребнями
Пряжу девушки прядут;
Бабы, сидя за станами,
Пестрядь, холст и сукна ткут,

С ними бабушка родная
Всей семье заводит речь:
"В чем же прибыль нам большая,
Что всего нужней беречь?"

Все, задумавшись, молчали
Перед бабушкой тогда;
Слов ее не отгадали,
Шел лишь свист с веретена.

Тут старушка им сказала:
"Вот что нам всего нужней! -
И на печку указала, -
Жить бы нам нельзя без ней,

В стужу печь нас согревает,
Хлеб готовит для людей;
Сердце старца утешает,
Он покоится при ней!

Вспомнит годы молодые;
Тут же детушкам игра;
Самый дым для нас, родные,
Много делает добра.

Примечайте, как затопит
Баба печку на заре,
Дым густым туманом ходит
В это время по избе.

Тем он сырость извлекает,
И клубясь уйдет трубой. -
Печь здоровье доставляет,
Даст и бодрость и покой".

<1823-1826>


  ОТВЕТ МОИМ ЗЕМЛЯКАМ

По селу меня ругают
Одноземцы за стихи,
Пустомелей называют:
Вот пустился на грехи!

"Знал бы торг, весы и меры,
Да о поле б не забыл,
Чем выдумывать химеры!" -
Мне знакомец говорил.

"Не в свое не суйся дело, -
Были речи земляка, -
"И скажу, голубчик, смело:
Стоит бить бы дурака!"

Но позвольте, сваты-други,
Вам причину объяснить:
Вить пишу я на досуге.
Так за что ж меня винить?

Рассудите вы, родные,
Лучше ль попусту гулять?
Нам минуты дорогие
Не велел господь терять!

Утром в лавке я бываю,
До обеда все тружусь,
В полдень счеты разбираю,
В вечер поздно спать ложусь.

Но урву какой часочек
От бессонницы своей,
Взяв бумажки лоскуточек,
За стихи я поскорей.

И в моем воображеньи
Жизни сельской красоты,
Как в веселом сповиденьи,
Представляются цветы.

И с бумагой разделяю
Я мечту тогда мою,
И, что в сердце ощущаю,
Я в стихах передаю.

Иногда пишу портреты
Я с родни, с детей, друзей,
Ставлю верно их приметы
В память радости своей!

Я искусства не имею,
Пред судьями вкуса нем.
Хвалят - веселюсь душою,
Хулят - не печалюсь тем.

Веселюся за трудами,
Как с палитрою сижу;
С доброй женкой и с детями
Час бесценный провожу.

Чем знакомым я мешаю?
Видит бог, не знаю сам!
Но на волю оставляю
Пересуды землякам.


<1800-е гг.>


                                   -=*=-

     "Издревле сладостный союз...": Антология поэзии пушкинской поры. Кн. II
/  Сост., вступ. статья, статьи о поэтах и примеч. Вл. Муравьева. - М.: Сов.
Россия, 1984.- 352 с.

     OCR Pirat